ISKCON как ОН есть. Часть 2 А. Тайны Чайтаньи

Dec 14, 2020 12:53





Центральной фигурой современного ISKCONа и всего Гаудиа-Матха является, так называемый, "Господь" Чайтанья Махапрабху. Его личность представляет для меня большой интерес и по моему мнению заслуживает более углублённого изучения и анализа, в отличие от того, каким его преподносят всему миру его последователи.

Данной статьёй я ни в коей мере не преследую цель оскорбить чувства последователей Чаитаньи, а просто постараюсь непредвзято раскрыть разные аспекты сей неординарной фигуры, кои ранее были не затронуты. Надеюсь, читатели воспримут информацию в научном ключе, без эмоциональных эксцессов.

Личность Чаитаньи Махапрабху в наши дни связана с Васудэвой Кришной, чьим воплощением, по утверждению его последователей, Чаитанья и являлся. Но было ли так на самом деле? И как вообще мальчик из Надии по имени Вишвамбхар стал воплощением Кришны и, так называемым, "золотым аватаром", единственным спасением в Кали-югу?

Исламские коллаборационисты


С исламским завоеванием Индии, её некогда безупречная система духовно-философской мысли, тысячелетиями существовавшая до нашествия дикарей, начинает систематически ими разрушаться наряду с жестокими убийствами и грабежами мирного населения. Как и велит Коран, исламские завоеватели принялись к повальному обращению "неверных" в свою религию. Это удавалось с трудом, но удавалось, ведь в любой стране всегда окажутся неудовлетворённые и всевозможные униженные и оскорблённые- потенциальные предатели своего народа. Естественно, мусульманские завоеватели прибегли к их помощи.

Индия имела большую территорию с множеством княжеств и большим населением. Но, к сожалению, также и с большим количеством неприкасаемых, толпами принимавшими новую религию, которую наверное с трудом понимали, благодаря своему низкому интеллекту. Но обещание более высокого положения в обществе и желание мести, систематически угнетавшему их родному обществу, взяло своё и мусульманские оккупанты получили свою армию коллаборационистов.

Как и после Октябрьского переворота в России, когда к власти на местах приходили разные "Швондеры" с "Шариковыми", во властные структуры Индии пробираются свои индийские "Швондеры" и "Шариковы"- низкорождённые шудры и чандалы (неприкасаемые). Конечно же, без "культпросвета" и "политграмотности" в их мусульманском понимании, на тёплые места было не пробраться, приходилось шудрам и чандалам получать исламское образование. Так менялось их мировоззрение, так они всё больше и больше отчуждались от ненавистной им родной культуры, так всё больше и больше они становились чужаками в своей собственной стране. Шудры требовали возмездия и равенства, но их новые хозяева имели более дальновидные планы по реформации индийского общества, их основной задачей было коренным образом реформировать индийское (ведическое) мировоззрение.

Видя, что брахманические и кшатрийские сословия всё ещё сильны духом и продолжают следовать своим тысячелетним устоям, исламские завоеватели решили разложить индийское общество изнутри. Мусульмане поставили своих наместников из некогда царских индийских родов, чтобы придать своему правлению видимость некой легитимности в глазах индийцев и скрыть своё закулисное влияние. Они начали отыскивать всевозможные секты малочисленных маргиналов, натаскивать их на бывших "угнетателей", спонсировать их деструктивную деятельность и защищать их от агрессивного сопротивления и нападок со стороны индийского народа. Так, наряду с физическим, была налажена система и духовного террора, но она не была эффективной, ведь добропорядочному населению трудно было принять например секту гомосексуалов и трансвеститов, переодевавшихся в пастушек "гопи" и "Кришну".

Выходки правоверных только ещё больше отвращали индусов от исламского влияния и ещё больше сплачивали их в своих древних традициях. Проходили столетия, но сражавшиеся к тому времени между собой за власть мусульмане не унимались и продолжали идти к своей главной цели. Несмотря на кровавые междоусобицы, исламское духовенство окупированной Индии не упускало из вида и социально-этическую сторону развития общества и стали "очеловечивать" грязные секты и культы, чтобы привлечь в их ряды новых отверженных адептов и влиять с помощью их на индийское общество. В обмен на преференции, в ряды этих сект привлекались и падшие брахманы и выходцы из знатных индийских семей, для придания авторитетности своим новоявленным течениям.

Так появлялось альтернативное брахманическое духовенство порабощённой Индии с разными раджами (царями), котрые строили новые храмы для видоизменённого Индуизма. Это, конечно же, афишировалось, как например "Cам великий царь Анантаварман Чодаганга следовал нашей традиции и построил этот храм!". Альтернативно, можно также сказать, что эти шаги были вынужденными, ведь о постройках новых индусских храмов в мусульманской Индии можно было забыть, и только благодаря некоторым идеологическим уступкам брахманические сословия могли получать разрешения на их постройки. Но все эти уловки не работали для исламского правительства, так как им хотелось бы и чтобы разложить сплочённоё индийское общество, нужны были "авторитетные писания", на которые можно было бы ссылаться чтобы оттеснять влияние брахманов, ссылавшихся на свои тысячелетние авторитетные источники.

Для решения этой проблемы исламские завоеватели начинают кампанию по конфискации и уничтожению древнейших манускриптов и одновременно начинают создавать свои. Они спонсируют деятельность Мадхавы (он же Мадхва и Мадхваачарья),- одного из падших брахманов, который пишет свои несостоятельные, по мнению индийских индологов, комментарии на наиболее популярные священные тексты Индии, которые уничтожить не удалось, пытаясь притянуть к ним исламский монотеизм и опровергнуть тысячелетние постулаты Индуизма. Под давлением исламских оккупантов, индусам приходится смиряться с искусственной исламской философией двайты, придуманной спонсируемым мусульманами Мадхавой.

Позже исламисты создают и спонсируют своего первого "золотого мальчика" Чайтанью и двумя веками позже, второго мальчика Сваминараяну. Оба культа личности претендуют на звание единственной спасительной религии для Кали-юги (нашего времени), оба культа утверждают что только их мальчик, единственное в наше время воплощение Бога. Оба культа отчётливо мусульманского толка, но есть незначительные разницы: если мантра кришнаитов (последователей Чаитаньи) состоит из целых трёх слов- Харе, Кришна и Рама, то мантра последователей Сваминараяны состоит всего из одного- Сваминараян.

Ранние годы

Из биографических источников о жизни Чайтаньи мы узнаём, что в детстве Вишвамбхар (урождённое имя) ничего особенного, как личность, собой не представлял, вёл себя неподобающе, постоянно доставляя проблемы родным и окружающим. Все жители его деревни воспринимали его, как всеобщую проблему, постоянно жалуясь его родственникам на него. Вишвамбхар действительно был трудным ребёнком и не занимался ничем, кроме безобразничества и хулиганства. Даже в юности Вишвамбхар не интересовался ни науками, ни религией, ни какой-либо духовностью вообще. В "Чаитанья Бхагават" Ишвара Даса пишет, что в вишнуитской Навадвипе люди сожалели, что Вишвамбхар не проявлял вообще никакого интереса к почитанию Кришны и не имел вообще никаких чувств к нему. Но это спорный вопрос, ведь в юности Чаитанья всё-таки проявлял интерес к тематике Радха-Кришны, о чём повествуется в так называемых "падах" (padas) - духовных поэмах любовного характера, посвящённых юношеским годам Чаитаньи, проведённых им в Навадвипе. В падах говорится, что в Навадвипе незадолго до того как принять санниясу (монашество), Чаитанья одевался как Кришна и имитировал близость эротического характера с его спутниками, в свою очередь переодевавшимися в гопи (пастушек). Эти пады напеваются и сейчас последователями Чаитаньи в Бенгалии. Другой биограф Чаитаньи, Мурари Гупта, не подтверждает таких событий в жизни Чаитаньи и сообщает, что за год до принятия инициации, юноша Вишвамбхар, наоборот, находился в постоянных медитациях и молитвах (Murari II.12.25-26), возможно и так, но с кем и при каких обстоятельствах? Об этом позже.

Проблемы в семье

"Медитации и молитвы" Мурари Гупты как-то не сочетаются с общим неадекватным поведением Чаитаньи. То что Вишвамбхар был трудным подростком, это мягко сказано. Ситуация в семье молодого Чаитаньи была поистине ужасающей. Об этом мы узнаём из "Чаитанья Бхагаваты" Вриндавана Даса. Существует две "Чаитанья Бхагаваты". Одна, написанная Вриндаваном Дасом, приукрашенная и предназначенная для привлечения масс, другая беспристрастная биография Чаитаньи написанная Ишварой Дасом со слов приближённых к Чаитанье людей, людей знавших Чаитанью и их учеников. Тем не менее даже в рафинированной биографии Вриндавана Даса (Vrindavana Dasa, Chaitanya Bhagavata 1.8 ) описывается совершенно неадекватный случай с молодым Чаитаньей.

Однажды Вишвамбхар захотел пойти помыться в Ганге и заодно оказать ей почести. Он попросил свою мать дать ему гирлянду из цветов для этого. Гирлянды не было и Сачи, мать Чаитаньи, сказала что сейчас сходит за ней на базар. Тогда Вишвамбхар внезапно впал в неконтролируемый приступ ярости и заорал: "Как это нет гирлянды!? Ты только сейчас собираешься пойти за ней???". Тут Чаитанье стало совсем плохо и он начал буквально крушить всё в доме, посуду, мебель, абсолютно всё, что попадалось ему на глаза. Его бедная мать, испугавшись физической расправы со стороны его сумасшедшего сына, спряталясь в углу отдалённой комнаты и ждала когда его приступ наконец закончится. Но он не кончался, Чаитанья разгромив абсолютно всё в доме и не нашедши ничего, что он мог бы ещё сломать, схватил палку, выбежал во двор и начал дубасить деревья во дворе. Когда он выбился из сил, колотя деревья, он упал на землю и стал орать валяясь в дорожной пыли...

Почему Вриндаван Дас не скрыл данный факт из жизни Чаитаньи? Потому что все об этом знали и не написав он об этом его уличили бы в сокрытии всем известного факта? Скорее всего так и было, так как Вриндаван Дас тут же пытается нелепым образом обелить случившееся, говоря что все боги наблюдали сие "божественное действо" и умилялись "играми Господа Чаитаньи"... Во-первых, как Вриндаван Дас знал, что боги умилялись, наблюдая беснующегося Чаитанью? Он это лично видел или ему об этом сказали сами боги? Во-вторых, чем думал Вриндаван Дас, сочиняя такую чушь? Отец Вишвамбхара знал о его внезапных приступах истерии и молился за него. Его мать, говорится, всегда шла ему на всяческие уступки, не спуская с него глаз, очевидно боясь что приступ может случиться в любой момент, по любому пустяку. К сожалению это не последний случай в жизни Чаитаньи, когда он будет кататься в дорожной пыли... Люди нетрадиционной сексуальной ориентации известны своими эмоциональными всплесками и, возможно, эмоциональные эксцессы Чаитаньи, преследовавшие его на протяжении всей его жизни, имели за собой нечто другое нежели просто "духовный экстаз"...

Чаитанья отрёкся от мира и принял саниясу в возрасте 24 лет. Известно, что двадцать лет он не интересовался духовными вопросами вообще. Но тут проходит четыре года и молодой Чаитанья, всем известный как весёлый, озорной юноша Вишвамбхар, вдруг не просто интересуется духовными вопросами, но даже решает отречься от мира! Странно, не правда ли? Что на самом деле сподвигло его на такое решение, ведь у него была жена и уважаемая работа, он был учителем в местной школе. Чего ему не хватало?

Исходя из его будущего окружения (известно, что Гададхар Пандит, один из ближайших спутников Чаитаньи, считался воплощением Радхи и одевался как Радха (Isvara Dasa, Chaitanya Bhagavata, canto 62 (LXII)) из фольклорных сказаний о его нестандартных юношеских взаимоотношениях со сверстниками, можно предположить, что возможной причиной могла быть его сексуальная ориентация, вернее отсутствие её реализации в жизни Вишвамбхара. Печальная статистика показывает, что таких неудовлетворённых людей как раз и тянет в различные школы для мальчиков и прочие монастыри.

Вообще странно, как оболтус Вишвамбхар, никогда не интересовавшийся науками, вдруг стал учителем в школе... Вполне может быть что отнюдь не профессиональное призвание потянуло его в школу для мальчиков. Известно, что его будущий духовный учитель Ишвара Пури приехал к нему прямо домой и какое-то время гостил у него. После уезда Ишвары Пури Вишвамбхар вдруг решает уехать на заработки, имея, как я уже писал, прекрасную работу школьного учителя. Возможно после Ишвара Пури у него начались проблемы с женой и если так и было, то они быстро закончились, так как Лакшми внезапно скончалась сразу после того как Вишвамбхар уехал на свои странные "заработки".

Вскоре его мать Сачи находит ему вторую жену- Вишнуприю. Вишвамбхар не хотел жениться во второй раз, но сделал это ради своей матери. Но и с Вишнуприей у него тоже ничего не получилось. И что предпринимает Вишвамбхар далее? Он уезжает в Гаю, якобы чтобы почтить память своего усопшего отца и "случайно" встречается в Гае со своим учителем Ишварой Пури! И что же происходит дальше? Приехав в Гаю в конце 1508 года, он остаётся с Ишварой Пури в его доме аж до начала 1510! В возрасте 24-х лет он возвращается домой, в принципе, чтобы попрощаться, полностью готовый отречься от мира.

Почему у Чаитаньи были проблемы с половой самоидентификацией и зачем он пошёл на всё это, на эти женитьбы и "заработки"? Дело в том, что на самом деле проблем у него не было, с самого детства девочки его не привлекали, просто в Индии по обычаю заведено женить детей в раннем возрасте и всё организовывается родителями без участия их детей. У Вишвамбхара просто не было выбора.

Проблемы с самоидентификацией

Ситуация с Гададхарой Пандитом и его экстравагантных выходов в женских сари не единственное описание проблем с самоидентификацией в окружении Чаитаньи. Так, Дивакара Даса (Dibakara Das, Divakara Dasa) в биографическом произведении "Джаганнатха Чаритамрита" (Jagannatha Charitamrita) о жизни Джаганнатхи Даса (Jagannatha Dasa)- одного из ближайших учеников Чаитаньи и известного поэта Ориссы, пишет что Джаганнатха Даса одевался как женщина, имитировал чувства Радхи и, благодаря своим оккультным способностям, однажды даже превратился в женщину после того как другие последователи Чаитаньи приревновали Чаитанью к Джаганнатхе Дасу и ушли от него во Вриндаван, так как Чаитанья проводил с Джаганнатха Дасом дни и ночи напролёт. История взаимоотношений Чаитаньи и Джаганнатха даса довольно интересная и заслуживает внимания.

Встреча Господа Чаитаньи с восемнадцатилетним Джаганнатхой случилось под деревом баньян в окрестностях храма Джаганнатхи в городе Джаганнатха Пури. Под деревом, Джаганнатха Дас воспевал "Бхагавата Пурану" и Чаитанья так привлёкся юным Джаганнатхой, что, как пишет Дивакара Даса, "он не мог даже сдвинуться с места из-за переполнявшей его любви" ("Jagannatha Charitamrita", canto 2). С тех пор Джаганнатха Дас на протяжении восьми лет всё время был рядом с Чаитаньей, "непрестанно служа ему".

Однажды Чаитанья спросил Джаганнатху, кем он был в прошлой жизни. Джаганнатха смущённо ответил Чаитанье: "Смею сообщить тебе, о мой господин, факты и так известные тебе. Время от времени я медитировал на Радху и Кришну. Я осознал что Радха и Кришна соблазняюще смотрели друг на друга. От смеха Кришны появился ты, а от застенчевого смеха Радхи появился я. Ты появился в Кали-югу ради спасения грешников." В ответ Чаитанья воскликнул: "Тогда ты частичная манифестация Шри Радхи- верховная цель любви Кришны! Только ценители могут познать сочность любви Радхи! Ты великолепен!" Затем сняв с себя оранжевую накидку и завязав её вокруг головы Джаганнатхи, Чаитанья сказал: "Ты изрёк великие слова, так что теперь ты будешь известен как "очень великий"- "Ати бада" (Аti bada).

После этого чаша терпения спутников Чаитаньи была переполнена и приревновав своего возлюбленного к Джаганнатхе дасу, выдвинули ему ультиматум двинуться в путь по другим святым местам оставив Джаганнатху Даса. Но Чаитанья наотрез отказался, сказав что "Все его чувства и желания уталяются Джаганнатхой и он никак не может его оставить" ("Jagannatha Charitamrita", canto 3). Тогда его последователи оставили его с Джаганнатхой Дасом, а сами ушли во Вриндаван. По пути во Вриндаван они сделали остановку в Джайпуре. В Джайпуре их настиг посланник Чаитаньи с просьбой того вернуться назад в Джаганнатха Пури, но обиженные последователи Чаитаньи отказались вернуться и продолжили свой путь во Вриндаван. Джаганнатха дас после сожительства с Чаитаньей, вскоре организовал свою собственную секту "Ати Бада", которая последователями Чаитаньи считалась еретической... Да, к сожалению даже и "божественная любовь" когда-то угасает... Интересно заметить, что Джаганнатха Дас из-за своей ориентации считал себя грешником, но верил что отношения с Чаитаньей спасут его...

В той же "Чаитанья Бхагавате" Ишвара Даса описывает ещё одну интересную историю о Нандини и Джангали (Nandini and Jangali), двух юношей, последователей Чаитаньи, которые одевались и жили как женщины, чтобы "взрастить в себе чувства пастушек гопи" (Iswara Dasa, "Chaitanya Bhagavata", canto 64). Заметьте, что молодые люди не только одевались как женщины, но и жили как женщины. Мало того, там же Ишвара Даса сообщает, что в этом им помогала Сита, жена Адвайты- другого близкого последователя Чаитаньи! Что за этим стоит, можно только догадываться...

Случай с Джаганнатха Дасом не единственный в своём роде. Однажды гуляя в саду Ямешвар (Yamesvar Tota), Чаитанья услышал пение из "Гита Говинды". Подумав что поёт юноша, Чаитанья, как сумашедший сорвался с места и побежал искать поющего. Как одержимый, "Махапрабху" не останавливался даже перед кустами с колючками и на бегу прорывался сквозь них к своей поющей цели. Его последователь по имени Говинда, который сопровождал его, сумев словить его и остановить, сказал ему что поёт девушка а не юноша и Чаитанья сразу же пришёл в себя и окровавленый от колючек поблагодарил Говинду за то, что тот не дал ему встретиться с женщиной и оскверниться её присутствием (Ch.Ch. III. 13.85).

Очевидно, что Чаитанью Махапрабху привлекало не исполнение духовных песнопений, вернее не они сами, а сугубо исполнявшие их юноши, к которым Чаитанья был очень неравнодушен, судя по тому, что его не остановил даже кустарник с колючками, чего нельзя сказать о женщинах, к которым Махапрабху испытывал отвращение считая что те оскверняют его божественную суть.

Тут возникают вопросы: Неужели само "Воплощение Кришны" не мог контролировать свои эмоции? Как сам Всевышний не смог увидеть, что поёт не юноша, а девушка? Как воплощение Бога мог иметь такое необоснованно негативное отношение к женщинам? Как такое могло быть и как такой человек может быть примером для подражания? А если и может, то для какой категории людей?

Неприязнь к женщинам у "воплощения Кришны" была поистине патологической. История с юношей по имени Харидас наглядно повествует об этом: Однажды молодой Харидас в силу обстоятельств вынужден был заговорить с одной женщиной. Узнав об этом, Чаитанья пришёл в ярость и изгнал его из своего окружения. Харидас не смог вынести такого поворота событий и покончил с собой. Говорится, что после этого случая последователи Чаитаньи, которые были все исключительно мужского пола, перестали разговаривать с женщинами даже во сне! (Ch.Ch. III.2.144) Ситуацию об однополом влечении Чаитаньи и его проблематичном отношении к женщинам осознавали его ближайшие спутники, в том числе и его покровители из дворца Алладина Хуссейна Шаха, которые помогали продвигать его в массы. Поэтому, чтобы сгладить ситуацию, очевидно, было принято решение сделать Чаитанью Махапрабху воплощением не только Кришны но одновременно и Радхи. Так Чаитанья стал "Кришной по духу но Радхой по образу" и был "переполнен её чувствами" [в разлуке с Кришной] ("Radha bhava dyuty subalita Krishna svarupa"- Санатана Госвами).

Эту идею описывает Кришнадас Кавирадж в своём произведении "Говинда Лиламрита" (Krishnads Kaviraj, "Govinda Lilamrita"), приводя эту фразу изначально изречённую Санатаной Госвами. "Махапрабху" (значит "Великий господин"), действительно позировал в образе Радхи, переодевавшись в женскую одежду. Об этом говорится в "Чаитанья Чандродая" (Chaitanya Chandrodaya, III. 10), Адвайта при этом наряжался "Кришной". Чаитанья был миловидным на лицо юношей с белой кожей, поэтому с возникновением этой теории в глазах недалёких шудр и неприкасаемых, среди которых орудовали Чаитанья и его приближённые, всё стало на свои места и его женоподобная внешность и поведение, и его влечение к юношам, якобы напоминающим ему (то есть ей) Кришну.

Рагхунатха Дас Госвами тоже намекает на то, что Чаитанья является одновременно воплощением Радхи и Кришны в начале своей поэмы "Stavakalpataru". Но почему он только намекает об этом а не говорит прямо? Возможно потому что сам Рагхунатха понимал абсурдность этой идеи и не желал развивать её по нескольким причинам. Во- первых никогда до этого история Индии не знала таких вот "двойных воплощений" в одном теле. Во- вторых в Индии существуют понятия "Аватар" и "Вибхути": Аватар это полное воплощение божественного присутствия (Бога) а вибхути- его частичное воплощение. Чаитанья не мог быть аватором Кришны, потому что аватар не может быть воплощением воплощения, так как Кришна сам был воплощением, аватаром бога Вишну, что является общеизвестным фактом в индуизме. Чаитанья не может даже считаться вибхути, как частичными воплощениями Кришны и Радхи, так как о двойных частичных воплощениях тоже раньше не было известно. Утверждение, что Чаитанья был полным воплощением Радхи и Кришны - это полный абсурд и может утверждаться только полными невеждами. Вся эта глупость появилась только после завоевания Индии мусульманами, когда за интерпретацию древних священных писаний и составление новых взялись все кому не лень, в том числе и низкорождённые спутники Чаитаньи.

Радхи никогда не было



Чаитанья не мог быть воплощением Кришны и Радхи ещё и потому что Радхи никогда не существовало. Это вымышленный образ пастухов из готры гаудов (от слова "гау"- корова, то есть пастухов и производителей молочной продукции), чьи фольклорные сказания позднее стали основой так называемого "Гаудия Вайшнавизма". Если Радха имела такое большое значение в жизни Кришны, как это всем навязывают последователи Чаитаньи, то почему она не упоминается вообще нигде в священных писаниях периода до мусульманского вторжения? Радхи нет ни в Махабхарате и ни в Бхагавад Гите, ни в Бхагавата Пуране (Шримад Бхагаватам), ни где бы то ни было ещё, где упоминался Кришна. Даже в ранних Пуранах её нет.

Она появляется только в Падма Пуране и в более поздней Брахмаваиварта Пуране. Падма Пурана, к сожалению насчитывает множество версий, причём разных, отличающихся друг от друга. Никто даже точно не знает когда она была написана, говорят где-то между 4м и 15м столетиями. Исламское вторжение имело место в 12м веке. Оригинал Брахмаваиварта Пураны вообще утерян, как утверждает учёный-пуранист Хазра (R.C. Hazra) и нам доступны только сомнительные копии, много раз переписывавшиеся и редактировавшиеся бенгальскими последователями культа Радха-Кришны. Поэтому даже и на Брахмаваиварта Пурану мы не можем ссылаться, как на достоверный источник существования Радхи.

Последователи Чаитаньи осознавали такую проблему, но не могли ничего сделать. Радхи просто не было. Но они не сдавались и опустились до того, что стали интерпретировать слова и значения, как относящиеся к Радхе. Например в своих комментариях к Бхагавата Пуране в "Vaishnav Toshani Tikka" Санатан Госвами и Вишванатх Чакраварти (Sanatan Goswami, Viswanath Chakravarti) интерпретируют слово "вадху" (невеста), как относящееся ни к кому иной, как к Радхе! Так же как и "Рамапати" (Господь Рама) по их утверждению означающий Радху, а не воплощение Вишну, господа Раму! (Bhagavata Purana X.30.31).

Основатель секты кришнаитов на Западе Абхай Чаран Прабхупада опустился ещё ниже и просто придумал несуществующее писание "Брихад гаутамия тантра", пытаясь доказать существование Радхи, как воплощение Лакшми, супруги Господа Вишну в своём комментарии к Чайтанья Чаритамрите (Ch.Ch. Adi, 4.83). Брихад гаутамия тантры не существует и никогда не существовало. Этого писания никто никогда не видел. В своих комментариях к Бхагавата Пуране Прабхупада кажется изо всех сил пытается притянуть несуществующую Радху то тут, то там, говоря, например "тут имеется ввиду Радха" или "здесь говорится о Радхе" и т.д., когда в оригинальном тексте нигде о Радхе не говорится. Так, в слове рамананабхам, Прабхупада находит имя Рама и в своём воображении интерепретирует его, как относящееся к Радхе! (Bhagavata Purana X.29.3).

Естественно Радха, как воплощение богини Лакшми (если Кришна воплощение Вишну) тоже нигде не упоминается. Но вымышленную Радху ставили рядом с Кришной в "храмах" секты гаудия вайшнавов. По поводу появления такой неслыханной в то время ереси, последователи Рамануджи даже обратились в суд короля Раджастана Садакари Радже (Sadacari Raja) в 1718 году, ведь нигде в шастрах (авторитетных священных писаниях) Радха не упоминается, тем более как воплощение богини Лакшми!

Непонятно зачем вообще средневековым кришнаитам нужно было доказывать, что Радха это воплощение богини Лакшми (супруги Вишу), если сами кришнаиты отрицают, что Кришна был воплощением Вишну. Кришнаиты утверждают, что наоборот, Вишну сам является воплощением Кришны, который вечно существует в выдуманном ими "духовном мире" (кришнаиты придумали свой собственный "духовный мир", который выше духовного мира, где живёт Вишну). В этом случае кришнаитам, следуя их собственной логике, уместней было бы утверждать что богиня Лакшми сама является воплощением Радхи, которая находится в вечной обители Кришны... Но логика и здравый смысл, к сожалению, не популярны в секте кришнаитов.

Радха, как вечная спутница Кришны, начинает свою собственную жизнь только в период пост-мусульманского вторжения в книгах последователей новоявленых сект (почему-то подаваемых кришнаитами за священные писания). Сам Чаитанья никогда не утверждал, что Радха являлась воплощением Лакшми. Канею Кунтие Чаитанья сказал, что Радха являлась воплощением так называемой "Махабхавы"- особого состояния любовного экстаза, который может проявляться только ей самой и следовательно является персонифицированным атрибутом, отдельной личностью (Kanhey (Kanai) Khuntia, "Mahabhava Prakasa"). То есть согласно самому Чаитанье, Радха это просто воплощение чувства, причём эксклюзивно присущего только ей одной, какой бы дикой головоломкой такая выдумка не являлась...

Возможно в "Гита Говинда", написанной Джаядевом (Jaydeva, "Gita Govinda"), жившим в 12м веке в разгар исламской окупации, идея Радхи впервые обретает свою более или менее ясную идентичность и очевидно далее развивается до такой степени, что даже Чаитанья не может устоять и становится её воплощением...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

история, религия, эзотерика

Previous post Next post
Up