И о чуде

Oct 25, 2011 17:57



Вот вам и еще одно чудо)    Конечно же отдельная тема - черный рынок кредитных услуг, но сейчас не о ней.

В Китае, стране с самой большой плотностью населения в мире, могут существовать огромные пустующие районы, застроенные новыми домами. Эти районы называют «города-призраки». (фотографии можно увидеть тут http://bigpicture.ru/?p=87446 )

Район Дая города Хуэйчжоу провинции Гуандун занимает площадь более 20 кв. км. На протяжении нескольких лет он активно застраивался и имеет полностью сформированную инфраструктуру. Однако уже несколько лет там пустует около 70% жилплощади, что превратило его в настоящий «город-призрак».

Как сообщает китайская газета «Ежедневный экономический вестник», новый район Дая расположен в 70 км от мегаполиса Шэньчжэнь, буквально за считанные годы он был полностью застроен как жилыми, так и административными и бизнес зданиями. Однако на широких улицах между высотными домами очень редко можно встретить прохожих.

Так как цены на недвижимость в этом районе в 4-5 раз ниже, чем в соседнем Шэньчжэне, жители мегаполиса купили тут квартиры. Но сделали они это исключительно в качестве вложения средств, надеясь, что через некоторое время цены на эту недвижимость поднимутся. Сами они там не живут, только изредка наведываются.

Их предположения оказались верными, за последние несколько лет цены на недвижимость в этом районе подскочили более чем в два раза. В среднем квадратный метр сейчас стоит 5000 юаней ($714).

Особенно вечером новый город похож на район после эпидемии, в котором выжила небольшая часть населения. В окнах многоэтажек редко где можно увидеть свет.

«Тут все квартиры давно уже проданы, но большинство хозяев в них не живут. Постоянно проживают здесь менее 20% жильцов», - говорит охранник одного из микрорайонов.

Местные жители шутят: «У нас тут ничего не растёт, кроме пустых домов».

Компания Forensic Asia Limited в своём отчёте указывает на существование в Китае многочисленных пустующих районов, так называемых «городов-призраков».

Новый район Чжэндун города Шэньчжоу провинции Хэнань был назван самым крупным «городом-призраком», а также знаковым районом пузыря на рынке недвижимости в КНР. Район начали строить в 2003 году, он занимает площадь 150 кв. км. Он заселён менее чем на 40%.

После того, как эта информация получила широкую огласку в СМИ, местный чиновник в интервью газете «Китайский бизнес» полностью отверг её. Он заявил, что в настоящее время уровень заселения новостроек составляет 90%, а число жителей района Чжэндун уже превысило 300 тыс. человек.

Однако, по данным тех же властей, в настоящее время уже построено более 30% планируемой застройки района, а приведённый чиновником уровень заселения составляет всего лишь 7,5% планируемого количества жителей, которое к 2020 году, согласно проекту, должно составлять 4 млн. человек.

Следующий известный «город-призрак» в Китае - это Ордос в районе Внутренней Монголии. Он рассчитан на более миллиона жителей, но уже в течение пяти лет там практически никто не живёт, хотя большинство квартир уже давно проданы.

В прошлом году китайские СМИ сообщили о том, что Государственная электросетевая компания КНР провела исследование в 660 городах. В результате обнаружилось, что на электрических счётчиках 65,4 млн. квартир за полгода нулевые показания. Это говорит о том, что в квартирах никто не живёт. Этих квартир достаточно для проживания 200 млн. человек.

Зачем строят?!  Всё оказывается просто.
Безудержное стремление властей к росту ВВП и внешним преобразованиям.

Центральное правительство постоянно оказывает давление на местных чиновников и требует от них любыми способами поддерживать рост ВВП  в подведомственном им районе.

Работы по постройке здания включаются в ВВП также, как и работы по его сносу и постройке заново.

К этому прибавляется распространённый девиз партии в области строительства: «В этом году один вид, через три года абсолютно новый вид», а также стремление чиновников к личным политическим достижениям.

В результате этих неправильных представлений чиновников о достижениях в виде роста ВВП, без значимых причин сносятся многие здания.

Например, стадион с тренировочными залами в городе Ухане, который был сдан в эксплуатацию 10 лет назад и в прошлом году снесён. Причиной сноса стало то, что на этом месте запланировали строить музей революции и связанный с ней монумент. Новый проект стоит 20 млрд. юаней ($2,8 млрд.).

С другой стороны, такой рост ВВП не приносит никакой пользы обществу и не имеет экономической ценности.

«Получается наоборот, ВВП растёт, а экономика терпит убытки, плюс расходуется огромное количество материалов. Кроме того, что отрапортовав о выполнении плана по росту ВВП, чиновники могут получить повышение и другие личные выгоды, такой “рост” экономики не приносит никакой пользы», - считает заведующий исследовательского института экономики провинции Шаньдун Го Сунхай.

Его поддерживает и руководитель Ассоциации недвижимого имущества КНР Лю Чжифэн: «Среди главных мотивов, на основании которых в настоящее время строятся здания в стране: побыстрее построить и получить моментальную выгоду; увеличить показатели ВВП и выслужиться перед вышестоящими».

И про руководящую роль! (интересно, а Вы аналогии не наблюдаете)
По мнению видного экономиста Хэ Цинлянь, все это зависит от ленинско-номенклатурной экономики Китая. Компартия Китая (КПК) часто занимает центральное положение во всех главных стратегических отраслях. Недвижимость не является исключением.

Компартия получает выгоду  от такой благоприятной экономической политики  только для себя, в то время как большая часть граждан осталась за бортом, потому и сложилась такая ситуация.

Продолжающийся рост цен озадачивает, учитывая меры по контролю за ценами на жилье, осуществляемые режимом. Находясь под беспрецедентно строгим правительственным управлением, почему цены на жилье в Китае по-прежнему растут, как безумные?

Например, недавний опрос не самых высокопоставленных чиновников в Шеньяне показал, что некоторые из них владеют 5 или 6 домами, большинство - между 10 и 20, а  некоторые имели ни много, ни мало - до 40 с лишним домов. «Главные покупатели недвижимости в Китае - эта определенная  группа людей», - сказала Хэ Цинлянь.

По словам  Хэ Цинлянь, коммунистический режим КНР является движущей силой, стоящей за постоянным  повышением цен, по нескольким причинам. Во-первых, это единственный монополист земли; во-вторых, доходы центрального аппарата партии, особенно  местных органов власти, зависят от продажи земли и жилья.

Разрушение этой монополии потребует свободного и конкурентноспособного рынка, а для партии - отказа от контроля над недвижимостью.  Хэ Цинлянь не думает, что это произойдет в ближайшее время.

«Компартия руководит политикой недвижимости  в Китае, и большинство  сделок проводят люди, имеющие некоторую связь с режимом, - говорит  Хэ Цинлянь. - Деньги, вложенные в недвижимость, включая кредиты для развития и прочие, прежде всего, поступают от принадлежащих государству банков, и государство будет решать, насколько легко будет получить кредит».

Некоторые сомнительные объяснения по поводу повышения цен, предложенные китайскими экспертами по недвижимости,  включали перекладывание вины на иностранные инвестиции.  «Это всегда либо «американские трюки», либо  Джордж  Сорос манипулирует капиталом за рубежом, либо иностранные антикитайские силы делают и  то, и другое, - пояснила Хэ Цинлянь.  - Китайский режим всегда ищет козла отпущения».

«Прошло десять лет с тех пор как многие инструменты, контролирующие рынок недвижимости в Китае, имели реальную значимость, - сказала   Хэ Цинлянь, - включая соотношение цена-качество, скорость и время, необходимое для покупки дома».

«Взлет и падение цен на недвижимость в Китае находится в руках правительства, - добавила она, - так как оно распоряжается землей, предоставляет фонды для управления рынком и капитал для освоения земель. Партийные функционеры покупают дома за половину их рыночной стоимости, и компании по торговле недвижимостью переносят тяжесть их расходов на обычных потребителей».

Хэ Цинлянь не испытывает оптимизма по поводу недавно предложенного налога на недвижимость. Предложение состояло в том, что налогом не будут облагаться первые два дома, приобретенные человеком, но за последующие дома налог должен быть уплачен. «Неужели правительство собирается воткнуть нож в свою собственную шею? - задается вопросом Хэ Цинлянь. - Я не верю, что оно пойдет на это, проводя политику, которая обрубит собственные руки и ноги».

С другой стороны, она считает, что, если компартия уйдет с рынка недвижимости, рыночные механизмы  сами восстановят нужный баланс. «Пока китайский коммунистический режим у власти, правительство будет источником проблем», - сказала она.

Активы, Риски, Китай

Previous post Next post
Up