***

Apr 19, 2022 09:00

Пишут: «Увидела вас в комментариях у Соломатиной, где вы процитировали фразу Валентина Катаева. Я помню, вы когда-то писали, что были знакомы с ним лично, если не ошибаюсь? А, кстати, был такой писатель, которого вы сам считаете ну, если не учителем, то хотя бы тем, кого вы считаете для себя авторитетом?»

Проще сказать, с кем из писателей той поры я не был знаком лично - все детство, считайте, прошло в Домах творчества Литфонда СССР. Хотя, бывали там не только писатели, СП приглашал к себе известных ученых, военачальников, космонавтов - этакая хлебосольная традиция, заведенная еще Горьким. Так что, видел я многих.


Но вот так, чтобы выделить для себя кого-то конкретно «в авторитеты» - не скажу. Я ведь не собирался становиться писателем, мне и дома каждодневно этого хватало - четыре члена СП СССР в семье. А вот то, что хороший писатель - не обязательно при этом еще и хороший человек, уже и тогда себе усвоил.

Не будем о грустном, но того же Катаева многие за глаза величали снобом. Но любой профессионал - изрядный сноб прямо по определению, поскольку несет в себе, кроме секретов профессии еще и некий социальный статус. И, если при этом не находит сил противостоять «законам тусовки», вскоре превращается в бурдюк, набитый спесью.

Было такое и в те времена. Я как-то собирался написать рассказ по мотивам этих своих воспоминаний, но передумал - рыться в грязном белье не мое, а отчленять только хорошее - обвинят в субъективизме.

Лучше, коротко дам ответ на вопрос, недавно заданный Мироновым - «о писательской зарплате». Это еще одно стойкое заблуждение нынешнего времени, мол, «в СССР писателям платили зарплату, и все они жили, поэтому хорошо».

Нет, не платили. Еще на Первом учредительном съезде писателей в 1936-м этот вопрос поднимался, но Горький и поддержавшие его товарищи высказали мнение: «Советский писатель - это инженер человеческих душ. А платить зарплату за человеческие души - претит нашей советской идеологии».

Короче - хочешь жить кучеряво - много и тяжело работай, публикуйся, встречайся с людьми по путевкам СП или общества «Знание».

На примере своей матери рассказать проще. В члены СП СССР она вступила в 1968-м. Для подачи заявления на членство у тебя должно быть две опубликованные книги и три рекомендации. Сначала принимают в кандидаты, потом, через год, рассматривают на Правлении. Если приняли - с этого момента можешь называться «писателем». Если нет - так и останешься «литератором».

В чем разница? Кроме статуса, еще и в оплате. Любая публикация члену СП оплачивалась выше. Так, поэтическая строка обычного автора - 40 копеек, члена СП - 1,20 р. Разница существенная.

А если еще и лауреат какой-нибудь премии - добавляли соответственно. Теперь уже точно не помню, но Премия Ленинского комсомола, кажется, увеличивала оплату автору еще вдвое. От тиража гонорар практически не зависел, если только речь не шла о «массовом тираже», от 50 тысяч экземпляров. Но это, понятно, уже только для «мэтров».

В общем, кто и получал тогда из писателей постоянную зарплату - только секретари «первичек» в регионах и узкий круг «небожителей» в Москве-Ленинграде. Это, человек 300-400 на всю трехсотмиллионную страну, и круг тот вполне совпадает со списком владельцев госдач Литфонда СССР в Переделкино.

Кстати, членов СП СССР было к 1984 году около 10 тысяч, Героев Советского союза - в полтора раза больше.

Вот, примерно, так. А Катаев был занятным дядькой с непростой судьбой и цепким взглядом человека, который хорошо разбирается в жизни.

Как-то, помню, плыли на теплоходе и ему кто-то задал вопрос: «Валентин Петрович, как, по-вашему, может ли человек, не зная жизни, написать интересный роман просто из головы?» Катаев усмехнулся, ответил: «Думаю, может. Но это будет просто интересный роман о жизни из головы».

© koba_sam




надо знать, #история, #литература, литература, #koba_sam, Россия во мгле, как это было, #Красноярск, Красноярск, истории из жизни, как жить дальше?, koba_sam

Previous post Next post
Up