Вопросы о животных

Jun 02, 2010 22:14

У меня скопилось много вопросов о животных

Возможно ответы будут только там.

1). Есть в житии Герасима Иорданского эпизод, который поражает всякий раз. Это история со львом. Преп.Герасим жил в пустыне. Как-то раз к его пещере пришел хромой лев с видом невероятного страдания. Преподобный Герасим увидел, что в лапе у льва - заноза. Подвижник вытащил ее, а лев так и остался жить возле пещеры старца. Он стал охранять ослика, который носил св.Герасиму воду, а старец подкармливал его. Однако однажды лев заснул, и осла похитили. Решив, что это лев съел его, преп.Герасим приказал самому льву носить воду вместо осла. Что лев и стал делать. Но однажды близ келии старца шел караван, и лев узнал среди других своего «подопечного» ослика и привел его к старцу. Так они и жили. Когда Герасим скончался, лев, заскорбев, улегся на его могиле и на ней умер.
Церковь принимает эту историю за истину. Лев любил святого настолько, что умер когда представился святой. Выходит что животные могут по настоящему любить людей? Если да, то это просто да или значит нечто большее?

2). Православный автор Татьяна Горичева, книга «Святые животные», «они не продают, не покупают, не рассчитывают, не играют ролей, - пишет автор о животных. - В мире, где царит телевидение, т.е. в мире опосредованном, непосредственность животных - что-то редкое, чарующее, сохранившее душу». Еще в книге пересказана очень важная мысль: «Бог заключил завет с Ноем. Но, оказывается, не только с ним. «И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставлю завет мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми, вышедшими из ковчега, со всеми животными земными» (Быт. 9, 8-10).
Заключить завет? Что это значит? Значит ли это, что у животных тоже была возможность свободного выбора? Как правило, с теми, кто не может сказать «да», завет не заключают».

3). Звери, посланные растерзать св.Пантелеимона, стали кроткими, будто агнцы. Тогда рассвирепевший царь повелел убить животных. «Слава Тебе, Христе Боже, - сказал мученик Пантелеимон, - что не только люди, но и звери умирают за Тебя».
Означает, ли это, что животные могут добровольно стать мучениками за веру?

4). Английскому писателю и философу Клайву Льюису однажды после завершения его лекции задали каверзный вопрос: может ли собака (даже не важно, собака ли, кошка или другое домашнее животное) попасть в рай? Ведь если нет, то получается, что высшее милосердие распространяется только на людей? А если может, то какой смысл в вере, ведь вряд ли у собак существуют религиозные чувства? Льюис ответил: "Сама по себе не может. Но вместе с хозяином - безусловно". «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (1Кор.2:9)
Как понимать слова Клайва Льюиса?

5). Еще цитаты из Библии:
6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. (Ис.11:6-9)
25 Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь. (Ис.65:25)
О каких животных идет речь вновь сотворенных или воскресших?

6). А вот цитата из Откровения, где Богу прославляют духовные существа похожие не только на человека, но и на животных:
Откровение 4
6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
9 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,
10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:
11 достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.
Облик животных выходит, Господу отнюдь не противен, если существа у самого престола, выглядят как животные?

7). Это уж совсем интересно. Особенно поражает реакция Валаама, на то, что с ним заговорила ослица.
Числа 22
23 И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу.
24 И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена.
25 Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее.
26 Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево.
27 Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою.
28 И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?
29 Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.
30 Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет.
31 И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое.
32 И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною;
33 и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою.
34 И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь.
Почему Валаам не удивился? Может ли это означать, что животным Господь до того момента разверзал уста или по крайней мере были известны такие случаи. Разверзнуть уста, значит заставить говорить своими (т.е. Божьими словами) безумную тварь или просто позволить высказать ослице свои мысли? Если так, то у меня вопрос: животные могут думать?

8). К Евреям 4
13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.
Кто даст отчет? Мы или вся тварь? И если вся тварь даст отчет, значит ли это что её в будущем будут судить?
И напоследок, для того чтобы немного задуматься:

Комментарий митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (а теперь Святейшего Патриарха) на вопрос о том, действительно ли собака является нечистым животным.
Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Подобное отношение к некоторым видам животных наблюдается у целого ряда народов. К примеру, почему евреям или мусульманам нельзя есть свинину, и чем в духовном плане свинина отличается от говядины? Тот же самый протеин, те же самые белки, жиры. Конечно, на биологическом уровне свинина все-таки отличается от говядины, но в духовном плане они не различаются. В основе запрета на употребление в пищу свинины лежит идея воздержания, ведь через воздержание происходит воспитание человеческой воли, а значит, совершается победа человека над его инстинктивным началом. Именно поэтому Моисей и Мохаммед воспитывали народ через воздержание. Та же идея присутствует и в христианстве. Что же до то того, почему запрет касался свинины, а не, допустим, говядины, то можно предположить, что здесь огромную роль играл чисто медицинский фактор. Свинина - более жирный продукт, и потому быстрее портится. В условиях Аравийской или Синайской пустыни, да и всего Ближнего Востока, вкушать говядину гораздо безопаснее, чем свинину. Другими словами, воздержание используется для религиозных целей, а вот предмет воздержания выбирается из окружающего нас мира, исходя из прагматических соображений. Возвращаясь к вопросу о собаках, хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка - очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными.

Наконец слова из Послания св. апостола Павла к римлянам: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8,19-23).



животные

Previous post Next post
Up