05:55 03.04.2012
Из интервью ректора итальянской католической школы "La Traccia" Франко Нембрини новосибирскому сайту
tayga.info Необходимость поднимать вопрос воспитания есть не только в Москве или в России, но и в Италии, Бразилии, Африке. Целая цивилизация в глубоком кризисе. Проблема воспитания кажется мне самой важной в отношении нашего будущего.
Я преподаю 36 лет и, поверьте мне, хорошо знаю, что молодежь изменилась. Еще не было такого поколения, которое бы так сильно страдало, чтобы стать взрослыми. Родители часто говорят своим детям: «Дорогой сын, если бы ты был чуть-чуть лучше, тогда бы я любил тебя». Или еще хуже: «Дорогой сын, поскольку я люблю тебя, у тебя должны быть приличные оценки». Мы часто видим ценность наших детей в странице их школьного дневника или аттестата. Нужно изменить эти термины и сказать наоборот: «Дорогой сын, я бы отдал свою жизнь за тебя, такого, какой ты есть». Потому что именно это признание дает детям энергию учиться, изменяться, расти и делать то, что они должны делать.
Воспитывать нужно всегда. Евреи воспитывали своих детей в Аушвице, создавали школы в концентрационных лагерях. Это значит, что воспитание возможно всегда. Никто не может этому помешать. Современная молодежь находится в особых трудностях. Она слабее людей моего поколения. Она очень много страдает. И это только увеличивает ответственность взрослых. Я очень взволнован тем, что это поколение настолько одинокое и бедное, что у него больше нет ничего, чтобы защититься. Мы часто требуем от наших детей чего-то большего, и в итоге они вырастают с мыслью, что чем-то не подходят нам.
Отсюда - основные проблемы современной молодежи: они боятся принимать решения, боятся жизни, окружающей реальности, трудностей, которые могут возникнуть. Не бойтесь ошибаться. Воспитатель не должен бояться ошибок. Потому что он все равно ошибется. Дети прощают нас больше, чем мы прощаем их. Единственное, чего дети не могут простить родителям, - это отсутствие надежды. Отсутствие уверенности в позитивности жизни.
На днях у нас состоялась встреча, на которой несколько родителей обратились ко мне с замечанием. «Вы говорите о фигуре отца, которой больше не существует, - сказали они мне. - Ни в нашей культуре, ни тем более в сегодняшнем мире». Я ответил им, что наша культура уже около 200 лет разрушает фигуру отца. Было предпринято всё возможное, чтобы уничтожить саму идею отца, за которым можно следовать, у которого можно учиться. Мы живем в поражающей лжи, которая говорит, что свобода есть отсутствие какой-либо связи... Нужно, чтобы в семьях, в школе, в обществе кто-то осмелился показать, что такое настоящая свобода. Есть отцовство, которое всегда возможно. Которое дал нам Бог, и которое мы можем реализовывать всегда.
Есть преподаватели, которые могут поставить «пятерку», но при этом «наплевать» на ученика. И этот ученик, тоже «наплевавший» на своего учителя, остается один. И напротив, можно поставить ученику самую низкую оценку, но сделать это таким образом, чтобы тот понял, что учитель готов отдать за него свою жизнь. Самое великое слово, лучшее слово, которое я нашел для сегодняшнего дня, чтобы описать, что такое воспитание, - это милосердие, прощение.
Мне кажется, со стороны Церкви сегодня существует какая-то сложность восприятия религии как прекрасной стороны жизни. Она не в состоянии свидетельствовать религию как обещание счастливой жизни. Думаю, всё началось очень давно - во времена европейского просвещения, когда Церковь думала, что ей нужно защищать какие-то определенные христианские ценности. Но сами по себе ценности не оправданы, они не могут вовлечь и в чем-то заверить молодежь…
Полный текст Дневник кризиса rss2lj