Многочисленные попытки учинить политический срач по поводу коронавирусных вакцин, периодически возникающие в ЖЖ (и, уверен, в других местах) напомнили мне о старой, но весьма поучительной истории. Как СССР, в то время союзнику в войне против фашизма, наши американские и английские партнеры, а тогда союзники, отказались продать, дать, подарить и пр пенициллин, безусловно, жизнеспасающее лекарство того времени (антибиотик, война, огромное количество раненных). СССР нашел свой штамм пенициллиновой плесени, но антибиотик получался малоэффективным и его было очень мало. В результате, правительства так ничего и не продали, а помогло научное сотрудничество между учеными СССР и одним из открывателей пенициллина английским ученым Чейном. В его лаборатории после войны стажировались советские ученые (один из которых в дополнение ко всему прочему стал невозвращенцем, что также ситуацию не улучшило) и Чейн даже дал им свои штаммы плесени. Подробнее обо всем этом можно прочитать
здесь и
здесь.
Почему я вспомнил об этом сейчас - а потому же. Чрезвычайно важно, что в России сохранились возможности разрабатывать и производить вакцины, подобные Спутнику. Если бы таких возможностей не было - никто бы нам ни в чем не помог.
А второе - политика политикой, а научное сотрудничество надо сохранять. И вообще ученых. Потому что без ученых опять-таки не было бы никаких вакцин, и даже помощь бы не спасла, если в стране нет своих компетенций. Которые были в случае с пенициллином и благодаря которым СССР довольно быстро догнал запад.
Об этом втором, кстати, надо бы помнить всяким нашим удалым чекистам, которые вчера арестовали очередного профессора по обвинению в госизмене за, фактически, научное сотрудничество. Это притом, что указанный профессор не имел и не имеет доступа к гос тайне.