назад в будущее

Feb 02, 2006 14:34

Мечущий бисер dkuzmin давно ещё обронил одну мысль, которой я внял только сейчас, найдя способ ее развернуть.

Мишель Фуко понимал имя автора как классифицирующую функцию, которая "позволяет сгруппировать ряд текстов, разграничить их, исключить из их числа одни и противопоставить их другим", а значит, как фикцию "которая конструирует некое разумное существо, которое и называют автором". Отброшу за ненадобностью философскую проблематику смерти субъекта; мне важно в этих рассуждениях понимание имени-автора как чего-то большего, чем просто-имя. В том же ключе об именах в поэзии Хлебникова писал Р. Дуганов: "В каком же значении нужно понимать эти имена? Очевидно, не в личностном, не в портретном, а в мифопоэтическом» смысле. «Тютчев, скажем, знаменует здесь не имя этого человека, а имя мира, созданного его творчеством. В мифопоэтической эстетике имя писателя есть символ его мира, понимаемого как миф".

Таким образом, "имена-авторов" априори значимы, за ними стоят стоит корпус текстов, культурные ассоциации, дискурсивные пласты, целые эстетические миры. Возникновение в стихах антропонима провоцирует читателя на отклик, на извлечение ряда дескрипций («Маяковский» - великий (советский) поэт, футурист, автор «Флейты-позвоночника», «Советского паспорта» и т.д., и т.д.), проще говоря - на узнавание названного. Но почему в поэзии Сатуновского так силен эффект от введения имен, которые не опознаются? Часто - рядом с именами-авторов, например:

Представь себе, в доме ВХУТЕИНа,
где Фёкла Борисовна
и тень Давида,

такой гамуля-тышлеревич Куперман,
такой милеля,
не просто травящий, а кислотой медь,
напомнил мне, что все непоправимо.

17 июня 1970

Предполагается, что эти имена - не менее значимы для лирического героя, чем имена-авторов. За ними стоят не менее богатые миры, но доступны они только его сознанию, его, лирического героя, памяти. Если за именами-авторов признать их явную семантическую глубину и емкость (что я пытался показать ранее), то имена-близких в текстах Сатуновского функционируют, расширяя термин Тынянова, как "эквиваленты" таких сверхзначимых слов, по инерции принимающие на себя их «смысловую энергию».

satunovsky

Previous post Next post
Up