Собрал у сторонников и противников.
За:
1. Итак идите, научите все народы крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа Матфея 28:19. Господь сказать вначале научить, затем крестить. Для человека который искренни хочет крестится никогда катехизация не будет препятствием.
2. В Новом Завете нет ни одного примера, когда кто-то крестился бы без понимания во что он крестится. Святые отцы учили крестить людей просвященных светом Евангелия.
3. Сегодня множество крещаемых не знают Благой Вести, они крестятся не во Христа, а в обряд, традицию, нацию или вообще мало понятные вещи.
4. Множество крещаемых, крестятся вообще из оккультных (бабка послала) или мирских (соседи попросили, чтобы потом их ребенка покрестить и стать кумом) целей. Такого рода действия - это по-сути хула на Духа Святого. Немилостливо по отношению к этим людям молча созерцать такие их попытки креститься непонятно во что.
5. Непросвещенные, но крещеные люди уходят в другую религию или отрекаются от Бога намного чаще, чем крещенные.
6. В результате крещения без катехизации в православных странах полно номинальных христиан - лицемеров не имеющих ничего общего с подлинным христианством и православием.
7. Священники не учат прихожан сами и не вводят катехизации, не только потому что не хотят, но и для того чтобы не терять финансовый поток, который снизится при более строгом отношение к Крещению. Если не заставить их учить других и для этого учиться самим, эта порочная практика весьма напоминающая симонию никогда не прекратится.
8. Большинство противников катехизации - люди, чьи моральные качества ставятся под сомнения (симония самое мягкое обвинение в их адрес).
9. Сама миссия по воцерковлению была бы бессмысленна, если бы крестили тех кто сознательно пришел к вере. Православные были бы истинным «светом миру», если бы крестились сознательно.
10. Сама жизнь учит нас, что главное не количество. Главное качество.
Под катом - против.
Против:
1. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. 2Кор.3,17. Ставя препоны на пути крещаемого и загоняя его в рамки мы пытаемся загнать в наши человеческие рамки Самого Бога, что в принципе невозможно. А значит делая так мы становимся богопротивниками.
2. Мы крестим детей, которые не являются сознательно принявшими Крещение. Восприемники могут умереть, восприемники могут уйти от Бога, а ребенку все равно придется идти к Богу. Если уж мы стоим на позициях обязательной катехизации то, сказав а). должны говорить б). и отказаться от крещения детей.
3. Тот кого мы не крестим сегодня, завтра может уже не прийти. Делая первый шаг к Богу человек получит по морде, развернется и уйдет. И никогда больше не вернется. Готовы ли мы взять на себя такую ответственность за душу?
4. У людей не будет времени изучать длинные курсы, а если и будет, то все равно нет никакой гарантии, что тот кто их пройдет реально в душе станет верующим. Может быть крещаемый все равно сделает это чтобы сходить к бабке или не расстроить будущих кумовьев. Всякий человек может держать фигу в кармане, за всеми не уследишь.
5. Крещение есть первая ступенька к Богу, оно не гарантирует спасения. А значит ничего страшного в том, чтобы крестить человека с улицы нет. Мы ничего ему не обещаем. Он делает лишь первый шаг.
6. Дурные священники не станут лучше, если насильно сверху спустить требования катехизировать. Более того они начнут лишь брать дополнительные взятки за прохождения курса по катехизации. То есть потери от оборота компенсируют размером взяток.
7. Катехизация может привести к тому, что прихожане будут больше зависеть от воли и самоуправства конкретного священника. Его личная антипатия может вылиться в то, что ты постоянно будешь слышать его заявления «ты еще не готов». Священноначалие же всегда будет на стороне священника.
8. Большинство сторонников катехизации - русские националисты и шовинисты. Как всякие русские они сторонники авторитаризма.
9. Катехизация не гарантирует, что человек не уйдет из Церкви.
10. Люди лучше растут духовно в атмосфере благодати и принятия, чем авторитарности и подавления
P.s. Получил такое письмо от Влада Головина - Олег, есть один очень простой аргумент за катехизацию. Но он немного длинный. Все-таки, он стоит того, чтобы дочитать -
http://www.pravoslavie.ru/smi/1786.htm