В Задар и Нин стоит ехать для того, чтобы увидеть византийские и романские памятники и самые ранние памятники именно славянского, хорватского христианства. В Задар также стоит ехать ради почитаемых православными и католиками мощей св Анастасии Узоразрешительницы и св Симеона Богоприимца.
Нин один из древнейших городов Центральной Далмации. Согласно археологическим раскопкам поселение появилось здесь около 10 тысяч лет назад, в доримскую эпоху его населяло иллирийское племя либурнийцев. При римлянах он представлял собой укреплённое поселение Аэнона, расположенное на островке рядом с берегом. В римский период был построен один из самых больших далматинских храмов, где исповедовался культ императора Августа.
В V веке после распада Западной Римской империи город регулярно подвергался набегам различных завоевателей. В VII веке сюда, как и на всё далматинское побережье, пришли славяне.
В период раннего хорватского государства Нин стал одним из важнейших городов страны. Князь Бранимир, первый правитель независимой Хорватии в 879-892 годах, имел в Нине резиденцию, фактически при нём Нин стал первой столицей страны. В это же время Нин стал центром крупной епархии, кафедральный собор, Собор Святого Креста, построен в IX веке.
В X веке при короле Томиславе I в ходе разгоревшихся церковных споров Нин стал центром партии, которая стояла за сохранение славянского богослужения. Лидером этой партии был епископ Гргур Нинский, который почитается в современной Хорватии как борец за национальную культуру и язык. Гргуру противостояла партия сплитского епископа, которая стояла за латинизацию литургии. На церковных соборах 925 и 927 годов победили сторонники латинизации, однако славянское богослужение сохранялось в Хорватии ещё долго.
Собор Святого Креста - маленькая крестово-купольная церковь IX века. Местная традиция называет её «самым маленьким собором мира». Внутренние размеры церкви - 7.8 м в длину, 7.6 м в ширину и 8.2 м в высоту. Толщина стен - 57 см. Несмотря на то, что Нин несколько раз в Средневековье почти полностью разрушался, Собор Святого Креста чудом остался нетронутым и дошёл до нас в первозданном виде. Он представляет из себя один из немногих сохранившихся в Хорватии образец древне-хорватского (не византийского и дороманского) стиля строительства христианских храмов.
Солнечный луч отмечает на полу время суток. По нему в древности отмеряли когда начинать, когда заканчивать богослужение.
Памятник Гргуру Нинскому. Гргур - епископ города Нин в 900-929 годах. Прославился борьбой против латинизации славянского богослужения в Хорватии. Деятельность епископа Гргура способствовала развитию хорватского языка и распространению христианства в Хорватии.
Гргур Нинский был активным сторонником богослужения литургии римского обряда на славянском языке, главным доводом епископа был факт, что незнание латыни подавляющим большинством хорватов мешает распространению христианства. Нинский епископ перевёл латинский миссал на хорватский язык. Богослужебные книги писались на глаголице. Таким образом, Гргур Нинский заложил основы глаголического обряда.
При короле Томиславе I были организованы два Сплитских собора в 925 и 927 годах, на которых нинской партии противостояли сплитские сторонники латинизации литургии. В итоге сплитчане одержали победу, нинская епархия была присоединена к сплитской, а Сплит стал религиозным центром страны. Однако введение латинского богослужения шло очень медленно, наталкиваясь на сопротивление как паствы, так и священников, и глаголическая литургия служилась в Хорватии ещё много столетий, а впоследствии была наконец узаконена.
Церковь Святого Николая - расположена на холме неподалёку от Нина. Построена в романском в XI веке. Место коронации нескольких королей Хорватии.
Задар - сам по себе довольно древний город. С IX века до н. э. здесь существовало поселение иллирийцев, называвшееся Ядера. В I век до н. э. город был завоёван римлянами.
В V веке после распада Западной Римской империи город регулярно подвергался набегам различных завоевателей. В VII веке сюда, как и на всё далматинское побережье, пришли славяне, и в этот же период город попал под власть Византийской империи и стал столицей византийской провинции Далмация. В начале IX века город завоевали франки, однако уже в 812 году он снова отошёл Византии. Задар был местом пребывания стратега (проконсула Византии). После недолговременной власти Венецианской республики в 1000-1024 годах Византия вновь вернула город.
В 1069 году королю Хорватии Петару Крешимиру IV удалось реализовать давнюю цель хорватского королевства, за которую оно безуспешно боролось много лет. Петар Крешимир заключил договор с Византией, согласно которому побережье Адриатики с важными портовыми городами, включая Задар, перешло под власть Хорватии. С этого времени почти исключительно романское население Задара начинает разбавляться хорватами, которые из окрестных славянских поселений постепенно переселяются в Задар.
В 1105 году Задар по Трогирскому соглашению признал власть венгерского-хорватского короля на условиях весьма широкой автономии. После этого город оказался вовлечённым в постоянные войны между королевством и Венецианской республикой, в результате чего многократно переходил из рук в руки. Для венецианских торговых путей в Адриатике Задар был ключевым пунктом, поэтому Венеция боролась за город ожесточённо. Население города было на стороне королевства, которое предоставляло задарчанам существенно большую автономию, чем Венеция. В середине XII века венецианцы подчиняют Задар, два восстания горожан против них (в 1164 и 1168 годах), поддержанных войском венгерско-хорватского короля Иштвана III, окончательно подавлены Венецией в 1170 году. Однако через 10 лет Задар поднимает новое восстание и признаёт своим правителем Белу III. Это восстание было более успешным, в 1190 году задарский флот даже разбил венецианцев в морском сражении.
В 1202 году венецианский дож Энрико Дандоло сумел направить на Задар задолжавших ему крестоносцев - участников IV крестового похода. Осада города была ожесточённой, в конце концов Задар был взят штурмом и полностью разграблен. Папа Иннокентий III отлучил всех участников разграбления христианского Задара от Церкви. В 1205 году восстановленный Задар заключил договор с Венецией на условиях автономии, а в 1216 году король Андраш II отрёкся от притязаний венгерско-хорватского королевства на Задар. В результате город пробыл под Венецией аж до 18 века, пока не перешел под контроль Австро-Венгрии. Во время Второй мировой войны Задар был оккупирован Италией.
Фотографии старого города. На них видна, его ренессансная планировка.
Колокольня храма св Анастасии.
Собор Святой Анастасии - католический храм в Задаре, кафедральный собор архиепархии Задара. Самый большой храм Далмации, один из семи хорватских соборов, носящих почётный титул «малая базилика». Собор Святой Анастасии и расположенный рядом с ним дворец епископа претендуют на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор расположен в центральной части города на месте раннехристианской базилики IV века. После того как в IX веке задарский епископ получил в дар от императора Никифора I часть мощей святой Анастасии Узорешительницы, церковь была освящена в её честь. Современное здание собора построено в XII-XIII веках в романском стиле. Ещё недостроенное здание собора было в значительной мере разрушено во время разграбления Задара крестоносцами в 1202 году. Весь XIII век шло восстановление и достройка церкви. Колокольня собора св. Анастасии более поздняя, возводилась в XV-XVIII вв.
Главная святыня собора - реликварий с мощами святой Анастасии Узорешительницы. Согласно житию VI века Анастасия была знатной римлянкой, ученицей святого Хризогона. Её мать - тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя святого Хризогона в период гонений Диоклетиана она начала странствовать, чтобы где можно, помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям. Она прошла через Грецию, Македонию; по её прибытии в Сирмиум (ныне Сремска-Митровица в Сербии) в 304 году Анастасия была схвачена и после мучений сожжена на костре.
Церковь Святого Доната - это прекрасный образец византийской архитектуры. Здание было построено по указанию тогдашего епископа Доната Задарского в начале IX века на фундаменте древнеримского строения, представляет трёхапсидную купольную церковь в византийском стиле. Сначала церковь была названа в честь Святой Троицы, а современное наименование получила в XV веке. Церковь Святого Доната - крупнейшее из сохранившихся в Хорватии зданий дороманского периода. При строительстве храма использовались остатки древнеримского форума.
Остатки колон древнего форума.
Обязательно стоит посетить Археологический музей Задара. В коллекции музея представлены алтарные перегородки из церкви Св. Недилицы и Св. Ловры с повествовательными сценками, а также портал Св. Ловры и мраморная перегородка из кафедрального собора. Над залом доминирует каменный балдахин из церкви Св. Фомы. Среди эпиграфических памятников с исторической точки зрения важное значение имеет экспонат, взятый из каменной алтарной перегородки из Шопота, недалеко от городка Бенковаца, в котором упоминается имя хорватского князя Бранимира (879-892).
Древнехорватские предметы почти полностью совпадает с древнерусскими предметами той же эпохи.
Церковь св. Марии - романская церковь была построена в XI веке, но от оригинальной постройки сохранилась лишь колокольня (1105), являющаяся самой старой колокольней Далмации. В бенедиктинском монастыре, которому принадлежит церковь, расположена выставка церковного искусства.
Церковь Святого Хризогона - четырехгранная базилика с полукруглой апсидой в романском стиле. Она названа в честь святого Хризогона - мученика, покровителя города Задар. Церковь и аббатство были построены на месте древней рыночной площади. По преданию, на том же месте находилась церковь и монастырь святого Антония. В 1175 году церковь была освящена первым архиепископом Задара. Вероятно, строили храм те же мастера, что создали Кафедральный собор. Особенно красива восточная стена церкви - там проходит изящная колоннада.