Ещё на прошлой неделе на Дальнем Востоке можно было застать невероятную, ослепительную, невесомую осень. Будто в качестве возмещения за разоренье, учиненное буянившим Черным Драконом (так по-китайски величают Амур), спохватившийся Творец направил стайку своих нарочных ангелов с распрыскивателями погодной благодати. Боже, я и запамятовал, что у Тебя за пазухой есть такие холсты.
Жить в такой осени… нет, жить такой осенью, дышать ею, застыв у кромки Тихого океана или гуляя по заповедной тропе Большого Хехцира, всё равно, что очутиться в каком-то из своих самых счастливых детских сновидений.
Может быть, в эти первые дни после отступленья стихии с моей стороны было и не совсем этично так радоваться жизни, так праздновать её, обернувшуюся волшебницей и ворожеей, но, каюсь, ничего не мог с собой поделать. Праздновал, наслаждался праздником, пил настоящий таежный бальзам до предутренних сумерек и встречал сумасшедшие по красоте рассветы.
Хабаровск, Биробиджан, Владивосток… Тайга, сопки, вулканы… Ощущение нескончаемого прозрачного простора, подобного космосу. Такого ощущения у меня не было ни в пустынях Аризоны и Юты, ни в Северной Англии, ни где-нибудь ещё на свете.
Но главное моё потрясение от Дальнего Востока - это всё-таки люди.
Пришлось много общаться с тамошним народом. И в поездах, и в домашних застольях, и даже на рыбалке. Не думал, что в 50 лет мнение о людях может вновь перевернуться, опрокинуться. Оказывается, московский синдром цинизма, прагматизма, лицемерия, отчужденности друг от друга распространился ещё не повсюду. Какие же открытые, доброжелательные, наивные и красивые люди сохранились ещё в этом воистину заповедном ареале, находящимся, по нашим представлениям, у черта на куличках. У меня была возможность убедиться в правоте сказанного выше неоднократно - и в каких-то, на первый взгляд, малозначительных проявлениях человеческой натуры, и, что называется, по-крупному. Но это уже совсем другая, отдельная история.
Досадно только, что всех этих замечательных людей наше бандитское государство сейчас опять кидает самым бесстыдным образом, наживаясь на человеческой трагедии. А заодно охмуряет и всю страну.
Так случилось, что в Хабаровске мне краем глаза удалось взглянуть на так называемый благотворительный телемарафон первого канала. Это когда устраивалась всенародная выемка денежных средств в бандитский общак посредством приема sms-сообщений. Распинался как раз какой-то высокопоставленный чиновник МЧС, сообщая растроганной аудитории о том, что после завершения спасательной фазы работ в Хабаровске и окрестностях сразу же начались восстановительные работы. Усталым голосом скромного героя сей кабинетный джедай поведал, что ребята из его воинства якобы уже добрались до каждого разрушенного дома и восстановили пострадавшие жилища. Публика утирала слёзы, режиссёр сего пафосного карнавала крупным планом выхватывал лица, преисполненные гордости за державу. Всё ложь, ребята! Беззастенчивая, циничная, преступная ложь. Буквально накануне меня возили в один из наиболее пострадавших районов непосредственно под Хабаровском с незатейливым названием «Дачи».
Никакой помощи от государства на тот момент никто там не получил. Ни на аптекарский гран! Ни в плане помощи в работах по восстановлению домов, ни копейкой какой. И так повсюду. Люди полагаются исключительно на себя и на помощь друг другу. И, что удивительно, не теряют ни оптимизма, ни чувства юмора, начиная, в сущности, отстраивать жизнь заново. А это значит, что миллиарды бюджетных средств, направленных на экстренное восстановление жилого фонда, уже разворованы, о чём и отчитался наш бравый чиновник на телемарафоне. По документам всё уже закрыто, всё отработано. Оторопь берет от такой вот смердящей державности.