http://www.religion.in.ua/main/23649-pravilo-podgotovki-pravoslavnogo-xristianina-k-prichashheniyu-bozhestvennyx-tainstv-xristovyx.html "Правило подготовки православного христианина к причащению Божественных Таинств Христовых".
Архимандрит Феогност (Пушков)
Вот это действительно самое важное в вопросе подготовки к Причастию:
"I. Прежде всего, должна быть горячая жажда причастия Таинств Христовых, искреннее желание встречи и единства со Христом Спасителем. Христианин не может и не должен причащаться «формально», «потому что его так благословили». Должно быть личное усердное желание, духовная жажда, которую человек может утолить только из родника Евхаристии. «Благочестие, вера, полная горячности любовь к Богу - всё это такие чувства, которые мы непременно должны иметь, приступая к Святым Таинствам, и без этого даже воззреть на Таинства крайне нечестиво».
II. Сопутствовать жажде причастия должно смиренное исповедание своего несовершенства, своей «неготовности» к причастию. Сколько бы человек ни прочитал молитв, он должен понимать, что он все равно в сущности своей остается неготовым к встрече, и недостойным. Да и не может человек себя сделать соответствующим Богу. Дары Божественны, и потому они настолько превосходят все человеческие достоинства и усилия, насколько Бог превосходит человека. И потому нужно иметь всегда чёткое понимание того, что причастие есть, прежде всего, дар Божий. Наша подготовка - это возможность достойным образом (насколько это под силу человеческой природе) принять этот Дар. И если человек, прочитав молитвы, думает, что он теперь уже «достоин всем своим существом», то это самый первый признак его заблуждения.
III. Осознавая свою немощь, человек должен исповедовать пред Богом свои грехи. Исповедание своих немощей, проступков, ошибок должно сопровождаться горячим желанием исправления. Все молитвы перед причастием подчеркивают этот подлинный покаянный настрой человека. В словах молитвенного правила христианин просит у Бога сил и поддержки (которые и даёт ему причастие) начать новую жизнь, побеждать грех, исправляться.
IV. Молитвенная подготовка. Чтение молитвы не должно превращаться в «покупку билета к причастию». Молитва должна быть выражением внутреннего состояния человека. Потому недопустимо, как это сейчас говорят, «вычитывать» молитвенные тексты ко причастию. Тексты эти должны стать нашей живой молитвой. Объём молитвенного правила для мирянина варьируется в зависимости от духовного состоянии и внешних обстоятельств. Более обстоятельно по этой теме мы выскажемся чуть ниже.
V. Важным пунктом подготовки к участию в Литургии является изучение её обрядов, их богословского смысла. Это не значит, что человек перед первым причастием должен сдать экзамен на знание литургического устава. Развитие духовное предполагает наличие постоянного осмысления и изучения богослужебной жизни Церкви.
VI. Христос - Свят, и участие в Таинстве есть приобщение к Его святости. Господь говорит всем нам: «освящайтесь и будьте святы, потому что Я, Господь Бог ваш, свят» (Лев. 20:7). Смысл этих слов нам раскрывает апостол Петр: «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1Пет.1:15-17).
Святость - это не просто личная праведность и безупречность человека. Святость - это обитание в нашей жизни благодати Христовой, присутствие Христа во всех наших делах, мыслях, поступках, намерениях. На Евхаристии мы слышим: «Святая - святым», то есть «Святые Дары - для святого народа». Осознавая своё несовершенство, мы молим Бога об освящении нашем, о том, чтобы Он прикоснулся Своею святостью к нам и наполнил нашу жизнь. Личное освящение возможно только через причастие ко Христу и согласование своей воли с волей Христа".
***
На мой лично взгляд исповедь, пост, чтение Последования ко Святому Причащению и участие в вечерней службе накануне -- это все конечно хорошо и желательно. Это надо брать за правило. Но а). это менее важно, чем 6 пунктов перечисленных отцом Феогностом выше. б). из этих правил как и из любых других тоже могут быть исключения. Когда духовник видит и говорит, что человеку нужно или можно идти на Причастие без чтения Последований, участия в вечерней службы, поста и остального, это означает, что можно и нужно идти.