Оленинский майдан: причины и последствия

Jun 01, 2017 17:42

Случилось то, чего, пожалуй, никто в области не ожидал: «рвануло» в Оленинском районе. В районе, который доселе считался территорией социальной и политической стабильности, который в глаза и за глаза называли маленьким островком СССР, вдруг выстрелил протест, накал которого несравним даже с традиционно неблагополучными Кимрами и Максатихой. Что же произошло? А главное, что теперь со всем этим делать?
Поводом для волнений традиционно стала «мусорная» тема. Почему традиционно? Потому что в разных районах области она уже не раз была точкой раздора в диалоге власти и народа.




Исключение из правил

Наши читатели прекрасно помнят, как несколько лет назад развивалась ситуация в Славном Калининского района. Вкратце: некий инвестор задумал построить близ поселка полигон ТБО. Жители возмутились, вышли на улицу, однако их успокоили, сказав, что все будет сделано по суперсовременным технологиям, и полигон никакого вреда окружающей среде не нанесет. Итог: на новом полигоне уже выросла гора мусора, сравнимая по размеру с закрытой свалкой на Бежецком шоссе, и эту гору не помешало навалить даже уголовное дело, возбужденное против бывшего главы поселения.
Нелишним будет вспомнить и ситуацию в Кимрском районе, где очередной инвестор вознамерился навалить очередную свалку. Правда, здесь решили пойти на прямой обман населения. Председатель местного отделения КПРФ товарищ Каренина, заручившись поддержкой депутата ЗС Тверской области от КПРФ Андрея Истомина, собирала с людей подписи, что они не против строительства… швейной фабрики, хотя изначально было понятно, какая именно «фабрика» здесь планируется. Район, к счастью, удалось избавить от мусорных дельцов, и во многом это случилось благодаря своевременному вмешательству нашего издания.
Случались некогда «мусорные» протесты и в других районах области. Кто-то, возможно, подумает, что ситуация в Оленино - из этого же ряда. И ошибется.

Почему?

Во-первых, в качестве потенциального инвестора выступало государственное предприятие - ГУП «Экотехпром». Подчеркиваем: государственное! Нужно ли объяснять, почему это важно и в чем принципиальная разница?
Во-вторых, планировалось построить не свалку, не мусоросжигающий завод, а именно завод по переработке бытовых отходов. То есть никакого горения с неизбежными в таком случае выбросами в атмосферу не подразумевалось.
В-третьих, глава района Олег Дубов представил людям проект, как говорится, с открытым забралом. В районной группе ВК подробнейшим образом рассказано, что и почему планировалось построить, каким образом будет происходить сортировка и утилизация мусора.
Пожалуй, и нам стоит подробнее рассказать о проекте.

Новый подход

С чего вообще все началось? С того, что в 2018 году кардинально поменяется федеральное законодательство относительно утилизации бытовых отходов. Привычные для нас свалки повсеместно будут ликвидироваться, а на смену им придут новые технологии переработки и утилизации мусора.О них мы расскажем на примере того, что предлагало построить в Оленинском районе ГУП «Экотехпром».
Собственно, планируемый комплекс должен был состоять из двух частей. Первая - это конвейер для сортировки мусора. Сортировка происходит вручную, в ходе ее отбирается все, что пригодно для вторичной переработки (например, пластиковые бутылки). Вторсырье отправляется на переработку, а именно:оставшиеся органические отходы спрессовываются в брикеты, оборачиваются пленкой и складируются в специальных карьерах - картах.
Что представляет собой карьер? На его дне - обязательная песчаная подсыпка не менее 1 м толщиной. Поверх песка - изоляционный материал.
Прессованные брикеты мусора укладываются слоями. Каждый слой засыпается песком не менее 30 см толщиной. После заполнения карты до уровня земли производится рекультивация - засыпка сверху слоем грунта и посадка деревьев и кустарника. В карьере предусмотрена дренажная система, жидкость из которой выводится на очистные сооружения.
Хочется особо подчеркнуть: речь шла только об отходах 4-5-го класса, то есть неопасных. Никаких ламп, ртути, аккумуляторов, лакокрасочных изделий там не могло быть - для их переработки используется другая технология. Также не могло быть химических и ядерных отходов: у ГУП «Экотехпром» нет лицензии на их утилизацию.

Мифы и реальность

О проекте много чего наговорили и написали. Рассматривать всю брехню не хватит места, поэтому остановимся лишь на самых одиозных байках.
Бредом сумасшедшего выглядят рассуждения о том, что-де в Оленинский район повезут мусор, который останется от московских хрущевок, подлежащих сносу по проекту реновации. Посудите сами: как можно сортировать огромные каменные глыбы на конвейере шириной 1-1,2 м? Если уж на то пошло, то их проще и дешевле не везти за 300 км, а свалить в какой-нибудь близлежащий карьер. Инвестор что, идиот - в один день угробить предприятие стоимостью больше 2 млрд рублей? Вдобавок строительные отходы - это 3-й класс, для них существует иная технология переработки (напомним: у нас речь идет только о 4-5-м классе отходов).
Не менее смешны и побасенки о том, что Дубов получил взятку от инвестора. Господа, видящие коррупционера под каждым кустом, вы представляете вообще, на каком уровне договариваются о подобных проектах? На самом деле они будут реализовываться в ряде областей, а не только в Тверской. Поэтому говорить можно лишь о том, почему в нашей области был выбран именно Оленинский район.
Дело в том, что установлены строгие требования к земельным участкам, на которых могут находиться подобные предприятия. Во-первых, расстояние от границы ближайшего населенного пункта должно быть не менее 500 м. Во-вторых, подъезд к предприятию не должен проходить через поселения, чтобы тяжело груженая техника не «убила» дороги. В-третьих, по требованию инвестора участок для завода обязан находиться вблизи федеральной трассы. Немаловажным фактором, конечно, является и стоимость земли, поэтому ГУП «Экотехпром» и обратило внимание на соседние с Подмосковьем регионы.
В Тверской области рассматривались три участка - в Ржевском, Зубцовском и Оленинском районах. В Зубцовском подкачала логистика, в Ржевском районе местность оказалась заболоченной. Оставался только Оленинский…

Майдан: начало

Принципиальная позиция инвестора - покупка муниципальной земли по кадастровой стоимости. Для этого необходимо провести процедуру межевания, средства на которую должно было выделить Собрание депутатов района путем принятия соответствующей поправки в бюджет. Вот тут-то как раз и рвануло…
С депутатами поработали основательно. Люди получили весьма содержательные письма - этот образчик эпистолярного жанра уважаемые читатели могут видеть на фото. Параллельно началась работа с населением, которому рассказывались небылицы о том, что планируют строить свалку, о сжигании мусора, о химических и ядерных отходах… короче говоря, полный набор «страшилок».
Кто сознательно вводил оленинцев в заблуждение относительно проекта и какие цели при этом преследовались?
Во-первых, на части земель, планировавшихся под продажу, располагаются охотничьи угодья. Соответственно, есть несколько охотхозяйств, которые при реализации проекта потеряют внушительную часть прибыли. Надо ли говорить, что этот бизнес принадлежит не местным жителям?
Во-вторых, еще осенью глава района Олег Дубов объявил о грядущей ротации чиновничьих кадров и анонсировал значительное «омоложение» районной администрации. Представляете, скольким пришлось бы покинуть насиженные места?
Таким образом, интересы нескольких групп влияния совпали, и они начали действовать совместно: одни - чтобы сохранить заработок, другие - чтобы не потерять уютное кресло. В итоге поправка в бюджет, о которой говорилось выше, 5 мая не была принята, что уже само по себе ставило большой и жирный крест на реализации проекта.
Чтобы развеять все сомнения, инвестор предложил организовать для районных депутатов экскурсию на аналогичное предприятие. 12 мая такая экскурсия состоялась, но никакого эффекта она уже не возымела.
Казалось бы, о чем говорить дальше? Те, кто не хотел строительства завода, добились своей цели. Однако дальнейшее развитие событий говорит о том, что инвестпроект стал отнюдь не причиной, а всего лишь поводом для дальнейшей раскачки ситуации в районе.

Майдан: продолжение

Как только оленинские события пронеслись по социальным сетям, к протесту присоединились те, кто изначально не имел к нему никакого отношения. Так, на баррикадах был замечен Владимир Громов - он оппонировал Дубову на выборах еще с 2010 года. Проснулись либеральные СМИ, изрыгнув на оленинцев поток небылиц. Заговорили о «февральской революции» в Оленинском районе тверские коммунисты. Зашевелилась «Открытая Россия» в лице тверского координатора Артема Важенкова. Все это, еще раз подчеркиваем, произошло уже после прекращения переговоров по инвестпроекту. То есть народное недовольство оседлали так называемые профессиональные оппозиционеры и начали активно подбрасывать дрова в затухающий костер.
О «февральской революции», воспетой на сайте Тверского отделения КПРФ, хотелось бы поговорить подробнее. Так, в социальных сетях начались призывы к несанкционированному митингу, который, по замыслу организаторов, должен был состояться 16 мая. Понимая, что в формате митинга диалог невозможен, глава района Олег Дубов назначил на 15 мая собрание в Доме культуры. Цель собрания - раскрыть оленинцам адекватную информацию о проекте, дать людям возможность высказаться, ответить на их вопросы.
Интересный момент: за день до собрания в районе были расклеены объявления, сообщающие о цели, времени и месте встречи. Собственно, ничего криминального в этом нет,вот только администрация к расклейке этих объявлений никакого отношенияне имела.
На мероприятие прибыло порядка тысячи человек. Расклад примерно такой: жителей района - не более трехсот человек, примерно столько же дачников, а вот кто были остальные люди - большой вопрос. Есть предположение, что их организованно привезли из Ржева, тем более что округа была заполнена автомобилями с московскими номерами. Впрочем, кто бы эти люди ни были, но именно они сыграли главную роль в начавшемся спектакле.
Массовка на улице, распространяя вокруг себя запах перегара, дружно скандировала: «Дубова в отставку!» Глава района, в общем-то, ожидал провокаций, поэтому реагировал спокойно. А когда Олег Игоревич попытался что-то сказать со сцены, на нее поднялись шесть крепких мужчин и попросту вывелиего на улицу. Подумайте сами: можно ли что-либо обсудить в таких условиях?
Как хотите, но мы убеждены: все действия оппозиции 15 мая были направлены исключительно на то, чтобы сорвать конструктивный разговор жителей района и власти. Большинство оленинцев, пришедших в ДК, были против инвестпроекта, но и устраивать майдан они тоже не собирались. Они хотели высказать свое мнение и услышать ответы на вопросы. Ни того ни другого им сделать не дали.
На данный момент ситуация такова: все переговоры по проекту остановлены, глава района выпустил видеообращение, призывающее депутатов районного собрания и оленинцев к конструктивному диалогу.
Революция закончилась?
Не факт. Похоже, «красная гвардия» в удивительной симфонии с навальновцами и птенцами гнезда Ходорковского только разгоняются…

Повод без причины

В свете происходящих событий возникает очень важный вопрос: есть ли в Оленинском районе объективные и системные причины для протеста? Чтобы ответить на него, давайте посмотрим, что представляет собой район под руководством Олега Дубова.
С одной стороны, здесь имеются все проблемы, присущие российской глубинке: безработица, связанные с этим низкие доходы населения, отток людей в мегаполисы. Однако винить в этом, по нашему скромному мнению, нужно не главу района, а тех, кто еще в далеком 1991 году упоенно лез на баррикады за «демократию».
С другой стороны, администрации во главе с Олегом Дубовым удалось на отдельно взятой территории нивелировать последствия многих драконовских реформ. Так, например, района не коснулась оптимизация сети образованияи культуры. Оленинцы не знают, что такое перебои с теплоснабжением в холодный сезон, а за содержание и ремонт многоквартирных домов платят просто смехотворную сумму: 6 рублей за квадратный метр. Почему? Потому что Дубов, несмотря на серьезное внешнее давление, не допустил частный капитал в сферу теплоснабжения и управления МКД.
В плане капитального ремонта Оленинский район тоже, можно сказать, впереди планеты всей. Опять же - почему? Потому что глава района не допустил перечисления платежей граждан за капремонт в так называемый общий котел: у каждого дома есть свой спецсчет, деньги с которого идут только на ремонт этого дома. Благодаря такой политике собираемость средств по данной статье для области просто рекордная: 94%!
Только в прошлом году те или иные работы по капитальному ремонту были проведены в 58 домах. В основном этозамена оконных блоков в подъездах, ремонт кровли и внутридомовых систем жизнеобеспечения. В планах на текущий год - 43 дома.
Решается вопрос и с дорогами. Так, в 2016 году за счет средств федерального и регионального бюджетов завершена реконструкция дороги Мирный - Высокое, на областные деньги отремонтирован участок дороги от федеральной трассы М-9 до границы Оленино. Кто-то, возможно, спросит: при чем здесь Дубов, раз деньги не районные? Отвечаем: чтобы входить в региональные и федеральные программы, нужно соответствовать очень жестким требованиям, что получается далеко не у всех муниципалитетов Тверской области. Впрочем, и районный бюджет по программам софинансирования вкладывает не менее 20% собственных средств.Кстати, за предыдущие два года в самом райцентре приведены в порядок улицы Гагарина и Карла Маркса полностью за счет районного бюджета, без участия областных средств.
В 2017 году планируется отремонтировать фактически треть поселковых дорог: проблемные участки на улицах Красная, Ленина, Октябрьская, Кузьмина, 1 Мая, Чехова, Школьная, Горбачева - район уже вошел в соответствующие региональные программы. Будет проведен и ремонт дворовых территорий у ряда домов по улице Чехова.
Администрация района нашла оригинальный способ точечной социальной помощи населению, хотя по существующим законам вполне могла этого не делать. Так, нуждающимся выдаются социальные купоны, которые можно отоварить в местных магазинах, а районный бюджет затем компенсирует предпринимателям стоимость приобретенных товаров.
Стоит упомянуть и о том, что в районе реализованы 26 проектов по программе поддержки местных инициатив (ППМИ), которые связаны в основном с благоустройством и водоснабжением сельских поселений. Еще шесть новых объектов ППМИ появятся в этом году. Да много о чем еще можно рассказать, но надо ли? Картинка, в общем-то, складывается.
Подведем итог. Есть ли недостатки в работе районной администрации и лично ее главы Олега Дубова? Безусловно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но также очевидно, что по всем имеющимся проблемам ведется системная работа. Наверное, именно поэтому Оленинский район всегда был территорией стабильности, и надеемся, что впредь он останется таким же.

Революция потерь

Если последний украинский майдан называют революцией гордости, то майдан оленинский можно по праву назвать революцией потерь. Коротко расскажем о том, что потерял Оленинский район в результате потрясений.
Итак, в районе не появится порядка 300 рабочих мест с нереально высокой для данной местности зарплатой - 30-45 тыс. рублей. В проекте так и не заключенного договора с инвестором значилось, что приоритет в приеме на работу оказывается местным жителям. К слову, это полностью закрыло бы проблему безработицы в районе.
Также район потерял не менее 500-700 млн рублей единовременного дохода в районный бюджет от продажи земельного участка (точная сумма могла быть определена только после межевания) и около 50 млн налоговых поступлений в последующие годы. Сумма от продажи участка в два раза превышает годовой районный бюджет! Это позволило бы к 2019 году полностью закрыть вопрос по софинансированию проекта газификации района, а к 2020-му привести в соответствующий вид дороги. На эти деньги планировалось построить новые очистные сооружения, а также субсидировать МУПы для повышения зарплаты сотрудникам.
Собираемых с граждан денег на капремонт, естественно, не хватает, и районный бюджет дотирует до 30% объема работ. Но казна района, как известно, не резиновая, и это тормозит процесс капитального ремонта. К 2020 году на средства, вырученные от продажи муниципального участка, планировалось заменить все крыши многоквартирных домов на металлические. Теперь об этом придется забыть.
Что там говорить - многие точечные проблемы района могли быть решены быстро, буквально в течение пары лет. Ну а теперь придется подождать. Разумеется, власть будет заниматься их решением в текущем режиме, но возможности районного бюджета, как уже говорилось, не безграничны.
В общем, революции без потерь не бывает…

Маски сорваны

Кто же продолжает раскачивать ситуацию в районе, несмотря на закрытие темы инвестпроекта?
Во-первых, уже известный оленинцам Владимир Громов, ратующий за передачу предприятий сферы ЖКХ в частные руки. Г-н Громов, неужели вы не понимаете, что адекватные оленинцы над вами просто смеются? Вы пишете на своей странице, что шли на выборы в 2010 году, «чтобы освободить оленинцев от режима». От какого, позвольте спросить, режима? От режима социальной стабильности? Впрочем, за вас мы спокойны: подружившись с адептами секты Навального, вы обрушили свой и без того невысокий рейтинг до отрицательных значений.
Во-вторых, в ситуацию вмешался Тверской обком КПРФ. Товарищи, почему вы вспомнили о «двух десятках лет авторитарного правления Дубова» только сейчас, когда ситуация в районе начала раскачиваться? А где ж вы раньше-то были? Впрочем, ответ на этот вопрос мы и так знаем: колесили по области, пытаясь оседлать социальный протест в некоторых ее районах. Без зазрения совести проталкивали в Кимрском районе проект свалки, да еще и врали кимрякам, что здесь будет швейная фабрика. Напомнить вам, товарищи, эту историю в деталях?
Ну и вишенка на торте: последователь Ходорковского Артем Важенков, пообещавший организовать юридическую помощь всем обиженным оленинской властью. Г-н Важенков, уж простите за сарказм, но с вашими организаторскими талантами любой митинг рискует превратиться в гей-парад! Вы когда в последний раз были в Оленино (если вообще бывали там)? И какое вы имеете представление о жизни сельской глубинки? Что вы готовы ей предложить?
Прекрасная организация информационной атаки по всем фронтам позволяет сделать вывод: за вышеперечисленными господами и товарищами стоят гораздо более серьезные силы, которым Дубов на посту главы района категорически неудобен. Чего эти силы добиваются? В Оленинском районе осталось очень много неприватизированных активов, особенно в сфере энергетики и ЖКХ. Лакомый кусок, согласитесь. Но политика действующей администрации в этом вопросе однозначна и непримирима: системы жизнеобеспечения района должны оставаться в муниципальной собственности. То есть, по сути, в руках государства. Ну а раз так - «долой Дубова!» И поставить другого главу, который будет более сговорчив.

***

Напоследок хотелось бы обратиться к жителям района. Мы ни в коей мере не посягаем на ваше право решать - быть или не быть на оленинской земле заводу по переработке бытовых отходов. Однако подчеркиваем: это должны решать только вы на основе объективной информации и в конструктивном диалоге с районной властью. Просим лишь об одном - не позволяйте обманывать себя людям, преследующим исключительно личные коммерческие и политические цели. Им плевать с высокой колокольни и на вас, и на развитие района.
А вам здесь жить.

Оленинский район, СМИ

Previous post Next post
Up