Sep 29, 2015 20:13
Предлагаю вашему вниманию следующий текст.
Этнос-вирус. Гипотеза.
(Автор О.Крысанов, Северодвинск)
Nation-virus. Hypothesis.
( Author Oleg Chrysanov, Severodvinsk, Russia)
Краткое описание гипотезы:
гипотеза этноса-вируса предполагает возможное наличие среди мировых этносов отдельных этносов, чьё поведение в среде других по отношению к ним этносов можно описать сходным образом с поведением биологических и компьютерных вирусов.
Предпосылки гипотезы.
Та или иная популяция организмов в Природе, та или иная компьютерная сеть в Интернете, тот или иной этнос в мировом сообществе являются открытыми системами. Открытые системы, в отличие от изолированных (закрытых) систем, активно обмениваются с внешней средой различными компонентами, необходимыми им для осуществления их жизнедеятельности.
В ходе данного обмена организмы и компьютеры могут получать из внешней среды не только полезные для них компоненты, но и вредные, ведущие к нарушению, а то и к прекращению их деятельности. Так, организмы нередко получают различного рода токсины, вредоносные бактерии. Компьютеры нередко получают разного рода спам. Способны ли этносы получать вредоносные для них компоненты? Безусловно - вспомним лишь тот ущерб, который нанёс алкоголь народам Крайнего Севера.
Разумеется, организмы и компьютеры имеют средства предупреждения и защиты от вредоносных компонентов. В организмах эту функцию в основном играет иммунная система, в компьютерах - специальное программное обеспечение. В этносах данную функцию можно соотнести с деятельностью гуманитариев: шаманов, жрецов, клириков, светских гуманитариев. Именно они в основном формировали и поддерживали Культуру этноса - то, что детерминирует его менталитет.
Перейдём теперь к вирусам. Чем они принципиально отличаются от прочих вредоносных компонентов?
Биологические и компьютерные вирусы имеют способность к сокрытию своей вредоносности от защитных сил организмов и компьютеров. Разумеется, необходимо указать на отличие - биологические вирусы приобрели эту способность вследствие Эволюции, а компьютерные вирусы - вследствие злого умысла людей. Успеху вирусов способствует их регулярная изменчивость. Как же может обманывать пришлый гипотетический этнос-вирус представителей аборигенных этносов? Очевидно, самый простой для пришельцев способ - это скрывать свою национальность от аборигенов: перенимать его внешние атрибуты; брать псевдонимы; брать имена и фамилии, характерные для аборигенов. Кроме того, можно предположить, что многие активные члены гипотетического этноса-вируса с необычайной лёгкостью способны менять также и свои внешне выраженные убеждения. Вы не наблюдали людей, бывших при Брежневе правоверными большевиками, в Перестройку ставшими демократами, в 90-е либералами, в нулевые левыми, при уходе Медведева снова демократами?
Необходимо указать и на такую особенность вирусов, как их способность проникать внутрь клеток организма и перепрограммировать носитель информации - ДНК. Аналогичной способностью обладают и компьютерные вирусы - они также перепрограммируют программное обеспечение компьютера. В обоих случаях заражённые вирусом клетки и программы начинают генерировать копии вирусов и заражать ими другие организмы и компьютеры.
Какую стратегию экспансии гипотетического этноса-вируса можно предположить? Вероятно он должен стремиться к доминированию в наиболее прибыльных сферах деятельности стран-реципиентов. Например, в финансовой сфере. Успешности в данной сфере очень способствует правовая и политическая поддержка. А успеха в политике трудно достигнуть без массированной поддержки СМИ. Таким образом, мы можем ожидать повышенной активности представителей гипотетического этноса-вируса в сфере финансов, права, политики и масс-медиа.
Однако остаётся открытым вопрос - может ли гипотетический этнос-вирус перепрограммировать носитель структурообразующей информации аборигенного этноса? То есть его Культуру? У меня нет ответа на данный вопрос. Но можно предположить, что сам гипотетический этнос-вирус для достижения успеха в этой области должен обладать ярко выраженными гуманитарными чертами. Я подчёркиваю - ярко выраженными. В этом случае мы вправе ожидать от представителей гипотетического этноса-вируса повышенных успехов в гуманитарных промыслах: музыке, танце, лицедействе, культе, журналистике, юриспруденции, политике; а также в таких мутных гуманитарных дисциплинах как психология, теоретическая физика, политология и экономика ( в данных дисциплинах практически отсутствуют такие научные критерии, как однозначность, проверяемость и повторяемость результатов изысканий, что создаёт почву для самых невероятных спекуляций). Нелишне указать также, что ряду гуманитариев свойственно отвращение к физическому труду.
Остановимся теперь на ключевом, пожалуй, вопросе гипотезы: может ли гипотетический этнос-вирус сломать защитный механизм аборигенного этноса?
Защитным механизмом организмов является иммунная система, компьютеров - антивирусное программное обеспечение. Какой же аналог им можно найти в Культуре? Думаю, что единственный кандидат на эту роль это идеология национализма.
Но насколько наше предположение соответствует действительности? Может быть национализм это всего лишь наследие древней племенной ксенофобии? Помочь с ответом нам смогут историки (включая историков-любителей). Они должны указать нам случаи, когда вполне цивилизованные этносы как бы коллективно сходили с ума на почве ксенофобии и национализма и начинали бросаться не только на соседей, но и на собственных соплеменников, заподозренных в той или иной инакости. Если подобные случаи будут выявлены, их можно сопоставить с неадекватным иммунным ответом организмов (например - анафилактический шок) и ложным срабатыванием антивирусов компьютеров. В обоих случаях наносится ущерб объектам защиты.
Какую же стратегию должен избрать гипотетический этнос-вирус, чтобы успешно противостоять защитным силам аборигенного этноса? Тут я вижу два возможных пути:
Первый путь - практический: мимикрия под аборигенов и проникновение в среду националистов со стремлением занять в ней доминирующее положение. Такие псевдонационалисты могут преуспеть только при условии активного разжигания ненависти к этносам, не принадлежащим ни к основному аборигенному этносу, ни к гипотетическому этносу-вирусу. Цель такой деятельности ясна - заняв доминирующее положение в среде националистов, перенаправить их активность (включая агрессию) с гипотетического этноса-вируса на ни в чём не повинные народы. По крайней мере один такой случай хорошо известен: в 1927 году умеренный украинский националист академик Вернадский в письме Петрункевичу с удивлением констатировал, что в среде тогдашних советских украинских националистов доминируют вовсе не украинцы и тем более не русские.
В биологии данному явлению соответствует вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), поражающий лимфоциты - главный инструмент иммунной защиты организма. В информатике мне такая аналогия пока неизвестна - фирмы строго хранят информацию о своих проколах. Хотя чисто умозрительно ничто не мешает представить компьютерный вирус, поражающий антивирусное программное обеспечение.
Второй путь - теоретический: можно предположить, что представители гипотетического этноса-вируса будут всячески шельмовать любой национализм, кроме своего собственного. Однако одного шельмования мало - необходимо предложить альтернативу национализму. Такая альтернатива давно известна - это доктрина интернационализма. Здесь необходимо понимать, что сам по себе интернационализм имеет естественное (как и национализм) происхождение - без него было бы невозможно формирование крупных Государств.
Какие основные виды интернационализма нам известны?
Религиозный - все последователи одной конфессии суть братья и сёстры.
Элитарный - представители элитарных сословий прежде всего смотрят не на этничность, а на элитарность.
Научно-технический. Свойственен технофорам (технарям).
Пресловутый пролетарский интернационализм, так скандально обанкротившийся в ходе мировых войн.
Монархический - подданные одного монарха должны служить ему, а не своему этносу. Позже из него вырос интернационализм имперский, и, наконец, буржуазный, переросший в ХХ веке в абстрактный интернационализм. Его политическим воплощением является концепция политической нации, отрицающая этническую составляющую в политической практике (все граждане Государства - единая политическая нация).
Очевидно, что в современных условиях представители гипотетического этноса-вируса станут скорее всего поддерживать абстрактный интернационализм, но нельзя исключить, что в отдельных Государствах с сильными имперскими традициями они станут поддерживать также интернационализм имперский.
Меньше всего они станут пропагандировать научно-технический интернационализм в силу своей гуманитарной доминанты менталитета.
Возможные следствия гипотезы.
Какую же позицию занять непаразитическим нациям в случае, если гипотеза этноса-вируса подтвердится? Во первых - надо в корне пересмотреть своё отношение к национализму. В самом деле, что мы скажем о человеке, который призывает людей регулярно принимать иммунодепрессанты без медицинских на то показаний? Мотивирующем свой призыв тем, что "микробы и вирусы также имеют право на существование". Что мы скажем о том, кто призывает отказаться от установки программ-антивирусов под тем предлогом, что это означает признание себя глупее вируса? Вот такое же отношение должно стать к тем, кто отрицает национализм в принципе, к тем, кто проповедует абстрактный интернационализм и воспевает "политическую нацию".
С другой стороны, может ли национализм стать доминирующей доктриной в многонациональном Государстве? Эксцессы национализма широко известны. Мне видится выход в синтезе национализма и интернационализма в рамках концепции гуманистического интернационализма.
Данная концепция постулирует, что все граждане Государства равны, но аборигены нуждаются в защите своих прав. Для этого необходимо признание и защита Государством такого неотъемлемого атрибута гражданина как национальность. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы представители тех этносов, которые имеют свои этнические Государства, в которых они могут получить гражданство только на основании своего этногенеза, могли бы претендовать на получение национальности того или иного аборигенного этноса России. Должна быть введена уголовная ответственность за незаконную узурпацию чужой этничности. Разумеется, для братских народов, например русских, украинцев и белорусов, должно быть сделано исключение.
Заключительные положения.
Мне, как разработчику гипотезы, естественно хотелось бы знать, не высказывал ли кто прежде подобной гипотезы? Проверка по поисковику Яндекса на момент написания данного материала (29 сентября 2015 года) никаких соответствий не обнаружила. Трудно поверить, что такая очевидная гипотеза никому прежде не приходила в голову. История Науки знает тем не менее немало примеров, когда та или иная гипотеза высказывалась первоначально в самой невнятной форме, и лишь впоследствии получала своё обоснование, а нередко и подтверждение.
Известно также, что редко какая гипотеза или теория была создана сразу во всём своём совершенстве, поэтому крайне важно обеспечить обсуждение данной гипотезы научным сообществом.
О.Крысанов, г.Северодвинск, 2015.с