Улица, где едет крыша

Jul 23, 2021 02:00

Как-то раз был на одной из поехавших крыш самой поехавшей улицы города - Тверской ))
Заснять само движение, правда, не удалось, но получилось все равно красиво, как мне кажется.




Тверскую не зря, кстати, называют, поехавшей: это ведь тут в 30-е годы, когда Москва встала в пробках (а вы думали, что раньше такого не было?) решили взять и раздвинуть дома на Тверской, да так и двигали потом, почти до 80-х: и просто так, пустыми, и даже ночью, вместе с жильцами.




Вот, к примеру, Саввинское подворье, расположенное нынче по адресу Тверская, во дворе д. 6. Это был самый тяжелый из всех перевезенных в Москве домов. В 1939 году каменное здание весом в 23 тысячи тонн везли на 2100 катках. Перед переездом жильцы подворья просили сообщить им дату переезда, но их сознательно вводили в заблуждение и называли более поздний срок.





В пропагандистских целях требовалось, чтобы огромный дом переехал вместе с людьми. Так и вышло: переезд на 49 метров 86 сантиметров прошел ночью, пока все спали. Впо­следствии в газетах писали, что жильцы даже не заметили, что дом куда‑то едет.

image Click to view



Технически в самом переезде не было ничего сложного, это можно было сделать даже за сутки, но вот подготовить все коммуникации, отключить их, подготовить новое основание и рельсы -для этого требовались недели и даже месяцы. Как только все подготовительные работы были проведены, дом отделяли от фундамента и коммуникаций, поднимали на домкратах, опускали на катки и везли по рельсам к новому фундаменту. Большинство домов в Москве двигалось под руководством Эммануила Генделя. Только под его руководством было передвинуто больше 30 зданий в столице.

image Click to view



Стати, еще один любопытный факт: в Москве двигали даже здание мэрии, в советское время бывшее зданием Моссовета. От края улицы его в 1940 году передвинули на 13 метров. Сам переезд занял 40 минут, а подготовительные работы к нему - больше месяца.





Одним из последних на Тверской передвинули дом книгоиздателя Сытина, построенный в начале 20 века. После революции здесь размещалась газета «Известия», а когда для нее выстроили новое здание, дом потребовали убрать, чтобы он не загораживал вид на новостройку. В итоге особняк переехал на 30 с небольшим метров в сторону площади Маяковского (ул. Тверская, д. 18Б), где он до сих пор и стоит.





Нравились ли все эти перестановки людям, которые проживали тогда в городе? Я думаю, что многим нет. Наверняка находились те, кто ратовал за сохранение уникального облика с узкими улочками. Возможно, даже пробки в центре кого-то сильно радовали ))





Когда Тверская стала широкой, к ней постепенно привыкли, воспринимая как органичную часть города. Точно также было, кстати, с Эйфелевой башней, которую после строительства призывали снести, а потом объявили уникальным символом города. Вот таким же символом стала и новая Тверская (тогда улица Горького).





Сейчас Тверскую снова обновили. Не частями, а всю стразу, поменяв целиком концепцию, которая сохранила то, что уже сделано, но при этом стала намного более удобной. На День города, когда на ней традиционно собираются сотни тысяч горожан и гостей города, думаю, преобразования по достоинству оценят (не зря в системе «Активный гражданин» идею проекта благоустройства Тверской поддержали 87% опрошенных).





Пока что назвать преобразования в полной мере все-таки нельзя: нет деревьев, которые посадят здесь осенью (планируется высадить 92 липы). Нет, конечно же можно сделать было это и летом. Но какой смысл? Если бы строители сорвали сроки по программе благоустройства «Моя улица», продлив неудобства для москвичей, они смогли бы сразу посадить деревья, потому что была бы глубокая осень. Но потому как работы завершены раньше срока, то высадку деревьев проведут позже.



Что касается самого благоустройства, то для движения машин сохранили по 4 полосы в каждую сторону, причем выложенные по уникальной технологии укладки асфальта без спаек (для этого одновременно было задействовано 300 единиц спецтехники и самосвалов), привели в порядок тротуары и систему освещения, фасады домов. Пропускная способность пешеходной части в итоге выросла в 1,5 раза.



Будут ли возмущаться жители города этому новому облику? Да они уже возмущаются, но, как было это уже не раз, постепенно и привыкнут, и оценят.

Как по мне, так стало реально лучше.

© demkristo

разбор полёта, demkristo, фотографии, обзор, как это было, Москва, мероприятия, истории из жизни, строительство, как жить дальше?

Previous post Next post
Up