Канон о запрете молитвенного общения с так называемыми еретиками - это очень правильный канон, его ни в коем случае нельзя редуцировать, снимать с повестки дня. Главная цель этого канона в том, что он предотвращает разрушение Церкви. Цель канона в том, чтобы избежать мимикрии (мимикрия от греч. mimikos - подражательный). Раскол всегда мимикрирует под истинную Церковь, а если люди молятся вместе, создается иллюзия единства. Для того чтобы ясно сказать, что раскол губителен, с раскольниками и еретиками не молились и не молятся. Именно путем канона нужно изолировать эту опасную для единства Церкви группу от церковного общения. И сейчас данный канон не утратил своей важности, например, он в полной мере работает по отношению к раскольникам на Украине.
Однако этот же канон, не работает в современной межхристианской ситуации , т.к. угроза для единства Церкви здесь отсутствует . Допустим, отношения Православных Церквей и Католической , Православных Церквей и протестантских Церквей на уровне международных организаций полностью исключают эту опасность , потому что ни о какой мимикрии речь не идет. И опасность того, что совместная молитва , скажем, произнесение «Отче наш» (я не говорю о совместном богослужении), что это подорвет единство Церкви - эта опасность не работает сейчас. Поэтому люди собираются и говорят: «Давайте вместе помолимся», но не для того, чтобы ввести кого-то в заблуждение и оторвать чад, а для того, чтобы помолиться вместе о своих грехах, о том, например, что мы до сих пор разделены ».
«Подытоживая, он подчеркнул, что является сторонником «очень строгого исполнения» этого канона «в тех ситуациях, ради которых он был сформулирован , т.е. когда необходимо защитить единство местной христианской общины». Именно поэтому митрополит Кирилл «категорически против молитв сегодня с раскольниками на Украине, потому что это действительно мимикрия, которая будет разрушать церковное единство». Однако он считает « допустимым » молитвенное общение в ситуациях, не угрожающих единству Церкви. Вместе с тем, глава ОВЦС подчеркнул, что это общение возможно для православных только «с благословения священноначалия и не по принципу самостийности ». Он пояснил: « Человек не должен сам определять меры своего участия в молитве с другими. Он должен следовать пастырским указаниям своей Церкви » и порекомендовал обращаться к «очень хорошим руководящим указаниям», которые даны в документе, принятом Архиерейским собором в 2000 г, об отношении к инославию».
http://churchby.info/rus/news/2007/11/20-1/ Из выступления митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (теперь Святейшего Патриарха), 16 ноября на круглом столе "Церковно-практические аспекты православной сакраментологии", который состоялся в рамках V Международной богословской конференции РПЦ МП