07:52 11.04.2012
На экраны страны выходит фильм «Учитель на замену», главную роль в котором сыграл оскаровский лауреат
Эдриен Броуди. Американский вариант нашей надрывной «Школы» (2010, Валерия Гай Германика) рассказывает о кризисе семьи, школы и всего общества.
Click to view
Российское прокатное название картины Detachment - «Учитель на замену» - звучит скорее как наименование очередной вульгарной комедии об американской школе. Но оригинальное название, которое переводится как «Отчужденность», передает смысл происходящего куда более точно и куда более обобщенно.
И никогда я так глубоко не чувствовал одновременно такой отчужденности от себя и такого присутствия в мире.
Альбер Камю (из пролога к фильму)
На примере отношений подменяющего учителя с учениками средней школы в неблагополучном районе Нью-Йорка и штатными преподавателями этой школы автор сценария и режиссер Тони Кэй предлагает размышление на тему кризисного состояния американского общества в целом. Поскольку Кэй - британец, его взгляд может быть даже более объективен, чем если бы за разработку этого сюжета взялся американец.
Тем более что американская тематика Кэю вовсе не чужда. Его картина «Американская история X» (1998) об американских неонацистах вызвала в год выхода большую дискуссию.
С одной стороны, новый фильм Кэя - история человека, учителя Генри Бартса, который потерял себя в круговороте американской жизни. У него внутри тикает взрывной механизм, его раздирают противоречия между сохранившейся в нем моралью и мучающим его дьяволом отстраненности от людей. Его отчуждение от жизни граничит с психическим заболеванием. Но проблема как раз в том, что болен не он, а общество, в котором он живет. Во всяком случае, то микрообщество, условно школа, с ненормальностью которого он сталкивается ежедневно, а порой и ежеминутно.
Школа для автора фильма Кэя - микрокосм, отражающий большой мир, в котором нарушены семейные связи, потеряна культура общения, в котором на родительский час не приходит ни один взрослый. Если потерянность школьников - подопечных Генри ужасна сама по себе, то подобранная им на улице несовершеннолетняя «жрица нелюбви» Эрика (Сами Гэйл) - обнаженная метафора потерянности американской молодежи.
Эрика - блудная дочь нынешнего американского времени, которая ищет утерянного отца и (тут радикал Тони Кэй обнажает свое сердце гуманиста!) после испытаний, драматически оправданных по фильму, находит его в Генри. Интересно, что свою реальную дочь Бетти Кэй режиссер снял в трагической роли школьницы Мередит, которая кончает с собой, не выдержав безнадежности отчуждения.
Генри Бартса играет лауреат «Оскара» за главную роль в фильме «Пианист» Эдриен Броуди. Броуди - также один из продюсеров картины. Во время встречи в отеле FourSeasons в Беверли Хиллз Броуди с энтузиазмом говорил о том, что им движет в работе и жизни.
- Похоже, что ваш фильм - трагический манифест о нынешнем молодом поколении, да и вообще о сегодняшних американских отцах и детях. Что вас привлекло в проекте, ведь он далеко не мейнстрим?
- Да, у меня была такая же реакция, когда я прочитал сценарий. История трагическая и поэтическая одновременно. И представляет наглядно мир, в котором мы живем. Как артист я хочу сотрудничать с людьми, которые рассказывают социально значимые истории, старающиеся затронуть души людские. «Пианист» тому пример. Тот фильм рассказал историю о невиданных зверствах с художественной выразительностью и без всякой сентиментальности. Картина предупреждает и напоминает людям о том, что может произойти в так называемом цивилизованном мире. «Отчуждение» тоже говорит о реальных проблемах сегодняшней молодежи, перед которой стоят огромные препятствия, о людях, которые хотят что-то изменить, но наталкиваются на непреодолимую стену.
- Ваш герой-учитель поначалу просто образец сдержанности. Но и он взрывается…
- Да, люди стараются сдерживаться. До поры до времени. Но напряжение растет, и Генри взрывается, когда его начинают преследовать за то, что он проявляет благородство. Мой герой старается помочь молодому страдающему человеку (Мередит) и нарывается на полное непонимание со стороны коллег-учителей. Думаю, многие люди в Америке апатичны к страданиям других потому, что боятся последствий своего участия. Если ты увидишь человека, валяющегося на улице, и захочешь помочь ему, тебя могут засудить. Если ты попал в автомобильную аварию и извинился перед другим водителем, это сочтут признанием вины. Я сам попадал в такую ситуацию. Вина была другой стороны. Но тот водитель молчал, как воды в рот набрал, боялся, что я его засужу. А я и не собирался! Все это потому, что мы живем в сутяжническом обществе и люди в нем боятся быть людьми, правда?
- Правда.
- Мы боимся быть человечными и обращаться друг с другом с добротой, как если бы мы жили в маленьком сообществе. Каждый день мы встречаем людей и часто даже не замечаем их присутствия. Не говорим: «Здравствуйте!» Мы блокируем в себе осознание, что все мы одной крови. Вот в чем проблема.
- Хорошо известно, что американская система образования в кризисе. Но настолько ли все плохо, как показано в вашем фильме?
- Ну, конечно, наша картина - весьма мрачная перспектива реальности. Но иногда нужно показать происходящее в таком неприглядном виде, чтобы пробудить желание перемен. Я не думаю, что наш фильм - критика системы образования. Он - критика всех провалившихся систем. В частности, системы семьи. Вот где начинается апатия, которая выливается в безразличие к образованию, здравоохранению.
- Фильм создает ощущение, что взрослые оказались заложниками детей. При этом не оставляет чувство, что и взрослые, и подростки полностью вне контроля. Взрослые кажутся детьми, а дети думают, что он взрослые…
- Это всё существовало в материале, но Тони (режиссер Кэй) только усилил это в картине. Вспомните время, когда вы были в позднем подростковом возрасте. Вам не казалось, что вы уже взрослый? Правда? Когда мне было 19, я думал, что я мужчина. И уже в 18 думал так же. Я думал, что я вполне созрел как личность. Я был уверен, что знаю, как поступать. Да, я был физически силен, но мое мироощущение было настолько ограниченным! Да, сегодня мы живем в очень быстром мире. В Америке особенно много влияний - интернет, поп-культура… Люди взрослеют, не становясь взрослыми. Он думают, что они взрослые, и посему им трудно уважать старших. Они не хотят продолжать обретать знания, они хотят скорее прыгнуть в мир и жить в нем. Хотят всего - немедленно! А тут вдруг тебя достают и ты должен принимать серьезные решения! Упс - я снова хочу быть ребенком!
Думаю, что наш фильм подчеркивает проблемы общества, его насильственность и зыбкость одновременно. И внутреннюю борьбу, которую приходится переживать многим людям. И это реальность, а не обман. Да, это мрачный взгляд, но он не выдуман. Это не фантазия. Очень печально, что вокруг нас столько действительно беспомощных людей, которые не знают, как себе помочь.
Полный текст Дневник кризиса rss2lj