Станислав ТАРАСОВ, Станислав СТРЕМИДЛОВСКИЙ, Москва-Тверь-Оленино
В поселок Оленино, что к юго-западу от Твери, мы добирались автобусом из Твери. Главу района Олега Дубова на месте не застали, он был в соседней деревне Гришино на приеме в эксплуатацию перед началом учебного года школы. Недавно она сгорела из-за попадания молнии. Небольшая задержка, пока дожидались машину до Гришино, дала возможность пройтись по поселку и немного рассмотреть его. Хотя перед этим мы, конечно, собрали некоторую информацию об Оленинском районе. И вот, что нам бросилось в глаза. Земли, расположенные на территории нынешнего Оленинского района, во времена крепостничества называли «второй Сибирью». Произошло это потому, что непокорных крестьян, которые выступали против существующих порядков, ссылали в лесисто-болотистые и малолюдные оленинские края. Это первая особенность края. Отметим вторую. Поселок Оленино был основан в 1898 г. при строящейся железнодорожной станции Московско-Виндаво-Рижской железной дороги. По легенде, местные владельцы якобы подкупили строителей так, что железная дорога прошла и по их землям.
Основателем поселка принято считать местную помещицу Александру Григорьевну Сольбах (1867-1923), урожденную Оленину. На месте современного райцентра Александра Сольбах возвела один из господских домов, тем самым положив начало строительству пристанционного поселка, построила несколько культурно-бытовых построек. При ее содействии были возведены церковь и школа. Была дана земля под строительство почтового отделения. Выстроен базар, небольшой кирпичный завод. После революции эмигрировала во Францию, возможно, вместе с родственницей, знаменитой певицей Марией Алексеевной Олениной-Д’Альгейм.
10 октября 1941г. Оленино было оккупировано немецко-фашистскими войсками. Гитлеровцы превратили поселок и станцию в мощный узел обороны. 4 марта 1943 г. поселок был освобожден советскими войсками. В этом районе в годы Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои. Немцы полностью уничтожили 147 оленинских деревень и 243 деревни Молодотудского района, в том числе село Молодой Туд. «Фашисты превратили Оленинский район и Молодотудский район в зону пустыни», - записано в акте Калининской областной комиссии по расследованию преступлений захватчиков.
В Оленино был взорван лесозавод, железнодорожный вокзал, водонапорная башня, разрушены все мосты, спилены все телеграфные столбы. Железная дорога была полностью выведена из строя. На территории Оленинского района захоронены 9733 павших в боях воинов в 39 захоронениях. В 1995 г. в Оленино был открыт мемориал землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Сам поселок, как и десятки окрестных деревень в округе, был почти полностью разрушен. Возможно, мы оказались энергетически чувствительными, но нам показалось, что аура Оленино очень сложная. Но в данном случае речь идет об ощущениях специфического свойства.
Сегодня же бросается в глаза другое: район и поселок благоустраиваются, хорошие дороги, ухоженные газоны, пестрят вывески торговых комплексов и услуг - «Магнит», дом культуры, а люди на улицах выглядят спокойными и уверенными в себе. Хотя чужих сразу примечают. В палатках продается замечательный оленинский лимонад. Местные утверждают, что это уже устоявшийся бренд! Да и местные пирожки оказываются очень вкусными.
В Москве нам много рассказывали про районный краеведческий музей. Утверждают, что в его экспозиции есть такие раритеты, которых не сыщешь и в других музеях мира и страны. Там будто бы лежит зуб мамонта, есть фисгармония из помещичьей усадьбы XIX в. и даже камень с египетской пирамиды. Увы, нам не удалось все это посмотреть, поскольку прибыла машина, и мы отправились в деревню Гришино, где нас ждал Олег Дубов.
Попали на заключительный акт приемки школы, когда после подписания протокола для членов комиссии директор школы устроил деревенский банкет. Пока сидели, наслушались много историй о борьбе против закрытия местной школы. Она небольшая, на 16 учеников приходится 9 учителей, однако без школы гришинцы не мыслят своего будущего. Но есть и парадокс - для района, оказывается, получение молодыми оленинцами высшего образования не благо, а беда. Выпускники в 100% случаев не возвращаются на родину, предпочитая стоять за стойкой тверских фаст-фудов.
И вот встречаемся с Олегом Дубовым. Высокий, худощавый, подвижный. В Тверской области его считают «раритетом», поскольку он выступает как автор концепции развития дотационной сельской местности, к какой и относится Оленинский район. У него, оказывается, работают все региональные программы. Но по-другому, по-своему. А про его команду ходят легенды. Это не только работники районной администрации, но и воспитатели, врачи и медсестры, предприниматели, руководители сельских поселений и депутаты, главы хозяйств и предприятий, водители и рабочие.
Когда Олег Дубов рассказывает о своей «команде», лицо его становится сосредоточенным. Он, как нам кажется, все же политик, но не теоретик чистого вида, а политик-практик. Таких ныне на Руси очень мало, и, надо полагать, его политическая деятельность складывается непросто, хотя он долго числился самым молодым из глав районов во всей Тверской области. Что еще немаловажно, Олег Дубов является убежденным членом партии «Единая Россия», считает, что партия, особенно правящая, должна уметь не только заседать или писать программные документы, но и претворять все задуманное в жизнь.
По журналистской привычке мы, конечно, попробовали его партийность «на зуб», задавали острые вопросы, где-то откровенно пытались поддеть. Дубов устоял. Говорил убежденно, хотя и заметно волновался, рассказывая, как, к примеру, шли сражения за бюджет Тверской области в 2009 г., когда он обращался к руководству области, к своим коллегам по «Единой России», выступал в СМИ о необходимости справедливого бюджета для дотационных районов. В итоге бюджет претерпел серьезные изменения, которые пошли на пользу не только одним оленинцам, но и жителям еще трех десятков районов области.
Особая тема и интрига - как району удается жить без долгов, удерживать на плаву сельское хозяйство, оставить муниципальным ЖКХ, закрыв дорогу частному бизнесу в эту важнейшую сферу жизнеобеспечения. И не по политическим соображениям, а в результате экономических выкладок. Таким образом удается сдерживать рост тарифов, а благосостояние руководителей ЖКХ не увязывать с прибыльностью предприятия. Ремонт домов в Оленино осуществляют собственными силами: расценки строго контролируются, стоимость материалов проверяется - и все выходит гораздо дешевле. Олег рассказал нам о том, как удалось за три месяца построить новую котельную, сохранить возможность осуществлять и другие «прорывные проекты». Такие, каких в других местах и не придумаешь, как осуществить из-за сложностей юридического и финансового порядка.
По мере того, как расширяются сюжеты и темы для разговора, становится ясно следующее. Оказывается, в России можно претворить в жизнь свою особую модель развития в отдельно взятом поселении, целенаправленно и продуманно осуществляя инвестиционную политику, чтобы вовремя закупить топливо и начать отопительный сезон, сохраняя дотации на уголь и мазут. Но все же, как подметили некоторые эксперты, сохраняя в «ручном режиме» управление районом и проведение экономической и финансовой политики.
Жители Оленино ценят это, им есть с чем сравнивать, у всех есть родные и друзья в городах. Как говорят, практика - критерий истины. Можно даже в дотационном районе стимулировать людей создавать свой бизнес. В Оленино таких бизнесменов пересчитаешь по пальцам, но они есть. В основном это люди, занимающиеся личным подсобным хозяйством, держащие скот, продающие молоко. Есть, конечно, и те, кто выбрал торгово-закупочную деятельность, и те, кто решил заняться ремонтом помещений. Такого понятия, как «административные барьеры», здесь нет.
Одно из важных достижений: за последние годы в районе не было закрыто ни одной школы, кроме тех, которые закрывались только по естественной причине - из-за «выбытия» последнего ученика. Предмет особой гордости Олега Дубова - школа в Оленино, оснащенная самыми последними техническими новинками. Вот что, кстати, писала обо всем нами увиденном газета «Тверская правда» (приводим цитату только для сопоставления своих собственных впечатлений от увиденного с другим взглядом): «Всякий раз, бывая в поселке Оленино, на северо-западе нашей необъятной области, ощущаешь здесь особые колорит и ауру, которые сложились не без участия истово влюбленного в ставший для него родным Оленинский район главы Олега Дубова. За те 110 лет, что существует станция, а впоследствии поселок Оленино, чего только не пережили оленинцы - и военное лихолетье с долгими месяцами оккупации «под немцами», и восстановление полностью разрушенного хозяйства, и развал экономики в период «реформ» недавнего прошлого.
А с какой настороженностью одиннадцать лет назад жители этого в недавнем прошлом «красного» региона встретили демократа, приехавшего к ним на хозяйство заместителя губернатора области Олега Дубова? Сомнения оленинцев развеялись весьма быстро, ровно в тот момент, когда они увидели, что их глава администрации человек слова и дела, который сразу же им сказал, что главное богатство района - они, простые труженики, трудолюбивые и талантливые люди. С этого и началось постепенное возрождение Оленинского района, на который многие когда-то просто махнули рукой. Жаль, что за последнее время район утратил былую славу «картофельного Клондайка», однако всерьез занимается животноводством и кормами, деревообработкой и, что самое главное, социальной сферой. В самые сложные годы перестройки Дубову удалось сохранить сельские малокомплектные школы, задержать молодежь на родине, привлечь профессиональных специалистов-управленцев».
И еще. Когда оленинский глава Олег Дубов посетил с рабочим визитом Шкловский район Могилевской области Республики Беларусь и подписал Соглашение о сотрудничестве, его район оказался первым в Тверской области, кто подписал документ такого типа с соседним государством. Он предусматривает широкий спектр взаимодействия: не только в экономических связях и сотрудничестве в сфере экономики, но и культурном обмене, разработке общих социальных проектов. Правда, инвесторы из Белоруссии пока не пришли, но на местном рынке стали появляться белорусские продукты.
Но, сказать по правде, общаясь с Олегом Дубовым, мы так и не поняли, что же именно он строит в своем Оленино - капитализм с «человеческим лицом» или социализм с «рыночным лицом». Есть аргументы и в ту, и в иную сторону. И потому, глядя на Оленинский район, мы, по пути в Москву, думали о том, насколько этот опыт территории, где на большом пространстве проживает всего 13 тыс. человек, характерен для всей России, для развития нашей страны, когда шаг вперед сопровождается двумя назад, а бесконечные реформы в ряде случаев не дают закрепиться росткам каких-то уже начинающих складываться практик, механизмов и институтов. Но главное, что мы поняли в Оленино - это то, что любые попытки внедрения разработанных «яйцеголовыми» учеными концепций устройства жизни, будут перемалываться инерцией привычки и традиций жителей городов, поселков и деревень, которые привыкли жить так, как они привыкли жить. Что же правильнее - построиться под эти привычки и традиции или попытаться создать «нового человека»? Ответ пока не очевиден.