МАКАРИЙ (Черт; ?-1497)
Священномученик, Киевский митрополит (1495-97). Память 1 (14 н.ст.) мая.
До назначения на митрополию был архимандритом виленского Троицкого монастыря. В Вильно же находилась тогда и киевская кафедра, так как в Киеве из-за систематических татарских набегов жить было опасно и неудобно. Однако Макарий, несмотря на татарскую угрозу, решил посетить Киев. По дороге, в селе Стриголове на Припяти, он 1 мая 1497 г. остановился, чтобы отслужить в местном храме. В это время его предупредили о приближении татар, но митрополит отказался прервать службу и был убит татарами, ворвавшимимся в церковь. Был похоронен в Софийском соборе (сейчас мощи почивают во Владимирском соборе).
Александр Немировский
НИКОЛА СВЯТОША (в миру Святослав Давыдович; 1070-е - післе
1142)
Преподобный. Князь, монах Печерского монастыря. Память 14 (27 н.ст.) сентября.
Сын черниговского князя Давида Святославича, правнук Ярослава Мудрого. Был женат на Анне, дочери Святополка Изяславича, и имел детей. Несмотря на это, 17 февраля 1107 г. принял постриг в Печерском монастыре. Первый и единственный из князей, кто "оставив княжение, честь, и славу, и власть", добровольно и не перед самой смертью стал монахом.
В первые годы своего пребывания в монастыре бывший князь рубил дрова для кухни, потом был сторожем-привратником. Собственными руками построил себе келью и посадил при ней садик. По монастырской традиции, зафиксированной Афанасием Кальнофойским, Никола Святоша является основателем Троицкой надвратной церкви и монастырской больницы с церковью св.Николая. Похоронен в Ближних пещерах. Дата смерти (1143), встречающаяся в религиозных и популярных изданиях, искусственно вычислена на основании жития из Киево-Печерского патерика и не подтверждается другими источниками. В последний раз Никола Святоша упоминается в летописи под 1142 г., когда выполнял дипломатическое поручение своего племянника Всеволода Ольговича.
По легенде, власяницу преподобного взял себе на память его брат Изяслав Давидович и, надевая ее, неоднократно спасался от смерти, но однажды забыл надеть и был убит.
Александр Немировский, Дмитрий Вортман
МИХАИЛ СИРИН
Святитель, легендарный первый киевский митрополит. Память 15 (28 н.ст.) июня.
По церковной традиции, был первым после крещения Руси в 988 г. киевским митрополитом (хотя по достоверным византийским документам им был Феофилакт Севастийский). Уже в церковном уставе, созданном в XII-XIII вв., упоминается "первый митрополит Михаил", однако сведения о нем противоречивы: с одной стороны, он современник Владимира Святославича, а с другой - послан на Русь патриархом Фотием (умершим в 886 г.). Чтобы разрешить это противоречие, еще Василий Татищев предположил, что Михаил - тот самый анонимный архиепископ, который, по сообщению Константина Багрянородного, в 860-е годы (после так называемого Аскольдова крещения) возглавил Русскую епархию и поразил язычников-русов чудом неопалимого Евангелия.
Мощи, приписываемые митрополиту Михаилу, находились в Ближних пещерах, откуда они в 1730 г. были перенесены в Успенский собор. Возможно, мощи принадлежали малоизвестному митрополиту Михаилу II (1171 - до 1183), который имел дружественные отношения с Печерским монастырем.
Прозвище митрополита "Сирин" (то есть сириец по происхождению) встречается в "Истории Российской" В.Татищева.
Дмитрий Вортман
Литература: Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси.- К., 1989.- С.57-69; Поппэ А.В. Митрополиты киевские и всея Руси (988-1305 гг.) // Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв.- М., 1989.- С.191-206
НЕСТОР (1050-е - начало XII в.)
Преподобный. Монах Печерского монастыря, писатель. Память 27 октября (9 ноября н.ст.).
Пострижен в монастыре в 17-летнем возрасте при игумене Стефане (то есть между 1073-78 гг.), имел сан диакона. Создал первые образцы древнерусской житийной литературы - "Чтение о Борисе и Глеба " и "Житие Феодосия Печерского ", тексты которых свидетельствуют о таланте и образованности автора. Мощи Нестора находятся в Ближних пещерах. Дата его смерти (1114), встречающаяся в религиозных и популярных изданиях, не подтверждается первоисточниками.
С XVIII в. Нестор известен (сначала в науке, а со временем и всем образованным людям) как летописец, написавший "Повесть временных лет". Однако его имя как автора стоит лишь в поздних списках (копиях) летописей, а главное - "Повесть..." в некоторых местах портиворечит произведениям, несомненно принадлежащим перу Нестора. Так, например, автор "Повести…" сообщает о себе, что он стал печерским монахом при игуемнстве Феодосия, а не Стефана. Поэтому, несмотря на общепринятую традицию, многие ученые сомневаются в причастности Нестора к летописи.
Дмитрий Вортман, Александр Немировский
Литература: Толочко О. Нестор-літописець: біля джерел однієї історіографічної традиції // Київська старовина.- 1996.- №4/5.- С.11-34.
НИКОН ВЕЛИКИЙ (?-1088)
Преподобный, игумен Печерского монастыря (1078-88). Память 23 марта (5 апреля н.ст.).
Был первым последователем св.Антония, поселился рядом с ним в пещере не позднее 1058 г. По велению Антония (который, в отличие от Никона, не имел иерейского сана) , постриг в монахи сына "первого боярина" (под именем Варлаам) и княжеского высокопоставленного слугу-скопца (под именем Ефрем), этим вызвал гнев князя Изяслава Ярославича и вынужден был в 1061 г. переехать в Тмуторокань, где основал монастырь. Вернувшись в Киев, возглавил Печерскую обитель; при его игуменстве в монастырь прибыли византийские художники, украсившие мозаиками и фресками Успенский собор.
По распространенной гипотезе, Никон был автором так называемой Начальной летописи, легшей в основу "Повести временных лет". Похоронен в Ближних пещерах.
Александр Немировский, Дмитрий Вортман
АЛЕКСЕЙ (в миру ШЕПЕЛЕВ Владимир Иванович, 1840-1917)
Преподобный. Иеросхимонах Киево-Печерской лавры, старец-духовник. Память 11 (24 н.ст.) марта.
Родился в Киеве в дворянской семье и от рождения был немым. В детстве иеросхимонах Китаевской пустыни Феофил предрек ему будещее священничество и монашество. В 13-летнем возрасте Владимира исцелил от немоты митрополит Филарет (Амфитеатров), после чего отрок поступил к нему послушником. С 1856 г. наступил новый период его жизни: он стал послушником при лаврской типографии. В 1872 г. Владимир принял монашеский постриг с именем Алексей и вскоре был посвящен в сан иеродиакона. До 1875 г. Алексей был записчиком, а потом ризничим при Никольском монастыре. После рукоположения в сан иеромонаха до конца дней был духовником при разных храмах Лавры. В 1891 г. переведен в Преображенскую пустынь, в 1895 г. - в Голосеевскую пустынь, где был ризничим и духовником. Своим даром прозорливости стал известен по всей России. Был духовником митрополитов Иоанникия (Руднева) и Флавиана (Городецкого). Похороноен на монастырском кладбище в Голосеево (могила сохранилась).
ПАИСИЙ (в миру ЯРОЦКИЙ Прокопий Григорьевич; 1821-1893)
Юродивый Христа ради и провидец. Память 17 (30 н.ст.) апреля.
Родился в Лубнах, в семье торговца. С 10 лет обучался в Киево-Подольском духовном училище (жил в семье старшего брата). Уже тогда отличался странным поведением, с помощью которого спасал свой внутренний мир, где происходило сосуществавание его души с Богом, от посяганий извне. Был отчислен из училища, работал писарем в городской управе. В возрасте 16 лет ушел из дома в Киево-Печерскую лавру, где был вначале на временном послушании, а с 1850 г. действительным послушником (клирошанином на Ближних пещерах). Начал юродствовать, за "непонятное поведение" был переведен в Голосеевскую пустынь записчиком, где познакомился с митрополитом Филаретом (Амфитеатровым). По его воле бы пострижен в монахи (рясофор) под именем Паисий, в 1855 г. переведен в Ближние пещеры на клирос. Вскоре оставил Лавру, вначале жил где придется, потом - в Китаевской пустыни на кухне, а с 1879 г. в богадельне в Китаево. Обладал даром прозорливости и исцеления. В частности, предрек смерть Александра II, генерал-губернатора Дрентельна, митрополита Платона и свою собственную. Умер 14 апреля 1893 г., похоронен на кладбище Преображенской пустыни.
ПАРФЕНИЙ КИЕВСКИЙ (1790-1855)
Преподобный. Иеросхимонах Киево-Печерской лавры, известный старец и духовник. Память 17 (30 н.ст.) марта.
Родился в Тульской губернии в семье бедного причетчика. Обучался в духовном училище и семинарии в Туле. В 1814 г. пришел в Киево-Печерскую лавру на богомолье и прожил в ней до 1815 г. В 1819 г. вновь вернулся в Лавру, служил 12 лет в просфорне, был ее начальником. В 1812 г. принял постриг с именем Пафнутий, позднее митрополит Евгений (Болховитинов) рукоположил его в иеродиаконы, в 1830 г. - в священники. Позднее был назначен духовником Лавры. Был духовником митрополита Филарета (Амфитеатрова), от которого в 1838 г. принял постриг в схиму с именем Парфений. На протяжении 17 лет весной и летом проживал в Голосеевской пустыни, где и был похоронен (в церкви Живоносного Источника, надгробие не сохранилось).
ПЕТР МОГИЛА (1596-1646)
Святитель, Киевский митрополит (1632-46), архимандрит Печерского монастыря. Один из наиболее выдающихся политических, церковных и культурных деятелей Украины. Память 31 декабря (13 января н.ст.).
Сын воеводы (правителя) Молдовы и Валахии Симеона и венгерской принцессы Маргарет. После того, как в 1612 г. Симеон Могила попал в немилость к турецким властям и вместе с семьей перебрался в Польшу, Петр учился в школе Львовского братства. Высшое образование получил в Европе. Четыре двоюродных сестры Петра были замужем за аристократами Речи Посполитой, а его опекуном был выдающийся полководец и государственный деятель Станислав Жолкевский. Молодой воеводич служил в польском войске и участвовал в битвах под Цецорой (1620) и Хотином (1621). После смерти Жолкевского стал часто посещать Киев, где нашел старшего товарища в лице митрополита Иова Борецкого. Наверное, не без его влияния Петр решил сменить военную карьеру на духовную. В 1627 г. он, будучи еще мирянином, был избран архимандритом Печерского монастыря и сразу стал одним из ведущих церковных деятелей. На киевских соборах 1628 и 1629 гг. защищал права Православной церкви и добился ее легализации королевским правительством (1632).
В 1632 г. Могила был избран киевским митрополитом. Соединяя искреннюю преданность идеалам и традициям православного Востока с глубоким пониманием исторических и культурных заслуг католического Запада, обладая огромным авторитетом (как благодаря личным качествам, так и происхождению и связям), митрополит провел ряд реформ, направленных на укрепление Церкви. Могила возглавил кружок ученых и культурных деятелей (Сильвестр Косов, Исайя Трофимович-Козловский, Афанасий Кальнофойский и др.), разработавших проект "Православное исповедание веры", принятый соборами в Киеве (1640) и Яссах (1641) и окончательно утвержденный всеми восточными патриархами (1643). Также они составили наиболее полный литургический сборник - "Литургиарион альбо Служебник" (1629, 1639) и "Евхологион альбо Молитвослов или Требник" (1646). Большое полемическое сочинение "Литос, або камень…" (1644) был важным вкладом в науку православной догматики. Был начат также труд над новым изданием Библии и сборника "Жития святых". Сам Могила написал ряд трудов ("Евангелие учительное", "Анфологион" и др.).
В 1631 г. Могила основал в Печерской лавре школу, которую в 1632 г. объединил с Братской школе на Подоле, положив начало Киево-Могилянской коллегии, ставшей впоследствии известным просветительским и научным центром Восточной Европы.
Одним из направлений деятельности митрополита была "национализация" православия, то есть приближение объектов поклонения к рядовому верующему. С этой целью Могила укреплял культ киевских святых - печерских угодников и князя Владимира, не жалел средств на реставрацию киевских храмов (церкви Спаса на Берестовом, Софийского собора, Успенского собора) и новое строительство (каменные трапезная Братского монастыря и Воздвиженская церковь на Ближних пещерах).
Пытаясь преодолеть раскол русинов на православных и униатов, Могила работал (вместе с униатским митрополитом Иосифом Рутским) в 1628-29 гг. над проектом создания общего Киевского патриархата под номинальным верховенством Рима, но столкнулся с сопротивлением со стороны Польши, казачества и Ватикана. Позже, во второй половине 1630-х и в 1640-х годах Могила совместно с другими церковными и светскими деятелями и при поддержке короля проводил переговоры в этом деле непосредственно с Римом. Но этому воспротивились братства, а униатская сторона на этот раз не поддержала мероприятий Могилы.
Митрополит имел крутой нрав и, будучи сыном свого времени, не останавливался перед прямым насилием. Так, он держал в заключении своего соперника Исайю Копынского, силой захватил у униатов Софийский собор, жестоко расправился с непокорными монахами Троицкого Больничного и Никольского монастырей, иногда во время земельных конфликтов лично возглавлял вооруженных монастырских слуг и казаков.
Петр Могила умер в ночь с 31 декабря 1646 г. на 1 января 1647 г. В своем завещании отписал большую часть своего имущества разным церковным институтам, прежде всего - своей Коллегии. Погребен в Успенском соборе. К своему 400-летию канонизирован всеми украинскими православными Церквями (1996).
Дмитрий Вортман
Литература: Жуковський А. Петро Могила і питання єдності церков.- К., ; Яковенко Н. Нарис історії України з найдавніших часів до кінця XVIII ст.- К., 1997.- С.168-170.
ПОЛИКАРП (?-1183)
Преподобний, игумен Печерского монастыря (1164-83). Память 24 июля (6 августа н.ст.).
В 1160-х годах принимал активное участие в важной тогда дискуссии о посте (спор шел вокруг вопроса, нужно ли поститься в среду и пятницу, если на них приходится праздник). Поддерживал дружеские отношения с киевским князем Ростиславом Мстиславичем, которого в минуты слабости вдохновлял на дальнейшие свершения. Вероятный автор записей, которые вошли в Киевский летописный свод. С 1171 г. имел сан архимандрита, который получил первым из печерских игуменов. Умер 24 июля 1171 г., похоронен в Ближних пещерах.
Следует отличать Поликарпа от его тезки, тоже печерского монаха и одного из авторов Киево-Печерского патерика.
Александр Немировский
СТЕФАН (?-1094)
Святитель, игумен Печерского монастыря (1074-77), основатель Кловского монастыря. Память 27 апреля (10 мая н.ст.).
Руководил монастырским хором. Поставлен игуменом по предсмертной воле св.Феодосия. Завершил строительство Успенского собора. Был изгнан из Печерского монастыря в результате конфликта среди монахов, причины которого неизвестны. После этого основал монастырь Влахернской Богородицы на Клове. В 1091 г. упоминается уже как епископ владимирский. Похоронен во Владимире-Волынском.
Александр Немировский
ФЕОДОР (Туры) И ИОАНН (конец X в.)
Мученики. Варяги-киевляне, отец и сын. Память 12 (25 н.ст.) июля, первоначально отмечалась 12 (25 н.ст.) мая.
Варяг-христианин Феодор жил в Киеве вместе с сыном Иоанном (эти имена есть только в поздних текстах, а в первоисточнике - "Повести временных лет" - эти персонажи безымянны). Летопись под 983 г. рассказывает: когда Владимир Святославич, еще ревностный язычник, вернулся из победоносного похода, было решено принести в жертву богам юноша или девушку. Жребий упал на Иоанна. Его отец отказался выдать сына толпе; тогда киевляне разгромили двор Феодора и Иоанна, а их самих убили. Именно на месте двора первых киевских мучеников за веру спустя несколько лет после их гибели была заложена Десятинная церковь. Мощи Иоанна находятся в Ближних пещерах (следует отметить, что летописцу в XI в. было неизвестно место погребения обоих варягов-христиан).
По мнению некоторых исследователей, варяг-христианин тождественен летописному персонажу пр имени Туры, упоминающемуся под 980 г. как основатель и правитель города Турова. Это мог быть один з тех варягов, которым, по летописи, Владимир "раздавал" города в управление. Если Феодор-Туры постоянно жил в Турове, то ничто не мешало ему иметь в Киеве свой двор и время от времени бывать здесь. На основании изложенного выше с варягами-мучениками связывают летописную Турову божницу.
Дмитрий Вортман, Андрей Реутов
ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (?-1074)
Преподобный. Один из основателей Печерского монастыря. Память 3 (16 н.ст.) мая и 14 (27 н.ст.) августа.
Родился в Василеве (ныне - город Васильков на Киевщине). Его отец был знатного рода и служил у князя (который в житии Феодосия не назван по имени, но мог быть только Ярославом Мудрым). По приказу этого князя семья Феодосия переселилась в Курск, где и осталась жить после смерти отца. Феодосий с детства отличался необычайной религиозностью, вел нетрадиционный для своего круга образ жизни (носил бедную одежду, работал вместе со своими холопами, занимался приготовлением просфор для местного храма), за что мать, женщина суровая и безжалостная, жестоко наказывала его. В конце концов, юноша сбежал в Киев, был принят св.Антонием и поселился вместе с ним в пещере. Вскоре Феодосий стал пресвитером печерской монашеской общины, а в 1062 г. - игуменом (вторым после Варлаама).
При Феодосии Печерская обитель стала самой многолюдной и авторитетной на Руси. Преподобный принял для монастыря византийский Студийский устав, которым утверждался принцип общежития (т.е. общая трапеза, отказ от частного имущества и т.д.) и регламентировались все стороны жизни иноков. Печерский монастырь стал образцом для других монашеских общин на Руси, а Феодосий получил впоследствии наименование "Общего жития монашеского начальник [основатель]".
Феодосий установил добрые отношения с киевским князем Изяславом Ярославичем (который поначалу конфликтовал с печерской братией) и пользовался его покровительством, а когда в 1073 г. Изяслава изгал его брат Святослав, то осудил этот незаконный захват власти. Однако вскоре печерский игумен пошел с новым киевским князем на компромисс и получил от него денежную помощь для строительства Успенского собора, который был заложен в том же году. Феодосий не дождался завершения строительства. Он скончался 3 мая 1074 г. и был похоронен в Дальних пещерах, в келье, где уединялся для молитвы во время Великого поста. Открытие мощей Феодосия в пещере было поручено монаху-летописцу - автору "Повести временных лет" (который повествует об этом от первого лица). 14 августа 1091 г. Феодосия торжественно перезахоронили в Успенском соборе. В 1108 г. он был внесен в общерусский поминальник и вскоре официально причислен к лику святых. Саркофаг с его останками исчез после нашествия Батыя (принято говорить, что мощи Феодосия покоятся "под спудом").
Житие Феодосия, написанное его современником Нестором, повествует о высоких нравственных качествах печерского игумена, который своим смирением, благочестием и аскетическими подвигами подавал пример братии и являлся духовным авторитетом для всех слоев общества. Феодосий - автор популярных на Руси религиозно-литературных произведений - двух посланий к князю Изяславу, восьми поучений и "Молитвы за всех христиан".
Александр Немировский, Дмитрий Вортман
ФЕОФИЛ (в миру ГОРЕНКОВСКИЙ Фома; 1788-1853)
Юродивый Христа ради. Иеросхимник Китаевской пустыни, провидец. Память 28 октября (10 ноября н.ст.).
Родился в Киевской губернии в семье священника. Обучался в Киевской духовной академии, в 1812 г. стал послушником Братского монастыря, а в 1821 принял постриг под именем Феодорита. В 1827 г. рукоположен в священнический сан и назначен экономом монастыря. В 1834 г. принял схиму под именем Феофила. С 1844 г. проживал в Голосеевской, с 1849 г. - в Китаевской пустынях. Юродствовал, прославился как провидец: предрек основание киевских Троицкого (Ионовского) и Покровского монастырей, Преображенского скита и указал их месторасположение, начало Крымской войны и смерть Николая I, посетившего его в 1852 г. Имел более 500 духовных чад, среди которых были княгиня Анна Орлова-Чесменская, монахини Флоровского монастыря. Похоронен на подворье Китаевской пустыни. Первоначальное надгробие не сохранилось, в начале 1990-х годов установлено новое.
ФИЛАРЕТ (в миру АМФИТЕАТРОВ Федор Георгиевич; 1779-1857)
Святитель, митрополит Киевский и Галицкий (1837-57). В 1841 г. тайно принял схиму под именем Феодосия.
Родился в Орловской губернии, в семье священника. По окончании семинарии в Севске сделал быструю духовную карьеру. Возглавлял несколько семинарий в России, имел звание доктора богословия, был инспектором Петербургской и ректором Московской духовных академий, епископом и архиепископом в Калуге, Рязани, Казани, Ярославле. Епархиальная и общецерковная деятельность Филарета была всюду плодотворной и разнообразной. Святитель заботился о сооружении и украшении храмов и монастырей, обращал в православие иноверцев, заботился о духовном просвещении паствы и повышении образовательного уровня духовенства, опекал вдов и сирот. Его характерной чертой было милосердие, и Филарет вошел в историю с прозвищем "Милостивый".
Последним и самым важным для Филарета его назначением стала киевская кафедра. Его пребывание здесь совпало с активным строительством Киева по указаниям Николая I, причем Филарет не всегда согласовывал свои действия с политикой властей, а с генерал-губернатором Дмитрием Бибиковым вообще конфликтовал. Филарет запомнился современникам как человек благочестивый, суровый к себе и снисходительный к другим, но в то же время энергичный, принципиальный и консервативный. Так, он решительно возражал против необходимости перевода Библии на русский язык и противился раскрытию софийских фресок. Митрополит освятил несколько новых киевских храмов, в частности новую Десятинную церковь, возобновил монашескую жизнь в Голосеевской пустыни и выдвинул идею о сооружении собора во имя св.Владимира.
Филарет умер 21 декабря 1857 г., похоронен в Воздвиженской церкви на Ближних пещерах. В октябре 1994 г. его мощи были перенесены в Дальние пещеры.
Александр Немировский, при участии Сергея Сорокина
ФОТИЙ (?-1431)
<Святитель, Киевский митрополит (1408-31).
По происхождению грек. Был монахо ми помощником одного из провинциальных византийских иерархов. Стал митрополитом случайно и пртив собстенной воли, оказавшись при дворе константинопольского патриарха именно тогда, когда там находилось московское посольство с прошением назначить нового митрополита всея Руси. Как ни странно, кандидатуру Фотия, пообщавшись с ним, одобрил великий князь литовский Витовт, который всегда хотел иметь в Киеве собственного митрополита. Впрочем, в 1415 г. он так и сделал, поставив киевским митрополитом Григория Цамблака. Когда же Фотий приехал в Литву, чтобы объясниться с Витовтом, тот приказал ограбить его и возвратить в Москву.
После смерти Григория Фотий формально оставался единственным киевским митрополитом. Витовт, хотя и отказывался признавать Фотия, другого достойного соперника ему так и не нашел, и Киев остался вовсе без митрополита. Только за год до смерти Витовта Фотий сумел помириться с ним, сохранив единство митрополии. Однако после кончины самого Фотия (умер 1 июня 1432 г.) произошел окончательный раскол Русской митрополии на Московскую и Киевскую.
После Фотия осталась большое литературно-учительное наследие.
Александр Немировский