Солнечная энергия снижает расход топлива. Гибридный автомобиль на солнечных батареях своими руками.
Jun 01, 2014 00:15
http://super-alternatiwa.narod.ru/zigzag.htm Нетрадиционное использование солнечной энергии или всё гениальное просто. Автомобиль на солнечной батарее [Spoiler (click to open)]В мае 2008 года, к нам в офис позвонили из транспортной компании, услугами которой мы регулярно пользуемся. Диспетчер сообщила нам, что у автомобиля «Газель» с нашим оборудованием, отправленным в Нижний Новгород, в трехстах километрах от Санкт-Петербурга, вышел из строя генератор и их "находчивый" водитель просит с ним связаться. Мы были несколько удивлены. Не один год работая с компанией, у которой на любом маршруте отмечены все автосервисы и услуги, возникли проблемы с каким-то генератором? Как выяснилось позже, сгорел контроллер заряда. Естественно мы связались с водителем. Каково же было наше удивление, когда Виктор, так зовут водителя, попросил разрешения использовать нашу солнечную батарею в качестве генератора. Заинтересованные необычным экспериментом, уточнив некоторые нюансы крепежа, мы согласились. Связь была неустойчивая, и до прибытия машины на место мы оставались в догадках. В полночь нам сообщили с объекта, что оборудование доставлено, но какой-то "придурок" не понимая, сколько стоит солнечная батарея прикрутил её как спойлер. Мы пояснили в чём дело, и наш бригадир извинился за «придурка», пообещав звать Виктора за находчивость, только по имени отчеству. Надо отдать должное так и зовёт, не смотря, что старше на двадцать лет. Утром вновь раздался звонок. Наш бригадир сообщал, что Виктор Станиславович отказывается снимать солнечную батарею и просит продать её в рассрочку. Как выяснилось, он не только без проблем доехал до места, но ещё и значительно сэкономил на топливе. При чём утверждал, что не менее трёх литров на «сотню» километров. Надо признать, по началу я отнесся к этой экономии весьма скептически, но поразмыслив понял. В последствии это подтвердилось. Речь идёт не только об улучшенной аэродинамике автомобиля, но ещё и снятой нагрузке с генератора. Помимо электромагнитного сопротивления динамическому кручению, снимается затрачиваемая мощность на обмотку возбуждения и нагрев генератора. К примеру, если генератор а/м «Газель» мощностью 910 ватт «по выходу» прибавьте не менее 50-70% мощности выделяемой на нагрев. А это уже около 1,5 кВт "чистой" мощности, взятой у двигателя внутреннего сгорания, которую разумнее использовать на динамику автомобиля. Про КПД генератора, тем более ДВС, вообще вспоминать не хочется, "накапает" 3-4 кВт. И это всё выброшенная в атмосферу мощность в виде тепловой энергии и сгоревший без пользы бензин. Это конечно не много, но если подсчитать за сезон, то существенно. Теперь несколько слов о режиме работы самой солнечной батареи, креплении, подключении... Учитывая постоянное охлаждение потоком воздуха, в движении КПД солнечной батареи выше, чем в «статике». Угол установки в данном варианте выбирается из условий аэродинамики, а не по солнцестоянию. Точки крепления солнечной батареи должны быть на крыше кабины или на фургоне. Крепить одновременно к салону и фургону нельзя. «Кулибин» наш, так между собой мы прозвали Виктора Станиславовича, 23 лет от роду, получил 50 % скидку (за идею), установил в салоне кнопку в разрыв цепи регулятора заряда и улыбается. Он уже подсчитал, что за три месяца «отбил» уплаченные им 50%. Генератор подключает кнопкой только в случае ночных рейсов. Хотя необходимости принудительного отключения регулятора нет, т.к. при достижении заданного напряжения заряда от солнечной батареи, регулятор практически отключает обмотку возбуждения и соответственно снимает электромагнитное сопротивление кручению ротора (якоря) генератора. Аккумулятор за три месяца работы, стал «горазды веселее» крутить по утрам. Припарковать свой «электромобиль» старается, ориентируя солнечную батарею на юг. В итоге за время стоянки АКБ получает дополнительный заряд. Сезонное обслуживание аккумулятора в этом случае сводится только к проверке уровня электролита. После размещения статьи в стартовом варианте, от "газелистов" и не только, стали приходить многочисленные вопросы: "как контролировал заряд (поскольку бросать под солнцем без контроля, в данном случае, нельзя, т.к. угробится аккумулятор.), камушки из-под колёс" и т.д. Всё достаточно просто. На выходные дни или праздники, а/м паркуется на север солнечной батареей. Отражённые солнечные лучи доводят заряд только до начала газообразования, поддерживая аккумулятор в перманентно заряженном состоянии. В крайнем случае, солнечная батарея отключается вручную. Контроллер заряда в мобильных солнечных системах электроснабжения нецелесообразен.* В своих статьях я уже подчёркивал особо благоприятный, тренировочный режим работы аккумулятора от солнечной батареи. Коротко Вы можете прочесть об этом на странице энергосбережение, или подробнее в специальных источниках по методам десульфатации аккумуляторных батарей. Поскольку солнечная батарея на крыше автомобиля рискует «поймать камушек» из под колес впереди идущего автомобиля, мы обратились в «НАМИ» с просьбой рассчитать такую возможность. Вот эта невероятность: Впереди идущий автомобиль должен быть оборудован колесами не менее R22 и двигаться со скоростью 140 км/ч. За ним на расстоянии 7 метров и не выше 1,7 метра находится солнечная батарея. В этом случае есть шанс её повреждения. Согласитесь, мало найдётся вменяемых водителей, способных осознанно двигаться за грузовиком на расстоянии 7 метров при скорости 140 км/ч. У нас приобретают солнечные батареи для катеров, яхт, автодомов, караванов, кемпингов, торговых палаток на базе «Газель», устанавливают на поднимаемые ставни. В качестве спойлера впервые. И уж коли электромобиль на солнечных батареях в чистом виде не наблюдается в обозримом будущем, постараемся сделать хотя бы маленький шаг на благо природе, человеку и экономии. В любом случае, спасибо тебе Виктор Станиславович Ткаченко. Молодец. Справедливо гордишься тем, что ты «хохол». С Уважением, Сергей Викторович. * -точка росы, автомойка, вибрация, повышение вероятности на отказ, удорожание системы и т.д.
P.S.: Эта история 2008 года. После принятия в 2010 году решения о движении с ближним светом фар, большинство отечественных автомобилей испытывают хронический недозаряд АКБ. Т.к. изготовители рассчитывали генераторы исходя из старых требований ПДД. Особенно это сказывается при езде в городских условиях, с многочисленными пробками. Часть водителей увеличивает количество оборотов холостого хода, со всеми вытекающими последствиями. А Виктор Станиславович улыбается. У него по утрам аккумулятор "бодренький".