Стратегическая некомпетентность

Mar 27, 2009 23:46




Большинство публикаций о кризисе посвящено действиям правительств в создавшейся обстановке. Согласно устоявшейся точке зрения, к кризису привели неадекватные действия властей, в первую очередь властей США, слабое государственное регулирование и лопнувшие финансовые «пузыри». Также признается, что и выход из кризиса будет найден на правительственном уровне. Но так ли это?

Джон Кеннет Гэлбрейт писал: «Государственная бюрократия является естественным союзником техноструктуры (так Гэлбрейт называл менеджмент корпораций); при высокой степени развития эти две организации срастаются». В современном обществе трудно разграничить зоны ответственности и влияния топ-менеджеров и правительственных чиновников. Поэтому вину за глобальную экономическую катастрофу государственная бюрократия должна разделить с менеджерами корпораций.

Интерес к идеям и личностям капитанов крупного бизнеса растет в периоды корпоративного процветания. Так было, например, во время успехов японских корпораций в 80-х годах. Тогда прилавки книжных магазинов в США и Европе были завалены книгами, в которых раскрывались «секреты» японского менеджмента. В начале 90-х Япония погрузилась в затяжной экономический кризис и «секреты японского менеджмента» перестали пользоваться спросом.

Полезен ли сегодня опыт Нейтронного Джека (прозвище Джека Уэлча) или героя телесериалов Дональда Трампа? Стоит ли прислушиваться к поучениям гуру менеджмента о том, как вести бизнес в «стиле фанк»?

Ясно только, что многие принципы корпоративного менеджмента находятся в вопиющем противоречии с реальностью, а новым принципам, очевидно, только предстоит выкристаллизоваться.

В этой связи интерес вызывает опыт организаторов бизнеса времен Великой депрессии: Генри Форда, Альфреда Слоана и Уолтера Крайслера. Разумеется, эти люди совершали ошибки. В 30-е годы прошлого века, также как и теперь, ситуация в автомобильной промышленности была катастрофической: производство автомобилей сократилось на 70%, а количество безработных в Детройте превысило 40%. Но автомобильные компании, которыми они руководили, пережили Великую депрессию. Вопрос, смогут ли пережить нынешний экономический кризис лидеры автопрома, пока не имеет ответа.

менеджмент, кризис, акулы капитализма, жадность

Previous post Next post
Up