...Я начинал, как музыкант, в стрип-баре. И вот, в самом начала карьеры Бог словно дал мне знак : “ Не грусти, развлекайся, делай то , что ты любишь!” Вот я и развлекаюсь всю жизнь. Вот в чем смысл любого искусства - удовольствие от того, что вы делаете.
Сегодня в программе iTalk наш собеседник - известный европейский музыкант Горан Брегович.
Выходец из бывшей Югославии этот музыкант чувствует себя свободно в любом стиле - от классики до электро-техно.
Брегович - автор саундтреков к 30 фильмам
и сербской песни, прозвучавшей на конкурсе “Евровидение” в 2010 году.
Алекс Тэйлор:
- Несмотря на то, что сегодня трудно найти такой политический или экономический проект, который объединил бы наш континент, музыка по-прежнему легко пересекает любые границы. Здравствуйте!
Горан Брегович:
- Здравствуйте!
Алекс Тэйлор:
- Я надеюсь, вы удобно устроились. Итак, короткие вопросы и короткие ответы.
Наташа, Бельгия:
- Здравствуйте, я Наташа из Брюсселя. Вы один из ведущих представителей балканской музыки. Не считаете ли вы, что ваша огромная популярность в Европе влияет и на образ Балкан?
Алекс Тэйлор:
- Итак, поговорим о национальной идентичности. Какую роль здесь может сыграть музыка?
Горан Брегович:
- Невозможно изменить мир, но все музыканты тем не менее…. создавая музыку, питают иллюзию, что можно сделать мир лучше.
Но чтобы осветить эту улицу… чтобы сделать этот мир лучше … пригодится любой огонек…
Так что музыка - она не то, чтобы необходима - она что-то вроде соли. Можно есть и без соли, но это не вкусно.
Алекс Тэйлор:
- Да, с солью лучше. Хорошо. Второй вопрос Горану Бреговичу. Полин. Бельгия: - Меня зовут Полин. У меня цыганские корни. Я хочу спросить господина Бреговича. Я очень люблю вашу музыку, но не понимаю, почему вы не говорите, что она тоже имеет цыганские корни?
Горан Брегович:
- В истории музыки трудно найти композитора, которого бы не вдохновляла музыка цыган. Многие классические композиторы использовали в своих произведениях цыганские мотивы. Я много времени проводил с цыганами, и цыгане оказали на меня большое влияние.
Мой новый альбом, который выйдет в конце февраля, называется “Шампанское для цыган”, и в нем я отдаю дань их таланту, который так много дал этому миру. И я думаю, что недалек тот день, когда Европа признает, что цыганская культура оставила большой след в нашей общей культуре. От Матери Терезы, в которой текла цыганская кровь, до Элвиса Пресли, Чарли Чаплина и многих других.
Алекс Тэйлор:
- Отлично, третий вопрос.
Дафнэ, Греция:
- Здравствуйте, меня зовут Дафнэ, я из Греции, и я хотела бы задать вам вопрос, как музыкант музыканту. Я занимаюсь джазом и мне интересно ваше мнение о том, как стать международно известным музыкантом и писать качественную музыку, как это делаете вы, а не заниматься примитивной коммерческой музыкой, чтобы заработать на жизнь?
Алекс Тэйлор:
- Пожалуйста, ваш рецепт, Горан Брегович.
Горан Брегович:
- Музыка хороша тем, что это язык общения. Наука утверждает, что это первый язык, на котором заговорил человек. Поэтому мы так легко общаемся. Если вы владеете языком музыки, вам легче общаться.
Но с другой стороны - все композиторы всегда были привязаны к своим истокам , к своим корням.
Потому что музыка рождается в более глубоких сферах , чем язык. Вы можете писать на иностранном языке - Кундера пишет на французском, а Салман Рушди - на английском. Но композитор, если он хочет сочинить настоящую, честную музыку, он должен отталкиваться от своих корней, своего народа. Это должно быть чем - то глубоко личным. И почему вдруг это завоевывает весь мир, никто не знает.
Алекс Тэйлор:
- Хорошо. Следующий вопрос Горану Бреговичу.
Роналд, Бельгия:
Привет! Меня зовут Роналд, я из Бельгии. Если уж речь зашла о корнях, мне интересно, а где же вы начали свою музыкальную карьеру?
Алекс Тэйлор:
- Именно об этом вы только что говорили. Стоит ли отрываться от своих корней?
Горан Брегович:
- Не слишком. Я начинал, как музыкант, в стрип-баре. И вот, в самом начала карьеры Бог словно дал мне знак : “ Не грусти, развлекайся, делай то , что ты любишь!” Вот я и развлекаюсь всю жизнь. Вот в чем смысл любого искусства - удовольствие от того, что вы делаете.
Конечно, я начинал, как большинство других композиторов, в лучших музыкальных традициях: от Стравинского к Бартоку, через Гершвина, Ленона с Маккартни или Боно. Все, кто сумел создать что-то стоящее, черпали идеи из своих народных традиций. Они пользовались накопленным и передавали следующим….
Алекс Тэйлор:
- Ok! Еще вопрос!
Рашель, Лион:
- Здравствуйте, меня зовут Рашель, я из Лиона. Я хочу узнать, собираетесь ли вы сделать аранжировку балканского фолка для симфонического оркестра? Я обожаю балканскую музыку. Будете ли вы работать в этом направлении?
Алекс Тэйлор:
- Вы много работали с большими оркестрами, такими, как, например, Симфонический оркестр Парижа. Вы продолжите это сотрудничество?
Горан Брегович:
- Неделю назад я играл с оркестром в Минске, это был президентский оркестр Беларуссии, так что да, я играю со многими оркестрами … и …. это хорошо, потому что партитура и ноты всегда одинаковы …Разница в том , что разные музыканты читают их по-разному …Для меня это очень интересный опыт..
Я вспоминаю одну историю во время выступления в Стамбуле, когда тенор, исполняя сольную партию, в какой-то момент закрыл глаза и запел по-своему…. и бедный дирижер пытался привлечь его внимание, делал знаки, все бесполезно…
Вообще, это очень интересно наблюдать, как представители разных культур свободно интерпретируют первоисточник.
Алекс Тэйлор:
- Следующий вопрос
Давид, Испания:
- Привет, Горан! Меня зовут Давид, я живу в Мадриде. Хотел бы узнать, когда выйдет твой новый альбом? 6 лет назад мне повезло побывать на твоем концерте во Флоренции, и я с нетерпением жду чего-нибудь новенького. Так что поторопись и до встречи!
Алекс Тэйлор:
- Видимо, поклонник. Так какая нас ждет сенсация?
Горан Брегович:
- Мой последний альбом называется “Алкоголь”. Он состоит из двух частей. Первая часть, “Сливовица” вышла год назад, вторая - “Шампанское для цыган” - выходит в феврале.
Кроме того, мне заказали оперу, так что к сентябрю 2013 года я должен выпустить Орфея. Это мои планы на будущее.
Алекс Тэйлор:
- Последний вопрос пришел из Европарламента, вопрос поступил в письменном виде: что необходимо предпринять, чтобы сделать классическую музыку менее снобистской. В общих чертах, пожалуйста.
Горан Брегович:
- Хорошая музыка никогда не бывает снобистской. Я не верю в это. Настоящая классическая музыка понятна и доступна всем. Снобы будут слушать то, что народу непонятно, потому что снобы постоянно ищут эксклюзивности во всем. Я думаю, что для хорошей музыки, будь то классика или хип-хоп, не существует границ.
Алекс Тэйлор:
- Спасибо Горан Брегович , что вы ответили на наши вопросы. Программа iTalk прощается с вами. До скорой встречи здесь, в виртуальной студии Европарламента в Брюсселе.
Copyright © 2011 euronews