О фильме "Трудно быть богом"...

Dec 30, 2015 15:18

Посмотрел фильм «Трудно быть богом» А.Германа…Фильм гениальный и мерзкий. Гениальный и мерзкий тем, что книга вывернута наизнанку, все самое больное и темное в душе человека показано, как обыденность, вместо катарсиса, очищение - желание немедленно и тщательно вымыться. И забыть все, что смотрел больше двух часов. О, воды, «псевдоводы», мертвой воды в фильме много! Персонажи плюют, сморкаются, мочатся, топят в сортире и сами тонут в дерьме - в прямом и переносном смысле. Вода, падающая с неба не делает их чище, ощущение, что наоборот, сверху льется грязная, зловонная жидкость, которая топит весь описываемый мир. Все грязно, мерзко, и даже странно, что в такой зловонной жиже может водиться рыба. А она есть - несколько раз нам это предъявляют. Случайно ли? Ан нет, автор(фильм- авторский) - намекает, подсказывает… И вот тут, на мой взгляд, самая большая мерзость. В книге, подлиннике, кроме очевидной, лежащей на поверхности мысли, что трудно быть всемогущим и не пытаться исправить «под себя» окружающих, есть и другая: Христос, чей символ - рыбы, любил людей такими, как они есть, отдал свою жизнь ради их спасения, пошел на мучительную смерть, несмотря на искушение всемогуществом. Герой Стругацких - человек, и божественная ноша ему оказалась не по силам. Герой Германа - пародия не только на Бога, но и на человека, его «падение» неизбежно и предсказуемо. Актер Ярмольник постоянно в движении, он суетится, постоянно вытирает руки белыми полотенцами, тут же их брезгливо отбрасывая; походу кого-то щиплет, кому-то дает подзатыльник, кого-то отталкивает, делает много ненужных жестов, говорит много ненужных слов. Он весь в грязи, в насекомых, он - свой, один из жителей мерзкого мира. Да и его товарищи - не прогрессоры, какие-то «британские ученые», которые заигрались в «исследование», которые привязались к персонажам окружающего мира, не по любви привязались, от безысходности… Мастера кастинга и грима фильма расстарались - не человеческие лица вокруг, рожи и хари из средневековых картин, изображающих ад. Как таких полюбить? Как бы невзначай, бросается фраза, что под запретом в Арканаре красота, не наука, не мысль - красота, и вот теперь точно - мир не спасти. А кто-то пытается спасти? Румата из фильма - анти-Христос, он не любит, он снисходит. И окончание фильма, где он «наказывает» жителей Арканара - не падение его как бога, а закономерный итог существование демиурга, который, в своей жажде навести порядок, становится дьяволом. И остается в той грязи, которую осуждает.А осуждает ли?
Фильм Германа , «Трудно быть богом» - фильм с точки зрения дьявола, с оправданием, вольным или невольным, его поступков, его мерзости. И основная мысль после фильма - как должно быть черно в душе человека, который это придумал и воплотил. И, кажется, очень показательно, что автор не дожил до окончания фильма - «если долго смотреть в бездну…» (с)…
Previous post
Up