Древние религии/ Гарвардский сборник статей

Apr 19, 2020 11:18

Sarah Iles JOHNSTON/ Ancient Religions. Harvard University Press, 2007, 266 p.

Сборник статей разных авторов о древних средиземноморских религиях.

Прочитав эту книгу, я задумался вот над чем: насколько же глупа и примитивна современная дискуссия вокруг религии. Обсуждаются вопросы, которые своей убогостью поставили бы в тупик какого-нибудь жреца Древнего Рима или Древней Персии: есть Бог или нет Бога? Какой % населения той или иной стране религиозно, а какой % атеисты? И т.п.

Удивительно, что самые распространенные термины, которыми мы оперируем для описания религиозной сферы, изобретены относительно недавно: миф - XVIII в. (автор термина Готлиб Христиан Гейне), ритуал - конец XIXв., поли- и монотеизм - XVII в. Сам термин «религия» в современном смысле - это продукт Реформации и Просвещения.

И, с другой стороны, насколько живучи древнейшие религиозные концепции, которые в современном мире не воспринимаются как религиозные. Например, глубоко религиозное понятие судьбы, восходящее к греческому moira, понятие искупительной жертвы (козла отпущения), или нечистотЫ.

Любопытно, что концепция права как совокупности устанавливаемых государством норм и правил, восходитк религиозной концепции воздаяния. (Eckart Otto). В Египте слово «Маат» обозначало богиню справедливости и собственно саму справедливость. «В Египте признавалось, что люди обязаны своей способностью дышать - своей жизнью - богине Маат, обеспечивавшей порядок и регулярность космоса, поскольку она направляла бога солнца. Однако ее защитная сила особенно оберегала царя, сына бога солнца и брата Маат. Царь воплотил принцип справедливости и порядка (маат) в человеческой сфере, когда бог Солнца победил хаос в космическом масштабе, когда он пересек небеса и, руководствуясь Маат (богиней), позволил маат (справедливости) восторжествовать. Государственное правление, таким образом, было условием добропорядочной частной жизни с точки зрения общественной солидарности - единственного стандарта справедливого поведения, которое бы позволило пройти испытание в судный день». (Eckart Otto).

На осколках этой концепции построена вся система права в современном обществе.



Maat

Выдвигается предположение (Fritz Graf), что в древности существовала единая, синкретическая Средиземноморская религия. Скажем, в различных частях Средиземноморья существовал культ Богини Матери, ей давались различные имена (напр. Исида). Эти культы были различны, но в конечном итоге все эти имена и культы синтезировались под именем и культом Девы Марии.

Вспомним, что даже сам царь Соломон (Шломо) стал «служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской». Хотя он и был за это наказан. Важно: никто не отрицал существования чужих богов, в т.ч. евреи и христиане. Последние назвали чужих богов daimonia, чтобы бороться с ними и изгонять посредством экзорцизма.

Другими словами, боги, свои и чужие, существуют.

Отсюда проблема монотеизма и политеизма - термины, изобретенные в XVIIв. Собственно, и политеизм знал иерархию богов и некое высшее божество, чьей воле подчиняются остальные божества, но вывод Jan Assmann представляется важным: «Эта форма единобожия проявляется, во-первых, как отрицательная или контррелигиозная, определяющая, кем бог не является, и как богу не следует поклоняться. Революционный монотеизм основан на различении между истинным и ложным, между одним истинным богом и остальными запрещенными, ложными или несуществующими боги. Введение этого различия в царство религии представляет собой радикальный слом».

Как ни странно, но именно революционный монотеизм ведет к формированию концепции греха: «Бог Библии - «ревнивый бог», которому приходится рассчитывать на любовь и верность избранных им людей, а они с неизбежностью не оправдывают доверия. Таким образом, вместе с контррелигией рождается понятие «греха» как осознание того, что, поддавшись искушениям ложных богов, обрести любовь настоящего бога не удалось».

Важно помнить, что древние религии не были догматичными или систематичными. Не было кредо, под которым должны были подписываться. Например, в Египте было несколько мифов творения. (John J. Collis) За пределами иудаизма и христианства понятия ереси и ортодоксии не существовали. (Sarah Iles Johnston) Религия не требовала актов веры или обращения в веру, понятие прозелитизма отсутствовало. В Риме (в центре империи) всегда было больше одной религии вплоть до распространения христианства. Эти религии были политеистическими, ритуалистическими и неэксклюзивными. (John Scheid)

Очень любопытны замечания авторов об иудаизме. Все, что Библия может сказать о морали и справедливости, унаследовано от древних Ближневосточных соседей Израиля и из Египта. (Jan Assmann and David Frankfurter). Важно понять, что, несмотря на то, что прослеживаются некоторые культурные влияния в Израильско-библейской религии, в основном она является ответвлением и частью Сиро-Ханаанской религии. (David P. Wright) Среди археологов есть консенсус, что иудаизм эволюционировал на территории Ханаана и из культуры Ханаана. Археологические подтверждения, что евреи пришли из Месопотамии или Египта, отсутствуют.



Фараон Эхнатон

Необычно для античного мира, что, согласно Библии, Израиль служит только богу YHWH. Это может быть объяснено эпохой египетского фараона Эхнатона, который подавлял поклонения божествам, кроме бога Солнца Атена. Есть параллели между Псалмом 104 и египетским гимном Атену. Много свидетельств, что кроме YHWH, в Израиле и Иудее поклонялись также богине Asherah.

Законы Моисея были составлены под влиянием Ассирийских договоров 7 в. до н.э., и не могли появиться ранее этого времени.



артефакт, Новое Средневековье, прочитано мной, pax romana, Ближний Восток, Церковь, Ирак, фальсификация истории, Иран

Previous post Next post
Up