Поместив объявление о юбилейном концерте группы "PS", я настроился на "воспоминательный" лад. Оказалось, что в рок-группах я играю уже 30 лет ! Что ж, есть повод вспомнить, с какими инструментами и с каким аппаратом мне приходилось иметь дело.
UPD: Подыскивая иллюстрации, наткнулся на замечательный сайт "
Музей советских синтезаторов". Все ссылки на инструменты ниже по тексту ведут именно туда.
А начиналось все, как и у многих, в школьном ансамбле - почти как в песне Чижа "...Ударник, ритм, соло и бас, и, конечно, Ионика". Правда, в отличие от Чижа, я не знал тогда слова "ионика", а электроорган, на котором я играл, назывался "
Юность-75" - довольно примитивная модель фактически с одним звуком типа "сглаженный прямоугольник" и самым простым набором регистров... Вся группа озвучивалась тремя усилителями "Электрон 103" (2x20 Вт) - бас в один, клавиши и гитара в другой, микрофоны - в третий. Никаких пультов и ревербераторов не было, и записей конечно-же мы не делали. Пел наш школьный ансамбль в основном "Машину времени", "Воскресение", Антонова, "Землян"...
А вот от рок-группы "
Цитадель" (сайт весьма куцый, с устаревшими ссылками, но там есть фотографии) радиотехнического факультета Владимирского Политехнического института (ныне ВЛГУ), в которой я играл в 1982-1985 годах, кое-какие записи остались.
Вот, например, песня "
Атомная сказка" на стихи Юрия Кузнецова. (запись 1984г.)
Какие клавиши там звучат ? Электроорган "
Юность-73". Hо не в чистом виде, а оснащенный самодельным фильтром Муга и фейзером. Этот орган и сам по себе отличался от упомянутой выше модели в лучшую сторону. Там было больше регистров, и даже какое-то управление огибающей по амплитуде имелось: можно было добиться звука, похожего на клависин. А с доработками он вообще звучал почти как полифонический синтезатор.
Hадо сказать, что как будущие радиоинженеры мы многое для рок-группы делали своими руками. Особенно творческим человеком в этом направлении был наш звукооператор Евгений Столярчук. И фильтр для клавиш, и гитарный овердрайв, и доведение до ума стандартного звукооператорского пульта "Эстрада" (который в прочих местах ругали на чем свет стоит) - это его рук дело... А какой звук он делал на концертах ! Один раз наш гитарист, поймав кураж от найденного накануне звучания, выдал "гилморовское" соло минут на десять, вынудив нас сыграть 8 квадратов вместо двух. Публика была в восторге. Кто-то даже назвал это "аттракцион - Пинк Флойд на владимирской сцене"... К сожалению, на записи что-то подобное нам сделать не удалось...
Еще одна песня "Цитадели" - "
Девочка" (запись 1983г, блок-флейта настоящая). Если кто-нибудь подскажет мне, чьи это стихи - буду премного благодарен.
В 1984 году профком института купил нам синтезатор "
Аэлита" - один из первых отечественных промышленных аналоговых синтезаторов (детище того же самого Муромского завода РИП, что выпускал "Юности"). Этот аппарат во многом был содран со знаменитого Mini Moog со скидкой на советскую технологическую отсталость. Плохого про "Аэлиту" могу сказать лишь то, что тон-генераторы у нее были весьма нестабильны и настройка иногда "уплывала". Боролся я с этим злом следующим образом: включал инструмент "на прогрев" за полчаса до концерта, и только перед самым началом выступления настраивал. По звуку же этот синтезатор актуален до сих пор - я в своем цифровом Roland Juno-G моделирую работу его генераторов и фильтров...
К сожалению у меня не осталось записей достаточного качества ни группы "Цитадель" с этим синтезатором, ни группы "1108 год" времен 1986-1988 годов, где я тоже использовал "Аэлиту". Hу разве что вот эта жуткого качества запись с концерта "Цитадели" в городе Петушки в 1985 году. Hе судите строго - я тогда только начинал осваивать этот синтезатор, а за пультом сидел уже не Евгений Столярчук, а совсем другие люди...
Импровизуха на Петушинском концерте (запись 1985 г.)
А вот я на сцене все того же Политеха в 1986 году, уже в составе группы "1108 год" за тем самым синтезатором "Аэлита". Кроме него у меня был огромный двухмануальный электроорган Vermona Formation (made in ГДР)...
В группе "1108 год" я впервые столкнулся с чудесами японской электроники. Нет, настоящие Ямахи, Корги и Роланды были не по карману ни нам, ни профкому Завода Керамических Изделий, в ДК которого мы базировались. Hо появились сэмплерные игрушки с маленькими клавишами для детских рук, звучащие почти как фирменные инструменты. У нас были две таких игрушки - Casio не помню какой модели и Yamaha PSS-480. Последняя была уже тем, что получило позднее меткое название "самоиграйка" - в ней было около сотни разных рисунков автоакомпанимента, чем мы и пользовались иногда. Дело в том, что наш лидер-вокалист Владимир Люльчук был еще и барабанщиком, а когда появилась возможность избавиться от ударной установки и выйти на авансцену с микрофоном - он ей и воспользовался, переложив обязанности барабанщика на меня и на умную японскую электронику... Соответственно и стиль у нас сдвинулся с сторону электропопа.
Звучало это примерно так:
Зима. (запись 1990 г.)
Слова (запись 1990г.)
В конце 1990 года группа "1108 год" развалилась - одних потянуло в коммерцию, другие стали работать на двух работах, а Завод Керамических Изделий решил свой клуб продать... А меня занесло в совершенно несвойственную для меня тусовку - к панкам в группу "Диплодоки" (в измененном составе существующую до сих пор). Впрочем панками были только лидер группы Андрей (Шайба) Агеенков и басист Дима Потехин. Гитарист Алексей Барышев (ныне лидер профессиональной и раскрученной команды The Blackmailers, уважаемый учитель многих местных молодых гитаристов) был блюзменом, а барабанщик - металлистом. И вот им понадобился клавишник. Вся беда в том, что клавиш-то не было, как и постоянной базы. Мне приходилось играть то на cтранном инструменте "Лель-22", то на игрушечной Yamaha PSS-51, то на раздолбанном Vermona Piano... И вот это отсутствие своих клавиш и перспективы их купить и стало причиной того, что в 1992 году я бросил занятие живой рок-музыкой, и как тогда думалось - навсегда.
Меня, простого советского инженера, не научившегося "вертеться", наступившая эпоха "дикого капитализма" опустила ниже плинтуса - денег хватало только на жратву...
Все изменилось в 1997 году, когда я устроился на стабильную работу с приличной зарплатой и познакомился с теми, с кем я играю до сих пор - с группой "
PS". Первыми моими клавишами в этом коллективе была "взрослая" самоиграйка YAMAHA PSR-510, ну а позже я приобрел Roland RS-5, а недавно в дополнение к нему Roland Juno-G... Впрочем, это уже не история, а современность...