Дорога Москва - Карелия - Мурманск

Mar 14, 2016 10:00



Открывая серию отчётов о путешествии #НашМурТур из Москвы до Мурманска и обратно, первым делом напишу о самой дороге: трасса E-105



На самом деле, целиком панъевропейский маршрут E105, конечно, намного длиннее (3775 км!). Он простирается от самого Крыма (Ялта) и аж до Киркенеса, что в северо-восточной части Норвегии, проходя через Мурманск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Москву и множество других крупных городов. Но нас интересуют лишь отдельные его участки: М-10 «Россия» (плюс куски платной М-11) от Москвы до Чудово, Р-21 «Кола» (она же, по старинке, «М-18») от впадения Волхва в Ладогу до Мурманска, и соединяющая их дорога Зуево - Новая Ладога.

Пути от Москвы до Мурманска почти ровно 2 тысячи километров.Яндекс-карты пессимистично (но правдиво) расчитывают 1 день 4 часа (т.е. 28 часов) чистого путевого времени. Гугловские карты оптимистичнее, и обещают доезд тем же маршрутом всего за 23,5 часа.





На мой взгляд, есть три варианта поездки: 1) с одной ночёвкой, 2) с двумя, и 3) без ночёвок вовсе. С одной всё понятно: нужно найти точку посередине маршрута, и ей окажется Петрозаводск. Он идеален для остановки ровно посередине пути: крупный, развитый и интересный город, много гостиниц, есть где поесть даже среди ночи.

С двумя ночёвками не всё однозначно: если с первой проблем не будет (Новгород, Чудово, вариантов масса), то после Петрозаводска аж до Кандалакши гостиниц нет. Соответственно, вторая ночёвка будет уже в Кандалакше - а там до Мурманска всего 3 часа езды остаётся. Другой вопрос, что в самой Кандалакше тоже есть чем заняться: можно там заночевать, а потом провести там день или два, и дальше уже двинуть в Мурманск, на Хибины, или уж куда вам нужно дальше на полуострове. Мы так и поступили :)

Ну и третий, самый жесткий вариант - путь вообще без ночёвок. Мы так ехали назад.... Это вариант для тех экипажей, где есть 2-3 водителя, кто умеет спать в машине на ходу, и когда важна скорость. Не буду томить: в три водителя мы проделали 2 тысячи км всего за 23 часа! Это с учётом завтрака, обеда, кофе-брейков, заправок и туалетов. Как это удалось - ответы ниже.



Наш верный #Бубусик

Самое Главное: дорога на всём пути отличная! Не, я серьезно. Можно выезжать из Москвы на любой пузотёрке, без особой подготовки (но всё же напомню вам " как не пропасть в снегах") и просто ехать. За все две тысячи километров, плохой дороги всего пара небольших участков (в районе Киришей, и затем в районе съезда на Кемь), в сумме всего 20-30 км. И то - там просто некомфортно, но вряд ли погнётся колесо или пробъется днище. Просто трясёт на ямах. Остальное - отличные шоссе, ровные, без ям, можно ехать быстро! На 90% трассы покрытие лучше, чем на МКАДе. Ширина везде разная, но обгоны не представляют особенной проблемы. Ремонты встречаются, в количестве 3-4 штук на всём пути.

Рассмотрим по участкам:

Выезд из Москвы: тут всё понятно. Мы выезжали ночью, поэтому без особых обсуждений от МКАД до Солнечногорска поехали по платной М-11. Тариф в 150 р поделенный на шестерых - вообще ни о чём, а время экономится как минмум полчаса, а то и целый час. Всё зависит от времени суток, пробок, и откуда вообще ехать. В Солнечногорске есть "Макдоналдс", в Клину есть еще и KFC. Заправок на участке много, в т.ч. с кофе и удобствами.

Примерно на 110-115 км (почти сразу за Завидово, не доезжая Эммауса) дорога пересекает длинным мостом Иваньковское водохранилище. На рассвете и вечером там бывает очень красиво, особенно если дымка висит над водой.

Тверь ночью романтичнее проехать через город, но быстрее и проще ехать по объездной. С Вышним Волочком тоже два варианта. Есть платный объезд, стоит 200 рублей. На объезде разрешено ехать 110 км/ч, но нет ни одной камеры, и машин тоже нет вообще :) Можно проехать и по-старинке, по М-10 через город, но там будут светофоры, плюс - населённый пункт, 60 км/ч.



д. Тютицы, Новгородская обл.

Дальше Яндекс-Навигатор предлагает идти аж до питерского КАДа. Я не вижу никакого смысла в этом, так что после Чудово сразу уходим на Кириши и пилим на север.

На въезде в Чудово прямо на трассе (н/п Успенское) справа есть неплохой мотельчик, в котором я имел счастье ночевать лет 10 назад. Был приятно удивлён, что он процветает и сегодня. Вдобавок, рядом с ним есть АЗС "ПТК" и открылся Бургер Кинг, рекомендую :)



После съезда направо, на дорогу Зуево - Новая Ладога, через 29км по правую руку будет аэродром Кусино. Это небольшой частный аэродром, на котором построена великолепная двухэтажная уютная гостиница , есть ресторанчик и сауна. Асфальтовая небольшая ВПП оборудована светосигнальным оборудованием и принимает круглосуточно. Заведение частное, но гостям рады. Если что, вышка работает на 120.15 МГц, позывной «Вектор». Полагаю, многим частным пилотам из подмосковья будет интересно туда слетать маршрутом.



Частный аэродром "Кусино", под Новгородом

Вообще эта дорога-срезка полна симпатичных пасторальных видов и достопримечательностей, и ради этого стоит срезать кружной путь. Часть дороги идёт вдоль реки Волхов, великой русской реки. В этих местах гремели важные исторические события времён Рюрика и Вещего Олега (в районе Старой Ладоги он и принял смерть от коня своего, кстати), тут много монастырей и старинных строений.



Волховская ГЭС

А еще по пути можно увидеть одну из старейших действующих ГЭС России, исторический памятник науки и техники, Волховскую ГЭС. Построена она была в 1927 году, а начата еще при Ленине. Она обеспечивала электричеством блокадный Ленинград, да и просто это - красивое сооружение.
После Киришей будет несколько км плохой дороги, но ничего ужасного там нет.

После выезда на трассу "Кола" неподалеку от города с забавным названием Сясьстрой и до самого Петрозаводска ничего особенно примечательного в дорожном плане не наблюдается. Качественное (хотя и узкое) шоссе полно прямиков, идёт с перепадами высоты, местами весьма живописно. Если вы пассажир, можно несколько часиков и вздремнуть.
Инфраструктура: есть придорожные кафешки (рекомендации лучше уточнять у дальнобоев), есть АЗСки.

Если вы едете без ночевок, то Петрозаводск останется справа. Но быть рядом и не заехать? В общем, город красивый и стоит посещения. С точки зрения автотуриста тоже: есть множество гостиниц, хостелов, кафе и ресторанов. Многие заведения работают допоздна. Можно купить сувениры и, конечно же, карельские настойки и бальзамы :) Мы изначально бронировали какой-то мини-отель, название уже не помню. Короче, по приезду оказалась шляпа. Открыли интернет, решили просто проехать наудачу 2-3 гостиницы, первый же попавшийся отель с прозаическим названием "Гостеприимство" нас устроил. Номера по 2600 за двоих с весьма неплохим завтраком. Не сказать, что отель суперический, но на 1 ночь пойдёт.



Петрозаводск, вокзал

После Петрозаводска советую уже внимательно следить за топливом: хороших заправок на трассе практически не будет. Более-менее приличные только ТНК рядом с Медвежьегорском и далее в районе Сегежи, дальше сотни километров уже до подхода к Кандалакше нормальных АЗС - не будет. Поэтому заправляем по возможности до горловины, и дальше расчитываем.

И вообще, советую про запас еще в Москве (или откуда стартуете) бросить в багажник канистру нормального топлива. Может пригодиться!

Примерно через 50 км от Петрозаводска есть съезд налево, на природный заповедник Кивач. Крайне рекомендуется к посещению - займёт не больше часа, но там очень красивые водопады, река и родники. Стоит посмотреть. Вода настолько чистая, что мы даже набрали в бутылки, чтобы потом пить по дороге. Посещение парка стоит 150 рублей.



Заповедник Кивач

Ну а после нужно запастись терпением: дорога хорошая, но долгая и пустоватая. Смотреть нечего. Если с погодой повезет - справа и слева будут проплывать красивые леса и поля. Очень редко встречаются кафе и заправки. Более-менее приличная забегаловка "Дом Корчмаря" с неплохим обедом (и чистым туалетом) имеется в деревне с забавным названием Пушной, прямо на трассе слева. Не сказать чтобы haute cuisine, но борщ с домашней лепёшкой очень ничего, да и люля кебабы с шашлыком вполне аппетитны. Дальнобойщики аппрувят :)



Кафе-кебаб в Пушном

После Пушного ближе к съезду на Кемь будьте внимательны: километров 15 дорога сильно подпорчена ремонтом. Ехать нужно 50-60 км/ч, объезжая ямы. Но потом - всё ОК.

Примерно на 600-м км от Петрозаводска, после н/п Тэдино (там есть АЗС и кафе, но доверия их вид не внушает), стоит стелла "Полярный Круг" слева по ходу движения. Там принято останавливаться, фоткаться и вешать на ветки сувенирчики и записочки. Дальше - кому куда. Через 100 км на пути лежит Кандалакша (от Петрозаводска 700 км ровно), и еще через 77 км от неё - поворот на Хибины (Кировск/Апатиты). Сноубордерам и лыжникам сюда. Мне эти места ещё только предстоит разведать, но в общем доехать до Хибин на машине из Москвы - не очень-то и сложно.

Что касается Кандалакши, про неё будет отдельный пост. Но сразу хочется сказать - это классное местечко для промежуточной остановки как на ночлег, так и просто на 2-3 дня отдыха и развлечений. В городке есть где остановиться, покушать, и всё прочее.



У яхт-клуба

Во-первых, советую Яхт-клуб Кандалакши. Там отличный ресторан с панорамными окнами и видом на акваторию Белого Моря и заповедник. Во-вторых, можно заночевать. Там вообще много чего планируют, целый туристический комплекс. А летом будет большая парусная регата! В общем, именно это место мы выбрали для ночлега, и не пожалели!

Ну а за активный отдых в городе отвечает супер-клёвое агентство "Рокан-Тур". Они делают покатушки и туры на снегоходах, по таким местам, которые просто невозможно представить. В Кандалакше и на Хибинах. Ну а цены... Большой тур на весь день по горам на отличных новых Lynx'ах стоит 4-6 тысяч рублей. За эти деньги в Подмосковье можно покататься всего час-полтора по полянке. В общем, там много чего есть, и кстати, в самой Кандалакше есть несколько горнолыжных склонов длиной ~1,5 км., по пути в Кировск можно начинать разминаться тут.



Берег залива в Кандалакше

От Кандалакши до Мурманска остаётся часа три расслабленной езды. Дорога там одна, все указатели ведут на Мурмансе, заблудиться негде. Ближе к Мурманску АЗС - в большом количестве. Ну а о самом Мурманске и его дорогах - напишу отдельно.

Вот и вся дорога :-)



После долгого пути важно хорошо отдохнуть. Мы выбрали лучшее - мурманский "Азимут"

С машиной всё понятно: чем она больше и комфортнее, тем лучше. Более длинная база всегда делает езду по трассе комфортнее. Но в целом, эта дорога позволяет ехать на любой машине, бездорожья тут нет. Желательно, чтобы машина была полностью исправна и обслужена. Я выбрал для путешествия лучшее, на чём может ехать в путешествие команда из 6 человек - Volkswagen Caravelle T6 в комплектации Highline. Мы ласково прозвали его "Бубусик". Подробный тест-драйв будет и у меня и у m_maluev позднее.



Теперь немного о том, что полезно взять с собой в дорогу:

1) Антирадар + приложение на смартфон - камер очень много! И обычные "стрелки", и "автодории", и даже просто, по-старинке, сотрудники с "биноклем". Поэтому если хочется ехать побыстрее (а дорога позволяет), желательно иметь классический радар-детектор плюс отдельно поставить на смартфон программу, которая по координатам GPS и базе данных предупреждает о камерах. Я давно пользуюсь программой "Антирадар Стрелка", в AppStore ищется.

2) Навигатор (Яндекс) - удобно поставить на отдельном экране (у нас это был iPad). Заблудиться там особо негде, но удобно когда заранее знаешь куда будет изгиб дороги и какой крутизны, особенно ночью.

3) Рация CB - "прошлый век" скажете вы, и зря! Абсолютно все грузовики на трассе и многие фургончики, басики и т.д. всегда слушают 15-й канал. Просто слушая эфир множно узнать много о дорожной обстановке, придорожном сервисе и жизни в целом, а обгоны "караванов" становятся намного легче. Нужно просто вежливо попросить дать знать, когда можно будет обогнать, из кабины фуры дорога просматривается намного лучше, плюс они всегда прижмутся и сбросят скорость, если нужно. Там своеобразная фразеология и правила хорошего тона, но освоить это совсем несложно :)
Кроме того, можно узнать насчёт еды и заправок у людей, которые дорогу знают лучше всех. СиБи - вечная, незаменимая "соцсеть" профессионалов большой дороги. Нужно пользоваться! Приличный комплект можно купить на Авито тыщ за 5, или попросить у друзей погонять на время.

4) Электричество - Естественно, со всей этой фигнёй надо как-то взлететь, поэтому нужен разветвитель прикуривателя дырочек на 5, +USB порты. Нелишним будет и инвертер 12v>220v, ватт на 300 с обычным домашним удлиннителем. Розетки в машине - это очень удобно. А удлиннитель также пригодится и ночью в гостинице: нужно одновременно заряжать много чего, а розеток всегда мало (к "Азимуту" это не относится, там в номере сразу есть зарядки для всех гаджетов!)

5) Канистра - я уже упоминал. Даже 10-литровая канистрочка может очень пригодиться. По неопытности часто бывает трудно расчитать топливо на трассе. В Москве и подмосковье мы привыкли, что бензин есть вообще везде. Главное, чтобы она была металлической и абсолютно герметичной, тогда никакого запаха в салоне не будет.

6) Термосы и перекус - тоже самое, приятно притормозить и попить чаю в красивом месте. На таких больших расстояниях также очень рулят сухофрукты, батончики мюсли, яблочки, бананы, сушки. А наша fotografersha заготовила чищеных морковок большой пакет, они отлично пошли! Это всё здорово разбавляет скуку и оттягивает остановки, таким образом сокращая путь.

7) Набор автотуриста - про это я уже писал ранее, повторю кратко: хороший трос, хороший фонарь, лопатка, незамерзайка, большой огнетушитель (5, лучше 10л), пледики и подушечки.



Ночной Мурманск с 14 этажа отеля "Азимут"

Ну вот и всё, поднимайте задницу с дивана и вперёд!

Наши партнеры:











Снято на SONY a6000

Так же смотрите и читайте об этом путешестии во всех соцсетях по тегам #нашмуртур и #карелиямурманск, а также у aviator_ru, fotografersha, m_maluev и disp_dme

Карелия, Экспедиция, НашМурТур, Советы, Мурманск, Кусино, travelhacker, Авто, vw, travel

Previous post Next post
Up