Большинство публикаций о кризисе посвящено действиям правительств в создавшейся обстановке. Согласно устоявшейся точке зрения, к кризису привели неадекватные действия властей, в первую очередь властей США, слабое государственное регулирование и лопнувшие финансовые «пузыри». Также признается, что и выход из кризиса будет найден на правительственном уровне. Но так ли это?
Джон Кеннет Гэлбрейт писал: «Государственная бюрократия является естественным союзником техноструктуры (так Гэлбрейт называл менеджмент корпораций); при высокой степени развития эти две организации срастаются». В современном обществе трудно разграничить зоны ответственности и влияния топ-менеджеров и правительственных чиновников. Поэтому вину за глобальную экономическую катастрофу государственная бюрократия должна разделить с менеджерами корпораций.
Интерес к идеям и личностям капитанов крупного бизнеса растет в периоды корпоративного процветания. Так было, например, во время успехов японских корпораций в 80-х годах. Тогда прилавки книжных магазинов в США и Европе были завалены книгами, в которых раскрывались «секреты» японского менеджмента. В начале 90-х Япония погрузилась в затяжной экономический кризис и «секреты японского менеджмента» перестали пользоваться спросом.
Полезен ли сегодня опыт Нейтронного Джека (прозвище Джека Уэлча) или героя телесериалов Дональда Трампа? Стоит ли прислушиваться к поучениям гуру менеджмента о том, как вести бизнес в «стиле фанк»?
Ясно только, что многие принципы корпоративного менеджмента находятся в вопиющем противоречии с реальностью, а новым принципам, очевидно, только предстоит выкристаллизоваться.
В этой связи интерес вызывает опыт организаторов бизнеса времен Великой депрессии: Генри Форда, Альфреда Слоана и Уолтера Крайслера. Разумеется, эти люди совершали ошибки. В 30-е годы прошлого века, также как и теперь, ситуация в автомобильной промышленности была катастрофической: производство автомобилей сократилось на 70%, а количество безработных в Детройте превысило 40%. Но автомобильные компании, которыми они руководили, пережили Великую депрессию. Вопрос, смогут ли пережить нынешний экономический кризис лидеры автопрома, пока не имеет ответа.