В одном из высокогорных селений Куртатинского ущелья, Фардыгдон, в дореволюционный период проживали Церековы - представители местной военной аристократии, имевшие свою боевую башню, довольно обширные земли и собственную фамильную печать. Происходили они от знатного, уважаемого всеми куртатинцами и жителями соседнего ущелья землевладельца и в высшей степени доблестного воина Найфона - одного из трех сыновей Курта.
Фамилия Церековых была одной из самых малочисленных в Северной Осетии, но при этом отличалась высоким боевым духом и ратным искусством своих мужчин. Примером тому служит следующий факт: в начале XX века на белом свете проживало всего 8(!) взрослых мужчин (не считая стариков и подростков) из фамилии куртатинских Церековых, четверо из которых удостоились офицерских погон. При этом один из них, Дзамболат Цереков
был полным Георгиевским кавалером,
награжденным еще и орденами Святой Анны двух степеней - 3-й
и 4-й (крест и надпись "За храбрость" на Аннинском оружии)
золотой
и серебрянной шейными медалями "За усердие".
Во время визита Николая Второго в Ардон (в гости к генералу С.Хоранову), полный Георгиевский кавалер, 89-летний Дзамболат Цереков был приглашен на этот торжественный прием в качестве почетного гостя и, согласно рассказу его внуков, едва не избил своей тростью одного из генералов царской свиты, который якобы спросил у него "где ты ПОНАБРАЛ эти награды?" Дзамболат гневно ответил : "Я их НЕ ПОНАБРАЛ, а честно заслужил в боях. При этом я не убил ни одного безоружного человека".
Во время торжественных застолий Дзамболат Цереков всегда произносил тост с пожеланием здоровья Императору и Его Семье.
Кроме орденов и медалей, за свой ратный труд Дзамболат Цереков получил еще и "наградной" участок земли в Куртатинском ущелье (в дополнение к землям, ранее принадлежавшим его семье). На нем он построил дом с железной крышей и балконом, на котором не раз пил чай в компании своей именитой гостьи - знаменитого археолога графини Прасковьи Уваровой.
Его средний сын, Саламгирей Цереков
стал кавалером двух Знаков отличия Военного Ордена (Георгиевских крестов) 3-й и 4-й степени.
Они, так же, как и заслуженные им медали, стали наградами Саламгирея за участие в Русско-японской войне.
Саламгирей Дзамболатович Цереков - до Русско-японской войны работал управляющим в Ясной Поляне, у Льва Николаевича Толстого. После войны, уже будучи кавалером двух Георгиевских крестов, получил должность смотрителя Его Императорского Величества винных складов (погребов,подвалов) в Екатеринодаре. Во время приезда Николая Второго в 1914 году во Владикавказ, Саламгирей Цереков приветствовал Императора на Александровском проспекте, в рядах ветеранов - Георгиевских кавалеров, с боевым знаменем подразделения армии Российской Империи в руках.
Старший сын Дзамболата Церекова, Камболат вместе с двоюродным братом Долатмурзой(фотография не сохранилась), покрыли свои имена воинской славой на полях сражений Русско-турецкой войны 1877-1878гг. и оба стали Георгиевскими кавалерами.
Георгиевский кавалер,герой Русско-турецкой войны 1877-1878 г.г.,Камболат Дзамболатович Цереков с сыном Темирболатом и дочерьми - предположительно Ольгой и предположительно
Фузой(Бузой).
Камболат Цереков был награждён Знаком Отличия Военного Ордена(в последствии получившим название Георгиевский крест) 4-й степени №44768 "За отличие противу турков" 25, 26 и 27 июля 1877г. под г.Ловча
Долатмурза Цереков (двоюродный брат Камболата и родной племяннник Дзамболата ) получил награду- Знак Отличия Военного Ордена 4-й степени №44815 "За отличие в делах с турками при взятии г.Ловча 22 августа 1877г".
Восемь Георгиевских крестов, восемь офицерских погон (четыре пары) на 4-х из 8-и взрослых мужчин фамилии - подобная "семейная статистика" была весьма редкой даже в те непростые времена имперских войн и широкомасштабных военных кампаний.
У Георгиевского кавалера Камболата Церекова было три сына и шесть дочерей. Старший сын Камболата, Темирболат Цереков, во время Первой мировой войны носил на своих офицерских погонах цифру "691" - номер Стоходского пехотного полка (на территориях близ реки Стоход армия Российской Империи летом 1916 года вела особенно тяжелые бои во время Брусиловского прорыва). Младший сын Камболата, Владимир Цереков стал директором школы №1 города Беслана, ставшей известной жителям всех стран нашей планеты в результате чудовищного террористического акта в сентябре 2004 года.
Во Владикавказских Епархиальных ведомостях за 1899 год упоминаются Долатмурза(Дмитрий) и Камболат(Константин) Церековы,как получившие Архипастырское благословение
История жизни среднего сына сына Камболата Церекова, Дзамболата (названного так в честь его героического деда) стала настоящей Сагой о Российском Офицере, о его верности присяге и любви к родной осетинской земле.
Четверо Георгиевских кавалеров - отец Камболат и дяди Саламгирей и Долатмурза, под общим "командованием" сурового дедушки Дзамболата с ранних лет обучали молодого куртатинца воинскому мастерству - управлять дорогим боевым конем, рубить врага шашкой, стрелять из револьвера и винтовки.
Еще в Дунайском походе Дзамболат-старший, вместе с сыном и племянником, не раз с восхищением наблюдали за тем, как лихо атакует врага удалая уланская кавалерия, блистая на солнце теми самыми "пестрыми значками", которые упомянул в своем бессмертном "Бородино" Михаил Юрьевич Лермонтов.
Теперь представьте себе те гордость и радость, которые наполнили сердца этих седобородых ветеранов, когда, по прошествии времени, они увидели на возмужавшем и получившем военное образование Дзамболате-младшем великолепный парадный мундир улана!
На фотографии Дзамболат(младший)Камболатович Цереков в форме улана
Однако мундиру этому сужденно было надолго "залечь" на дно походного сундука - началась Первая мировая война. В боях с неприятельской кавалерией Дзамболат Цереков испытал и радость победы над врагом, и горечь поражений, и ни с чем не сравнимое чувство утраты - когда после очередного сабельного похода хоронил своих боевых товарищей...
Гражданская война стала для нашего улана такой же общечеловеческой трагедией, как и для большинства его соотечественников. Дзамболат Цереков сражался в рядах Добровольческой армии, был, как рассказывают, в личных дружеских отношениях с Л.Ф. Бичераховым, Г.Ф. Бичераховым, К.К. Мамонтовым и А.Г. Шкуро. Вот свидетельство того, как вел себя на поле боя Дзамболат, прозвучавшее в 1987 году из уст участника той войны, пожилого ветерана Первой Конной Армии: "Твои родственники ( Церековы, служившие в Белой Армии - прим.автора) мне столько "крови выпили" в Гражданскую, что я их вовек не забуду...Впрочем, воевали они храбро, атаковали в первых рядах, за чужими спинами не прятались..."
После Гражданской войны Дзамболат Цереков эмигрировал в Германию и там, на тихих берегах Шпрее, повстречал своего земляка-куртатинца, известного в Европе издателя Е.А. Гутнова.
Гутновы(слева напрво):Елбаздуко,Хъылци(Кирилл) и Эльбрус.Женщина- супруга Елбаздуко-немка Фрида.
Как истинные представители осетинской интеллигенции, Гутнов и Цереков стремились донести до эмигрантских кругов Западной Европы многообразие оттенков красоты своей родной литературной классики. Результатом их общих усилий в этом направлении стало издание в Берлине "Осетинской Лиры" Коста Хетагурова (предположительно, в журнале "Сполохи" или в издании "Библиотека Сполохи").
В Праге Дзамболат встретил и своего двоюродного брата, известного политика и общественного деятеля А.Т. Цаликова
(его мама, Гиго, была родной сестрой Камболата Церекова). Цаликов пригласил родственника на работу в журнал "Кавказский горец", редактором (скорее всего - главным) которого являлся в то время. Так началась журналистская карьера бывшего улана.
Позднее, согласно одной из версий семейной хроники Церековых, Дзамболат-младший Цереков проживал (в довоенный период) в США, в штате Северная Каролина. Двоюродная сестра Дзамболата-младшего, Фаруз Саламгиреевна Церекова рассказала мне, что последнее письмо от ее брата пришло в Северную Осетию после Великой Отечественной Войны, из Канады, которая, вероятнее всего и стала последним "островом-убежищем" в безбрежном океане жизненных дорог блестящего воина-улана, рожденного в семье Георгиевского кавалера из Куртатинского ущелья.
Фаруз Саламгиреевна Церекова, ветеран ВОВ, Заслуженный учитель РСО-А, награждена медалью "За оборону Кавказа", внучка полного Георгиевского кавалера Дзамболата Церекова, дочь кавалера двух Георгиевских крестов Саламгирея Церекова и двоюродная сестра улана Дзамболата-младшего.
Автор всего вышеприведенного текста - Артур Цереков, двоюродный внук Дзамболата Камболатовича Церекова.
В подготовке поста использованы фотоматериалы с сайтов:"Православная Осетия","Награды Императорской России".
Сайт"СТАРЫЙ ВЛАДИКАВКАЗ"