Оригинал взят у
alpinistв
свящ. Георгий Чистяков. Комментарий к формуле "нет власти не от Бога"Если мы с вами вот сейчас переходим к размышлению о том, что христианин должен быть активен, - а мы знаем из прошлого, как активны были подвижники, как активны были праведники, как активна была в высказывании своих взглядов на жизнь общества мать Мария Скобцова или многие другие люди ее времени и предыдущего времени, - в частности, великая княгиня Елизавета Федоровна, - если мы сейчас все-таки перейдем от этой проблемы того, что христианин не должен быть пассивен, - христианин не должен автоматически признавать любую власть и любую форму правления, а должен помнить о том, что власть от Бога тогда, когда она - власть.
Апостол ведь, когда говорит в своем выражении: «несть власть, аще не от Бога», употребляет слово «Exousia». А «Exousia» - это власть, когда она есть начало разумного управления. Он мог, говоря о власти в русском смысле этого слова, употребить какое-нибудь другое греческое, например, «dunamis» - сила, - он ведь не его употребляет. Или «kratos» - могущество - тоже применительно к государству употреблялось такое слово. Нет, он говорит - не «dunamis», он говорит: «Exousia», имея в виду, что власть - тогда власть, когда она разумна: вот тогда она от Бога.
А может быть банда разбойников, которая захватила верховенство в государстве. Тогда говорить, что такая банда тоже освящена, что её деятельность освящена Богом, - абсолютно недопустимо. Если мы вернемся к тексту Послания к Римлянам, то дальше там говорится: «Власти же, которые есть...» - и вот эта вот частичка «de» греческая - «же» по-русски - она указывает на то, что таким образом могут быть какие-то государственные структуры, которые не от Бога: «Власти же, которые есть сейчас...» - они от Бога установлены. Иными словами, Апостол показывает, что языческая римская империя - государственная система не христианская, но основанная на праве, - а римская империя основана на римском праве - она установлена от Бога. Таким образом, Апостол нам показывает, в общем, какую мы должны искать государственность - государственность, которая основывается на праве, а не на каких-то идеологемах. Не государственность восточного типа, а государственность, которая сегодня называется демократической.
Но если мы от этой проблемы перейдем к другой и вспомним, выступая за демократию, выступая за ту государственную систему, которая даёт возможность нам свободно исповедовать нашу веру, свободно учить вере детей, свободно проповедовать, издавать Слово Божие, говорить о Боге, издавать другие книги, которые мы почему-то считаем нужным издавать, - вспомним, что у этой системы очень много противников, - и, конечно, нам очень трудно относиться к ним хорошо. Мы их считаем, если не врагами, то, во всяком случае, людьми, взгляды которых для нас неприемлемы, людьми, которые, с нашей точки зрения, у власти находиться не должны. Если бы они не находились у власти, если бы они были от власти отстранены, то мы б, наверное, научились: с легкостью их жалели, им сострадали и сумели бы выполнить ту заповедь, которую нам дает Христос, говоря: «Любите враги ваша».
- Но, простите, отец Георгий, если мы можем говорить, что советская власть была властью фальшивой, - это была, собственно говоря, не власть...
- Да, это была именно не Exousia, а dunamis.
- Слову «власть» нет другого какого-то слова...
- По-русски - только одно слово: «власть», а по-гречески их много, разных слов.
- Здесь нет эквивалента, который выразил бы значение: «неправедная власть».
- В русском языке нету такого слова, потому что на Руси не было правового сознания. У греков, у римлян оно было, и поэтому у них разные термины обозначают власть законную и власть захваченную, власть незаконную. Мы вынуждены к слову «власть» прибавлять разные эпитеты.
- Ну да: это была тирания. В конце концов, в русский язык это слово вошло. Но...
- Да. Апостол же не говорит, что turannis (тирания) или dunamis (сила) - от Бога. Он говорит: от Бога - Exousia. А Exousia - это власть разумная, власть законная.