Я откладывал чтение этого романа лет, наверное, восемь. И только когда четвертый знакомый спросил меня: «Ну, ты читал Шантарам?» - я сдался и прочел.
Общие впечатления от гигантского романа (он такой же огромный, как Бомбей - 930 стр. в английском издании) - мне было интересно его читать. И ничего не зная об авторе, я все время пытался понять, насколько роман автобиографичен. Но я сам себе дал слово, что не буду ничего узнавать об авторе, пока не дочитаю роман. Потому что, узнав биографию, можно было бы догадаться, чем роман заканчивается.
Первый совет читателю романа - его ни в коем случае нельзя читать, если вы
никогда не были в Индии. И даже если вы были в Индии, в Гоа или в туристической группе посетили Дели, Агру, Варанаси и какой-нибудь еще город - все равно этого недостаточно, чтобы понять роман и насладиться им.
Я был в Индии 5 раз, и был в Мумбае (Бомбее), так красочно описанным автором. Конечно, мои впечатления не могут сравниться с впечатлениями автора, но я посещал бомбейские трущобы, и жил в отеле «Тадж» и ужинал в ресторане на первом этаже - в 2008 году, за несколько недель до того, как его разбомбили и сожгли. И общался с местными иностранцами, постоянно живущими в Бомбее. И должен сказать, что всё написанное Робертсом очень реалистично, правдиво.
Автора упрекают в том, что порой он впадает в слащавую романтику и наивную философию. Но в Индии иначе нельзя. Индия такая страна, что если вы соприкасаетесь с ней и искренне пытаетесь ее понять, то невольно впадете в слащавую философию.
Грегори Дэвид Робертс в 1978г. в австралийской тюрьме
Я бы сказал, что главная тема книги - это как стоит прожить жизнь. Как было написано в одной рецензии «после прочтения книги ваша собственная жизнь покажется вам пресной». Жизнь надо прожить, чтобы что-то в ней понять. Хотя бы то, что жизнь не должна быть пресной. Или теплой, как написано в Апокалипсисе. Робертс это понял, пережил и написал об этом книгу.
Что касается Индии, то если оставить в стороне «экзотику»: обнимашки с медведем, запахи Бомбея и прочие прелести, которые так нравятся туристам и так ярко описаны Робертсом, - это страна, в которой нет Закона. Он несколько раз описывает, как водителя, который кого-то сбил на дороге, толпа линчует тут же, на улице, буквально разрывая на куски. Но этого не происходило бы, если бы полиция в Индии работала как положено. Но она полностью коррумпирована, поэтому добиться справедливости с ее помощью невозможно. Из этого вытекает, что каждый в толпе, линчующей нарушителя, становится следователем, судьей и палачом. Убийцей.
Хотел бы я жить в таком обществе? Нет. И об этом в книге есть важная фраза: «В конце концов, цивилизация складывается из того, что мы запрещаем, а не из того, что мы допускаем».
Можно было бы ожидать, что автор, так хорошо знающий западную и индийскую жизнь, будет сопоставлять и противопоставлять цивилизации. Как, например, Лев Толстой в «Люцерне» или «Хаджи-Мурате». Но он этого не делает. Или потому что ему всё равно, или потому что сравнение было бы не в пользу Индии.
Действие романа происходит в 80-е годы и главный герой, помимо всего прочего, попадает на Афганскую войну. И примерно 250 страниц романа посвящены той самой войне Афганистана/ Пакистана и примкнувшей к ним коалиции с СССР. И лидер бомбейской мафии оказывается этническим афганцем, спонсирующим афганское сопротивление. Чего он хочет этим добиться? Ни много ни мало - изменить мир.
Афганская война истощала СССР, и привела его к гибели. Поэтому забавный вывод, который можно сделать из романа - к гибели СССР подтолкнул лидер бомбейской преступной группировки. Разумеется, это преувеличение, но не очень большое. Как оказалось, СССР располагал в этой войне весьма ограниченными ресурсами, в то время как Афганистан мог опираться на неисчерпаемые ресурсы, которые предоставляла ему почти вся Азия.
Могу предположить, что большинство читателей воспринимают «Шантарам» в качестве пляжного романа. Приятно, лежа на пляже, читать книгу, которая восполняет недостаток впечатлений и отсутствие приключений. Ведь очень немногие туристы попадают в бомбейскую тюрьму или в бомбейские трущобы (даже на экскурсию). Приятно, сидя в шезлонге и попивая коктейль, почитать о шествии крыс в бомбейских трущобах, зная, что тебе не грозит оказаться на пути этого шествия.
Но тогда вопрос: является ли «Шантарам» чем-то большим, чем пляжный приключенческий роман? Очевидно, да. Потому что он меняет мировосприятие.
Стоит ли читать роман? Да, но только после того, как вы побываете в Индии.
Важные цитаты:
Это Индия, страна бедняков. Здесь не надо покупать целую пачку сигарет. Одну сигарету купить достаточно. И спички не надо.
Прошлое отражается в нашем сознании сразу двумя зеркалами: одно яркое, в нем видно то, что мы когда-то сказали или сделали, другое темное, заполненное невысказанным и несделанным.
В конце концов, цивилизация складывается из того, что мы запрещаем, а не из того, что мы допускаем.
Дружба - это тоже своего рода лекарство, и рынок, на котором ее можно достать, тоже бывает черным.
Политик - это тот, кто обещает построить мост там, где нет никакой реки. (Амитабх Баччан)
Иногда я думаю, что рай - это место, где все счастливы потому, что никто никого не любит.
Ты ведь знаешь разницу между новостью и сплетней, надеюсь? Новость сообщает тебя о том, что люди делали. А сплетня говорит, какое удовольствие они от этого получили.
За каждым благородным поступком всегда кроется темный секрет. (Парафраз Бальзака: «Тайна крупных состояний, возникших ниоткуда, в безупречно совершенном и потому забытом преступлении». Эту фразу Марио Пьюзо выбрал в качестве эпиграфа к «Крестному Отцу»: «За всяким большим состоянием кроется преступление»).
Секрет только тогда бывает настоящим секретом, когда ты мучаешься, храня его.
Один умный человек сказал мне как-то, что если ты превратил свое сердце в оружие, то в конце концов оно обернется против тебя самого.
Но ложь, c помощью которой мы пытаемся обмануть самих себя, порождает призраков, населяющих пустой дом по ночам.
…депрессии подвержены только те люди, которые не умеют грустить.
Но факт остается фактом: стремление спасти свою жизнь оказывается сильнее желания отнять ее.
Я тогда не понимал, что хороший солдат не тот, который может черт знает что натворить, а тот, который может все вытерпеть.
Один воин-моджахед как-то сказал мне, что судьба дарует нам в нашей жизни трёх учителей, трёх друзей, трёх врагов и три большие любви.
Мужчины ведут войны, преследуя какую-то выгоду или отстаивая свои принципы, но сражаются они за землю и женщин. Рано или поздно прочие причины и побудительные мотивы тонут в крови и утрачивают свой смысл.
Смерть и выживание оказываются в конце концов решающими факторами, вытесняя все остальные.
Покров прошлого скроен из обрезков наших чувств и прошит нитями, которые не всегда разглядишь.