«Общество Разума» считается одной из самых влиятельных книг XX века по философии, когнитивной психологии и искусственному интеллекту.
Возможно, название книги переведено ошибочно, и правильный перевод, на мой взгляд, - «Общность разума».
Книга Минского - это целый мир, открыв который начинаешь по-новому смотреть на такие феномены как мозг и разум. Основная цель книги - объяснить, как работают разумы (именно так, во множественном числе). Раньше, когда мне приходилось слышать о гипотезе модульного или фрагментированного разума, то я сопротивлялся. Мне трудно представить, что разум не работает как цельная сущность. Но Минский меня почти убедил. Он рассматривает разум как «общество агентов». 1.1.
Больше того, он даже убедил меня в том, что человек - это машина. Пора избавиться от романтических бредней о том, что «человек - это смертный бог» (фраза приписывается Гермесу Трисмегисту). Человек - это сложная машина. Во Вселенной есть другие машины, более сложные. Возможно, человеку удастся создать машину, которая будет сложнее его самого, как, например, удалось создать машину, умеющую обыграть в шахматы кого угодно.
Признаться, до прочтения книги Минского, я не задумывался о многих, казалось бы, обыденных вещах, которые на самом деле не такие простые.
Например, что такое common sense «здравый смысл»?
Оказывается, здравый смысл - это огромная общность тяжело заработанных практических идей: множество правил и исключений, положений и тенденций, сдержек и противовесов, которым научила жизнь. 1.5. Из этого определения следует, что, если меняется что-то в этой сложной системе сдержек и противовесов, и, если жизнь учит чему-то другому, то меняется и здравый смысл.
Книга великолепно сконструирована: она состоит из 270 самостоятельных эссе, скомпонованных в 30 глав. Каждое эссе размещено на отдельной странице, почти все эссе снабжены схемами. Каждая глава посвящена какому-то важному аспекту, например, «Теория памяти» или «Сознание и память» и т.д. Поэтому ссылки на работу Минского удобнее давать так: «1.5», где первая цифра - номер главы, вторая - номер эссе. Важнейшие мысли и выводы у него всегда выделены графически.
Чтение сложное.
Узловые моменты:
Меньше всего нам известно о том, что наши разумы делают наилучшим образом. 2.5.
Принцип бескомпромиссности: Чем дольше сохраняется внутренний конфликт между активированным агентом и его конкурентами, тем слабее становится статус активированного агента среди его конкурентов. Если такие внутренние проблемы не будут решены в ближайшее время, другие агенты возьмут на себя управление, и активированные агенты будут "уволены". Минский иллюстрирует этот принцип так: ребенок играет, пока всё хорошо. Но в процессе игры он становится голоден и ему хочется спать. Таким образом, агенты «Еда» и «Сон» вытесняют агента «Игра». 3.2. Совершенно очевидно, что эти процессы могут происходить неосознанно.
Отсюда сила агентов «Боль» и «Наслаждение». Боль сильна, потому что не позволяет думать о чем-либо другом. Наслаждение работает по тому же принципу, упрощая ваш взгляд на мир. 3.6.
Секрет того, что какая-либо вещь имеет для нас значение, зависит от того, как мы можем связать ее со всеми другими вещами, которые мы знаем. Вот почему почти всегда неправильно искать «реальное значение» чего-либо. Вещь, которая имеет только одно значение, скорее всего, не имеет никакого значения. 6.9.
Существует другой, зловещий способ делать мир более упорядоченным, когда разум находит способ упрощать себя. Мы должны подозревать это каждый раз, когда какая-либо идея стремится объяснить слишком многое. 6.10.
Почему нам наскучивает делать одно и то же, даже если вначале это доставляло нам наслаждение? Так действует одна из наших защитных систем; без необходимой вариативности такая активность ведет к пресыщению. Любая обучающая машина должна иметь такую защитную схему, иначе она попадет в ловушку бесконечного повторения одного и того же. 6.13.
Обучение имеет 2 стороны. Некоторые части нашего разума учатся на успехах - запоминая, когда какой-либо метод работает. Но другие части нашего разума учатся в основном, когда мы делаем ошибки, запоминая обстоятельства, при которых различные методы не срабатывали. Позднее мы увидим, как это помогает нам научиться тому, что мы не должны делать, но также и тому, о чем мы не должны думать. 9.3.
Принцип Пейперта (Seymour Papert): Некоторые наиболее критические шаги в ментальном росте осуществляются не просто приобретением новых навыков, но приобретением новых административных способов использовать то, что уже известно. 10.4.
Мы никогда не находимся в состоянии прямого контакта с внешним миром. На самом деле мы имеем дело с моделями, сконструированными нами внутри нашего мозга. 11.2.
То, что мы выучиваем зависит от того, как мы классифицируем. 11.5.
Многие хорошие идеи в реальности - это две идеи в одной, формирующей мостик между двумя мирами или различными точками зрения. 12.8.
Переформулирование - наиболее мощный способ попытаться выйти из того, что представляется безнадежной ситуацией. 14.1.
Трудно отличить воспоминания от воспоминаний о воспоминаниях. В самом деле, нет свидетельств того, что какие-либо воспоминания взрослых о младенчестве, действительно исходят из младенчества; то, что кажется ранними воспоминаниями в действительности может быть не более чем реконструкцией наших более взрослых мыслей. 15.4.
Вопрос не в том, могут ли разумные машины иметь эмоции, а скорее в том, могут ли машины быть разумными без эмоций. 16.1.
У ребенка нет способа сконструировать связную систему ценностей - кроме как сформировать ее на основе уже существующей модели. 17.3.
Почему мы не используем холодную, ясную безупречную аргументацию, чтобы доказать, что мы правы? Ответ в том, что нам редко необходимо знать, что нечто является абсолютно правильным или неправильным, мы только хотим выбрать лучшую из альтернатив. 18.6.
…и любой человек в состоянии получить доступ к наиболее успешным формулировкам, которые могут артикулировать другие люди. Это то, что мы называем культурой - концептуальные сокровища, накопленные нашими общинами на протяжении истории. 22.11
«Каждый читатель читает самого себя (вариант перевода: прочитывает то, что есть в нем самом). Книга - это только оптический инструмент, предоставленный ему писателем, чтобы помочь ему открыть в себе то, что он не смог бы открыть без помощи книги». Марсель Пруст. 24.4. (В главе о фреймах).
Как активируются фреймы? Это равносильно тому, чтобы спросить, как мы распознаем знакомые ситуации или вещи. 24.9.
Мы замечаем изменения вопреки изменениям, а не благодаря им. 25.4.
Грамматика - слуга языка, а не его хозяйка. 26.6.
Несмотря на то, что цензоры давно были обнаружены Зигмундом Фрейдом, они редко упоминаются в современной психологии. Я подозреваю, что это серьезный недосмотр, и что цензоры играют фундаментальные роли в том, как мы обучаемся и в том, как мы думаем. Возможно, проблема в том, что наши цензоры работают слишком хорошо. Действительно, психологам проще изучать то, что кто-то делает, а не то, что кто-то не делает. 27.2.
Исключения - это факт жизни, потому что немногие «факты» всегда правдивы. Логика терпит поражение, потому что пытается найти исключения из этого правила. 27.4.
Нет ни малейшей причины сомневаться в том, что наши мозги - это нечто большее, чем машины с огромным количеством частей, работающих в великолепном согласии с физическим миром. 28.6.
Неважно, что физический мир не оставляет места для свободы воли; свобода воли - это основная концепция для наших моделей ментального мира. 30.7.