Click to view
Обращение главы Оленинского района к населению. 2 марта 2016 г.
Уважаемые оленинцы!
Как уже сообщалось в средствах массовой информации, 27.11.2015 года Региональная энергетическая комиссия Тверской области приняла приказ № 295-нп, в соответствии с которым полностью отменена финансовая помощь муниципальным предприятиям ЖКХ Оленинского района из областного бюджета.
Областная бюджетная поддержка в течение многих лет была основой всего финансирования коммунальной сферы не только в Оленинском, но и во всех остальных районах, не имеющих природного газа. Например, в 2010 году район получил (по трем предприятиям ЖКХ) 10,7 млн. руб., в 2011 г. - 12,9 млн. руб., в 2012 г. - 13,0 млн. руб., в 2013 г. - 10,1 млн. руб., в 2014 г. - 10,5 млн. руб., в 2015 г. - 8,3 млн. руб.
Ежегодные, относительно стабильные объемы финансовой помощи в 2010-2015 гг. свидетельствуют об их объективном характере, обусловленном реальной потребностью муниципальных предприятий Оленинского района.
При этом, нужно отметить, что со стороны РЭК Тверской области, специально для того чтобы снизить объемы финансовой помощи нашим МУПам из областного бюджета, из года в год принимаются завышенные тарифы на отопление для жителей Оленинского района, которые никак не учитывают уровень доходов нашего населения. Например, по решению РЭК, еще с 1 июля 2015 года, действует тариф для населения 46 руб. 44 коп. за отопление квадратного метра, при 12 месяцах оплаты. Еще раз подчеркиваю - этот тариф принимался на областном, а не районном уровне, действует уже больше восьми месяцев и будет действовать в течение всего 2016 года.
Все это время мы сдерживали рост оплаты отопления жителями, направляя на эти цели очень серьезные средства из районного бюджета, в значительно большем объеме, чем выделялось из области. Например, в 2015 году, для того, чтобы люди платили меньше на 16 рублей за метр, чем было установлено Региональной энергетической комиссией, районный бюджет выделил предприятиям ЖКХ 18,5 млн. руб. - в 2,2 раза больше, чем областной. Такая же ситуация была на протяжении всех последних лет. Район не обязан, и никогда не был обязан этого делать. Это была дополнительная мера по поддержке населения, по сдерживанию роста тарифов, установленных «реформаторами» ЖКХ. До отмены финансовой поддержки оленинских МУПов, у нас не было никаких вопросов по дальнейшему существованию этого способа поддержки жителей района. Несмотря на значительное ухудшение финансовой ситуации в районе, мы планировали субсидировать отопление в сумме 12 рублей за метр. В ноябре мы подготовили проект решения Собрания депутатов по этому вопросу, которое, после приказа РЭК, были вынуждены отозвать, оставив снижение платежей на 12 рублей только на первый квартал.
Сохранив высокие тарифы для населения, РЭК Тверской области, своим приказом от 27.11.2015 г., одновременно снизила тарифы на отопление для предприятий и организаций. С учетом этого снижения, потери наших МУПов составили даже не 8 (по сумме прошлогодней дотации), а около 12 млн. руб., или почти 20% от всего объема средств, имеющихся на отопление. Такое решение принято только в отношении Оленинского района. Все остальные районы, не имеющие газа, продолжают получать областное финансирование на ЖКХ, хотя и в меньшем объеме, чем год назад.
Мое мнение по сложившейся ситуации однозначно. Речь идет о преднамеренном и сокрушительном ударе по муниципальным предприятиям ЖКХ Оленинского района, с целью перехода их под контроль частного бизнеса. Наши МУПы целенаправленно подводят под банкротство после того, как мы, совместно с депутатами, заняли четкую позицию о недопустимости передачи муниципальных предприятий в аренду и концессию коммерческим структурам. Мы понимаем, насколько мутный и безответственный бизнес работает сегодня в сфере ЖКХ. Мы видим, что творят коммунальные бизнесмены на других территориях, при полном отсутствии какой-либо возможности повлиять на их работу со стороны власти и населения.
Назовем вещи своими именами. Начиная с 27 ноября, происходит рейдерская атака на Оленинский район и его муниципальную собственность. Никогда, за 20 лет моей работы в этой должности, мы не сталкивались с опасностью такого уровня. Под угрозу поставлены социальная и политическая стабильность, само будущее Оленинского района.
Последние три месяца мы очень детально разбирались в ситуации, вырабатывали меры (в том числе, чрезвычайного характера) по сохранению муниципальных предприятий, обеспечению их устойчивой работы в отопительном сезоне 2016-2017 гг. и в дальнейшем. Те решения, которые я объявлю сейчас - результат напряженной работы многих людей. Часть этих решений являются компромиссными, и возникли в результате длительных обсуждений и споров. Но, в любом случае, на мне, как главе района, лежит полная ответственность за их реализацию. Я обязан перед всеми оленинцами, перед местным отделением Партии «Единая Россия», перед депутатским корпусом не допустить частников в ЖКХ и не заморозить район будущей зимой.
Обсуждались различные подходы и решения. Но в главном позиция всех должностных лиц района едина. Мы никогда не положим под рейдеров Оленинский район, и сами под них не ляжем! Мы не допустим разграбления и развала отрасли, которая принадлежит всем оленинцам - сегодняшним жителям района и будущим поколениям!
Под моим руководством, при участии районных служб, представителей Собрания депутатов, местного отделения «Единой России» выработан комплекс мер, которые, я уверен, позволят нам сохранить жилищно-коммунальное хозяйство района и полностью стабилизировать ситуацию в отрасли в течение трех лет.
Начну с того, что уже сделано.
29 декабря 2015 года в Федеральную антимонопольную службу поданы официальные жалобы на приказ РЭК от 27 ноября. Если решение будет принято в нашу пользу - оно, разумеется, изменит всю ситуацию, и позволит нам пересмотреть остальные наши действия, исходя из интересов жителей - прежде всего, в вопросах сдерживания коммунальных платежей. Но пока решения ФАС нет, мы его не знаем, и эту ситуацию не учитываем.
В январе 2016 года была начата, а сейчас завершается экспертиза тарифов и разработка новой Схемы теплоснабжения поселка Оленино. Это не просто бумажная работа. Именно эта работа поможет нам детально и до конца разобраться в экономике ЖКХ, сверхнормативных потерях тепловой энергии. А, самое главное, благодаря именно этим документам мы сможем обосновать реальную, а не надуманную потребность в финансировании ЖКХ, в том числе техническую модернизацию МУПов. Завершена подготовка проектов инвестиционных программ ОМУП «ЖЭУ №1» и ОМУП «ЖЭУ №2» на 2017-2019 годы, которые мы готовы реализовать своими силами, без какого-либо участия частного бизнеса. В ближайшее время инвестиционные программы будут внесены на согласование депутатов.
В феврале я вместе с группой специалистов ЖКХ ездил в г. Кострому, на заводы, где производятся пиролизные котлы, расход топлива у которых существенно ниже, чем у сегодняшних котлов в наших котельных. По итогам поездки, заключен договор о поставке семи котлов завода «Теплогарант», которые будут летом установлены в котельной №1 ОМУП «ЖЭУ-1» (ул. Пионерская) и котельной №5 ОМУП «ЖЭУ-2» (ул. Чехова), потребляющих сегодня наибольшие объемы топлива. На эти цели выделяется 4,7 млн. руб. Срок окупаемости каждого котла - примерно год. До 2019 года планируется установка котлов того же типа во всех котельных, что значительно снизит наши затраты на топливо.
Не вызывает никаких сомнений, что сейчас всех жителей района больше всего волнует сохранение предельного уровня платежей за отопление ниже тарифа, установленного на областном уровне. Первоначально мы не могли найти средства для того, чтобы компенсировать снижение платежей начиная со второго квартала. Серьезно обсуждался вопрос о том, что уже с 1 апреля всему населению района будут выставляться платежи в соответствии с тарифом РЭК, т.е. по 46,44 руб. за метр. Планировалось, что дотация, заложенная в районном бюджете, будет полностью направлена на покрытие потерь МУПов от отмены областного финансирования, а не на снижение платежей граждан. Многие оленинцы знают о дискуссиях по данному вопросу в руководстве района. Именно такое решение от 22.12.2015 г. официально действует на сегодняшний день. При этом депутаты, принимая решение, поручили мне до конца марта внести свои предложения - сможем ли мы сдерживать платежи граждан за отопление, и в каком объеме.
Только для того, чтобы найти дополнительные деньги ЖКХ, я в самом начале года поручил провести до конца февраля все конкурсы по всем муниципальным закупкам, превышающим 500 тыс. рублей, на весь 2016 год, чтобы понять экономию бюджетных средств. Экономия у нас есть. Вот эти деньги мы направляем на сдерживание коммунальных платежей.
Сразу скажу, что от повышения уровня оплаты отопления и постепенного доведения его до размеров, установленных тарифами РЭК, мы все-равно не сможем уйти. Это не наше желание. Это крайне тяжелые и неприятные решения. Нас поставили в такие условия и вынудили идти на такие меры. Однако, резкого повышения на 12 рублей за метр с 1 апреля мы смогли избежать.
Доведение уровня платежей граждан до тарифа, установленного на областном уровне, будет идти поэтапно - шагом по 4 рубля за квадратный метр в квартал. С 1 апреля для граждан, не имеющих льгот и задолженности за коммунальные услуги, размер платы за отопление будет составлять 38,44 руб. за квадратный метр, с 1 июля - 42,44 рубля, и с 1 октября, для всего населения - 46,44 рубля, в соответствии с тарифом, установленным для нас на областном уровне. Из районного бюджета, на сдерживание платежей за отопление на 2016 год выделяется 5634 тыс. руб.
Я прекрасно понимаю, что даже такое решение, значительно более мягкое, чем ожидалось три месяца назад, вызовет серьезное недовольство жителей. Я понимаю, насколько сложно объяснить людям, что это решение стало результатом очень серьезных усилий, позволивших предотвратить резкий и единовременный рост платежей. Я понимаю, в том числе все последствия для себя и для своей предвыборной кампании, в которой я планирую участвовать. Но это максимум, что мы можем сделать сегодня, в реальной ситуации. Никакой разумной альтернативы такому решению у района нет. Единственная альтернатива - обанкротить ЖКХ и сорвать будущий отопительный сезон, но никто не назовет ее разумной.
Важнейший вопрос - куда пойдут деньги, собранные с населения в результате роста коммунальных платежей. Никто не позволит предприятиям ЖКХ распоряжаться этими деньгами самостоятельно. Мы их спасаем за счет всего района, а значит и требования к ним станут выше, и финансовой самостоятельности у них будет меньше. С апреля 2016 года вводится мобилизация части выручки предприятий ЖКХ от платежей граждан за отопление, с обязательным направлением ее на приобретение топлива. С 1 апреля - 10 руб. с квадратного метра, с 1 июля - 14 рублей, с 1 октября - 18 рублей. С момента получения любого платежа за коммунальные услуги, предприятиям запрещается самостоятельно распоряжаться этими деньгами. Они будут учитываться отдельно, с предоставлением сводки в администрацию района.
Всего, благодаря мобилизации части выручки от платежей граждан, с апреля по декабрь на приобретение топлива будет направлено 8919 тыс. руб.
Мы внимательно разобрались с причинами убытков наших предприятий ЖКХ, рассчитав реальную тепловую нагрузку по каждому отапливаемому зданию в Оленинском районе, на основе формулы расчета, утвержденной Правительством Российской Федерации. Выяснилось, что с учетом этажности зданий, материалов и периода их постройки, тепловая нагрузка существенно превышает установленный норматив потребления тепловой энергии. Сумма потерь, которые в связи с этим несет ЖКХ, и которые нигде и никем не учитывались, составляет (по трем предприятиям) составляет 20 млн. руб. Вот он - тот самый перерасход топлива, с которым мы боремся уже много лет! Теперь мы разобрались в причинах этой ситуации.
Мы ни при каких обстоятельствах не будем ставить вопрос о повышении норматива коммунальных услуг за отопление для граждан. Но именно эти убытки будут покрываться из районного бюджета. На ближайшее заседание Собрания депутатов вносится вопрос о направлении на компенсацию убытков ЖКХ от сверхнормативного расхода тепловой энергии 10014 тыс. руб., что составляет 50% от реальных потерь. Этого мало. Среди года мы будем возвращаться к этому вопросу, и увеличивать объем поддержки ЖКХ. Тем более, что, с учетом всех принятых нами мер, именно этих 10 миллионов, которые мы пока не нашли, району не хватает на полное обеспечение топливом следующего отопительного сезона. То, что мы не найдем в этом году, станет нашей задолженностью за топливо на 01.01.2017 года. Разумеется, в бюджете 2017 года вопрос о стабильной работе ЖКХ и защите отрасли от банкротства будет главным - даже в ущерб многим другим проблемам района.
Уважаемые оленинцы!
В сегодняшнем обращении я постарался подробно рассказать о системе мер по сохранению муниципальных предприятий ЖКХ Оленинского района. Это, действительно, тяжелые и очень неоднозначные решения. Но все остальные решения были бы хуже. А хуже всего было бы просто сидеть и смотреть на банкротство ЖКХ, куда в течение нескольких месяцев пришли бы новые хозяева. Все это время шла очень плотная и активная работа. Мое молчание в течение трех месяцев по этому вопросу, волнующему каждого жителя района, имело лишь одну причину. Мы искали выход из безвыходной ситуации, в которую нас загнали! Теперь я вижу, что мы нашли этот выход. Трудный - но реальный! Мы выработали системные решения, которые позволят предотвратить банкротство МУПов и войти в следующий отопительный сезон.
Сегодня это самый главный вопрос для района, на решение которого брошены все усилия местной власти. Мы еще ни разу не сталкивались с проблемами такой сложности. Будет сделано все, что в наших силах, чтобы защитить интересы района и его жителей. Уверен, что оленинцы поймут нас и наши действия