И в сети, и в разговорах часто перетираются вопросы о том, что и как везти в багаже и ручной клади, сколько вообще можно взять багажа, как "протащить" побольше забесплатно. Давайте собирать лайфхаки, делимся :)
Как любитель сноубординга, я лично сталкиваюсь с этой проблемой каждый раз, когда еду кататься в горы со своей снарягой. Опыт десятка лет катания по миру выработал такую тактику: если я еду в какую-то поездку и заодно где-то катаюсь, я беру с собой только куртку-штаны и свои, идеально подобраные боты. А доску, крепы и прочее я беру на месте в аренду. Шлем - как пойдёт, ради одного дня катания не потащу, но с другой стороны, внутрь шлема хорошо класть хрупкие предметы. Если же я еду в поездку именно ради катания, на неделю или больше - тогда беру с собой всё. У меня большой полужесткий кейс на колёсиках для сноуборда, куда я кладу помимо 1 или 2 досок ещё кучу одежды, боты, всё железо. А на обратном пути, что уж греха таить, еще и пару бутылок местного винца.
Но даже если не говорить о сноуборде. В этом году летом мой отпуск сразу перетекал в командировку (а там нужна вся фототехника, штативы, ноут и прочее), поэтому был взят большой чемодан + рюкзак. С таким набором лоу-кост точно не подходит!
Далее:
Итак, по багажу:
- Первое и самое главное. Всегда заранее внимательно нужно изучить правила и нормы провоза багажа по вашему конкретному тарифу, причем еще до оплаты билетов. Ссылка на правила всегда есть на странице покупки. Если что-то неясно - нужно звонить на горячую линию авиакомпании (даже если покупаем через агрегатор).
Раньше я бы сказал - "в случае, если багажа будет много." Теперь проверять надо всегда: даже и у больших "классических" авиакомпаний, вроде Swiss, AirFrance появляются сверхэкономичные тарифы, которые не включают багаж в цену. И купив этот "super-saver" может оказаться, что чемодан будет стоить еще тысячи три рублей сверху, причем нужно будет бегать с ним уже в аэропорту. - Взвешивать багаж лучше заранее, еще дома. Можно с помощью безмена. А если его нет, можно взвеситься на обычных напольных весах сначала с чемоданом, потом - без, и немного арифметики. В аэропорту всегда есть весы, но если искать лень, как правило можно на любой свободной стойке регистрации поставить на ленту, и на экране будет показан вес.
Багаж грузят обычные люди - поэтому абсолютный предел массы для 1 места багажа равен 32 кг, а стандарт ~20.
- С лоу-костерами (или "бюджетными перевозчиками") нужно быть внимательными вдвойне. Самый "скандальный" перевозчик сейчас - это авиакомпания "Победа". Она официально разрешает в ручной клади провозить только дамскую сумку или папку для бумаг, и если даже у дамской микро-сумочки есть лямки, заставляют платить как за рюкзак. Сумка для ноута, даже сверхтонкого, за папку для бумаг тоже не прокатит. Тоже самое с сумками для фотоаппаратов. Причём, на стойке ваш декоративный рюкзачок могут пропустить, а вот уже у гейта специально обученный "болванчик" вам сообщит, что либо вы прямо сейчас бежите и оплачиваете 2 тысячи рублей, либо не летите вообще. Скандалить бесполезно, только нервы потратите. Они выслушивают десятки смачных проклятий каждый день, им пофиг. Поэтому проще заранее оплатить все "экстры" на сайте, на стойке или у гейта заставят платить значительно больше.
И это не "Победа" или аэропорт такие вредные. Это основа бизнеса лоу-костера, будь то Ryanair, Wizz, AirAsia или кто угодно из "бюджетных": дополнительная оплата берётся за всё! Рюкзачок в салон, чашка кофе или вода на борту, сесть вместе, выбор места, даже за оплату картой возьмут комиссию (а по-другому и не оплатишь!). Кроме того, они не ждут опоздавших - это дорого для компании, поэтому очень важно быть вовремя у гейта. Замечтались в дьюти-фри на лишние 5 минут - самолёт просто улетит без вас, искать никто не будет. В Европе к этому давно привыкли, потому что реально дешево. У нас пока не особо. - Отсюда вывод: если летите куда-то на выходные налегке, или на деловые переговоры за свой счёт с небольшой сумкой, и при этом летите один: лоу-кост отлично подходит. Если надолго (в отпуск, длинную командировку), с объёмным багажом, детьми или животными - проще взять регулярный рейс обыкновенной авиакомпании (Аэрофлот, Lufthansa, British Airways и т.д...) Билет будет дороже, зато тут включена еда на борту, багаж, и на лишний килограмм-два в багаже просто закроют глаза, а ручную кладь вообще взвешивать никто не будет. Кроме того, у таких авиакомпаний в сезон обычно сверхгабаритное горнолыжное оборудование до едет бесплатно, в рамках одного места багажа (который обычно ограничен 20-23 кг и ~160см по трем измерениям габаритов в эконом-классе).
- Авиакомпании, как правило, гораздо лучше относятся к владельцам всевозможных карт и членам программ лояльности. Речь не о привилегиях, но при минимальном перевесе, владельца даже самой базовой карты доплачивать вряд ли заставят. А если будет овербукинг, то есть пассажиров на рейсе будет больше чем мест, "постоянный" клиент имеет намного больше шансов улететь этим рейсом, чем пассажир без статуса. Завести карту - дело пяти минут. Обычно можно заполнить анкетку в полёте, отдать бортпроводнику, сразу же получить номер, а потом просто указывать его при бронировании.
- Обычно в салон разрешается брать сумки, влезающие на багажную полку (перед стойками регистрации, часто стоит специальный "мерный ящик", как на фото выше - если ваша сумка туда влезает, значит её пропустят в салон). Масса ручной клади обычно от 7 до 10 кг в экономе и до 15 в бизнес-классе, у всех авиакомпаний по-разному. Вот небольшая таблица.
- Есть тонкость, на которую не все обращают внимание. В ручную кладь не включаются: дамские сумочки, мужские портфели, папкидля бумаг, зонтик, букет цветов, верхняя одежда, ноутбуки и планшеты, фотоаппараты, видеокамеры, журналы, детское питание, костюм в портпледе и сумки с покупками из «Duty Free». Отсюда лайфхак: по карманам можно распихать кучу вещей. В ручной клади ноутбук с зарядкой будет давать ~2 кг веса, а отдельно от неё - уже не считается, достаточно переложить его в пакет. Фотоаппарат с самым тяжелым объективом на шею, объективы, вспышки, батарейки - по карманам. В хороший мужской портфель можно вообще вещей на целый отпуск напихать :)
- Если вас кто-то провожает, можно часть вещей выложить и пусть провожающий с ними подождет неподалёку. После регистрации это можно упихать в ручную кладь. Взвешивать еще раз её никто не будет (если только не "Победой" лететь, конечно!). Но помните, в ручную кладь много чего нельзя класть, в первую очередь - жидкости, колюще-режущее и т.д. Если летите с рюкзаком, то можно взять еще какой-нибудь прилично выглядящий пакет, бумажный или полиэтиленовый. Скорее всего на него вообще никто внимание не обратит (в смысле доп. места ручной клади. Но понятно, на контроле безопасности тоже его досмотрят)
- Если вы возвращаетесь из гор, с катания, постарайтесь хорошо просушить вещи. Если покататься в день вылета, да еще и мокрой весной, или под сильным снегопадом - влага в одежде запросто даст до 3-5 лишних кг на человека. В "горнолыжных" аэропортах иногда относятся с пониманием, но совсем не всегда.
- Кофр для сноуборда на колёсах - отличный чемодан, причём оборудованный жесткой стенкой. В нём хорошо едут бутылки, особенно внутри бот. Поэтому, если провоз сноубордов в авиакомпании бесплатный (23, но бывает, до 32кг), нужно напихать в него по-максимуму! Не забудьте, такие кофры идут через стойку негабаритного багажа (там иногда еще раз взвешивают чтобы не "докладывали"), и получать их тоже нужно будет не на общей багажной ленте, а в спец. пункте выдачи негабарита.
- Если часто летаете без багажа, с одной ручной кладью: лучше всего завести себе чемоданчик жесткого типа на 4-х колёсиках, максимально допустимого "кабинного" размера, с выдвижной ручкой. В магазине на бирке обычно пишут "cabin allowed size" или вроде того. Обратите внимание - обычно члены экипажа с такими гоняют. В них много влезает, и как правило их даже не взвешивают, просто скажите "я лечу без багажа".
- Человек за стойкой - тоже человек! На самом деле, эта должность называется "Диспетчер по организации пассажирских перевозок". И они тоже любят, когда им улыбаются, когда с ними вежливо общаются, а за границей - когда иностранцы (то есть мы) с ними говорят на местном языке :) Это они решают по местам в самолёте и по багажу, так что в случае симпатии могут пойти навстречу, а могут и наоборот - из вредности чё-нить начудить! Так что улыбайтесь, будьте вежливы и постарайтесь найти контакт с человеком за стойкой. Ну и свою платиновую карту не забудьте, конечно.
Был случай, когда я возвращался с островов в Москву после нескольких месяцев там. Помимо всех вещей, которые я брал туда изначально, я вёз назад кучу хлама, который я купил уже там - штативы, обвес для камеры, кучу всякого тряпья и обуви. Короче, сумка 26 кг и рюкзак с ноутом 13 кг, при разрешенных 23 + 10. Сумку сразу не пропустили. Я отошёл и переложил кое-что в рюкзак. На втором подходе сумка стала 23.5, а рюкзак я так непринуждённо закинул за одну лямку (на онемевшее нахрен тут же плечо), что взвешивать его не и стали. Но если бы даже стали - я бы тогда фотик на шею и ноут отдельно - минус 4 кг! Короче, в случае с тяжелыми рюкзаками, на стойке нужно сделать вид что он лёгкий :) не снимать с плеча, и не ставить на весы.
PS Всегда перед полётом отрывайте с багажа старые стикеры и бирки.
Теперь делитесь своими советами :)