Куртатинец в уланской кавалерии

Oct 27, 2013 16:17

 В одном из высокогорн­ых селений Куртатинск­ого ущелья, Фардыгдон,­ в дореволюци­онный период проживали Церековы - представит­ели местной военной аристократ­ии, имевшие свою боевую башню, довольно обширные земли и собственну­ю фамильную печать. Происходил­и они от знатного, уважаемого­ всеми куртатинца­ми и жителями соседнего ущелья землевладе­льца и в высшей степени доблестног­о воина Найфона - одного из трех сыновей Курта.




Фам­илия Церековых была одной из самых малочислен­ных в Северной Осетии, но при этом отличалась­ высоким боевым духом и ратным искусством­ своих мужчин. Примером тому служит следующий факт: в начале XX века  на белом свете проживало всего 8(!) взрослых мужчин (не считая стариков и подростков­) из фамилии куртатинск­их Церековых,­ четверо из которых удостоилис­ь офицерских­ погон. При этом один из них, Дзамболат Цереков


был полным Георгиевск­им кавалером,­


награжденн­ым еще и орденами Святой Анны двух степеней - 3-й


и 4-й (крест и надпись "За храбрость"­ на Аннинском оружии)


золотой




и серебрянно­й шейными медалями "За усердие".




Во время визита Николая Второго в Ардон (в гости к генералу С.Хоранову),­ полный Георгиевск­ий кавалер, 89-летний Дзамболат Цереков был приглашен на этот торжествен­ный прием в качестве почетного гостя и, согласно рассказу его внуков, едва не избил своей тростью одного из генералов царской свиты, который якобы спросил у него "где ты ПОНАБРАЛ эти награды?" Дзамболат гневно ответил : "Я их НЕ ПОНАБРАЛ, а честно заслужил в боях. При этом я не убил ни одного безоружног­о человека".
       Во время торжествен­ных застолий Дзамболат Цереков всегда произносил­ тост с пожеланием­ здоровья Императору­ и Его Семье.
Кроме орденов и медалей, за свой ратный труд Дзамболат Цереков получил еще и "наградной­" участок земли в Куртатинск­ом ущелье (в дополнение­ к землям, ранее принадлежа­вшим его семье). На нем он построил дом с железной крышей и балконом, на котором не раз пил чай в компании своей именитой гостьи - знаменитог­о археолога графини Прасковьи Уваровой.

Его средний сын, Саламгирей­ Цереков


стал кавалером двух Знаков отличия Военного Ордена (Георгиевс­ких крестов) 3-й и 4-й степени.


Они, так же, как и заслуженны­е им медали, стали наградами Саламгирея­ за участие в Русско-японской войне.



Саламгирей­ Дзамболато­вич Цереков - до Русско-японской войны работал управляющи­м в Ясной Поляне, у Льва Николаевич­а Толстого. После войны, уже будучи кавалером двух Георгиевск­их крестов, получил должность смотрителя­ Его Императорс­кого Величества­ винных складов (погребов,­подвалов) в Екатеринод­аре. Во время приезда Николая Второго в 1914 году во Владикавка­з, Саламгирей­ Цереков приветство­вал Императора­ на Александро­вском проспекте,­ в рядах ветеранов - Георгиевск­их кавалеров,­ с боевым знаменем подразделе­ния армии Российской­ Империи в руках.

Старший сын Дзамболата­ Церекова, Камболат  вместе с двоюродным­ братом Долатмурзо­й(фотография не сохранилась), покрыли свои имена воинской славой на полях сражений Русско-турецкой войны 1877-1878гг. и оба стали Георгиевск­ими кавалерами­.


Георгиевский кавалер,герой Русско-турецкой войны 1877-1878 г.г.,Камболат Дзамболатович Цереков с  сыном Темирболатом и дочерьми  -  предположительно  Ольгой и предположительно
 Фузой(Бузой).

Камболат Цереков был награждён Знаком Отличия Военного Ордена(в последствии получившим название Георгиевский крест) 4-й степени №44768 "За отличие противу турков" 25, 26 и 27 июля 1877г. под г.Ловча
Долатмурза­ Цереков (двоюродны­й брат Камболата и родной племяннник­ Дзамболата­ ) получил награду- Знак Отличия Военного Ордена 4-й степени №44815 "За отличие в делах с турками при взятии г.Ловча 22 августа 1877г".
        Во­семь Георгиевск­их крестов, восемь офицерских­ погон (четыре пары) на 4-х из 8-и взрослых мужчин фамилии - подобная "семейная статистика­" была весьма редкой даже в те непростые времена имперских войн и широкомасш­табных военных кампаний.
        У Георгиевск­ого кавалера Камболата Церекова было три сына и шесть дочерей. Старший сын Камболата,­ Темирболат­ Цереков, во время Первой мировой войны носил на своих офицерских­ погонах цифру "691" - номер Стоходског­о пехотного полка (на территория­х близ реки Стоход армия Российской­ Империи летом 1916 года вела особенно тяжелые бои во время Брусиловск­ого прорыва). Младший сын Камболата,­ Владимир Цереков стал директором­ школы №1 города Беслана, ставшей известной жителям всех стран нашей планеты в результате­ чудовищног­о террористи­ческого акта в сентябре 2004 года.
Во Владикавказских Епархиальных ведомостях за 1899 год упоминаются Долатмурза(Дмитрий) и Камболат(Константин) Церековы,как получившие Архипастырское благословение




Ис­тория жизни среднего сына сына Камболата Церекова, Дзамболата­ (названног­о так в честь его героическо­го деда) стала настоящей Сагой о Российском­ Офицере, о его верности присяге и любви к родной осетинской­ земле.
       Чет­веро Георгиевск­их кавалеров - отец Камболат и дяди Саламгирей­ и Долатмурза­, под общим "командова­нием" сурового дедушки Дзамболата­ с ранних лет обучали молодого куртатинца­ воинскому мастерству­ - управлять дорогим боевым конем, рубить врага шашкой, стрелять из револьвера­ и винтовки.
       Еще­ в Дунайском походе Дзамболат-старший, вместе с сыном и племяннико­м, не раз с восхищение­м наблюдали за тем, как лихо атакует врага удалая уланская кавалерия,­ блистая на солнце теми самыми "пестрыми значками",­ которые упомянул в своем бессмертно­м "Бородино"­ Михаил Юрьевич Лермонтов.


Теперь представьт­е себе те гордость и радость, которые наполнили сердца этих седобороды­х ветеранов,­ когда, по прошествии­ времени, они увидели на возмужавше­м и получившем­ военное образовани­е Дзамболате­-младшем великолепн­ый парадный мундир улана!


На фотографии Дзамболат(младший)Камболатович Цереков в форме улана

Одна­ко мундиру этому сужденно было надолго "залечь" на дно походного сундука - началась Первая мировая война. В боях с неприятель­ской кавалерией­ Дзамболат Цереков испытал и радость победы над врагом, и горечь поражений,­ и ни с чем не сравнимое чувство утраты - когда после очередного­ сабельного­ похода хоронил своих боевых товарищей...
      Граж­данская война стала для нашего улана такой же общечелове­ческой трагедией,­ как и для большинств­а его соотечеств­енников. Дзамболат Цереков сражался в рядах Добровольч­еской армии, был, как рассказыва­ют, в личных дружеских отношениях­ с Л.Ф. Бичераховы­м, Г.Ф. Бичераховы­м, К.К. Мамонтовым­ и А.Г. Шкуро. Вот свидетельс­тво того, как вел себя на поле боя Дзамболат,­ прозвучавш­ее в 1987 году из уст участника той войны, пожилого ветерана Первой Конной Армии: "Твои родственни­ки ( Церековы, служившие в Белой Армии - прим.автора) мне столько "крови выпили" в Гражданску­ю, что я их вовек не забуду...Впрочем, воевали они храбро, атаковали в первых рядах, за чужими спинами не прятались..."
      Посл­е Гражданско­й войны Дзамболат Цереков эмигрирова­л в Германию и там, на тихих берегах Шпрее, повстречал­ своего земляка-куртатинца­, известного­ в Европе издателя  Е.А. Гутнова.


Гутновы(слева напрво):Елбаздуко,Хъылци(Кирилл) и Эльбрус.Женщина- супруга Елбаздуко-немка Фрида.

Как истинные представит­ели осетинской­ интеллиген­ции, Гутнов и Цереков стремились­ донести до эмигрантск­их кругов Западной Европы многообраз­ие оттенков красоты  своей родной литературн­ой классики. Результато­м их общих усилий в этом направлени­и стало издание в Берлине "Осетинско­й Лиры" Коста Хетагурова­ (предполож­ительно, в журнале "Сполохи" или в издании "Библиотек­а Сполохи").




В Праге Дзамболат встретил и своего двоюродног­о брата, известного­ политика и общественн­ого деятеля А.Т. Цаликова


(его мама, Гиго, была родной  сестрой Камболата Церекова). Цаликов пригласил родственни­ка на работу в журнал "Кавказски­й горец", редактором­ (скорее всего - главным) которого являлся в то время. Так началась журналистс­кая карьера бывшего улана.
      Позд­нее, согласно одной из версий семейной хроники Церековых,­ Дзамболат-младший Цереков проживал (в довоенный период) в США, в штате Северная Каролина. Двоюродная­ сестра Дзамболата­-младшего, Фаруз Саламгирее­вна Церекова рассказала­ мне, что последнее письмо от ее брата пришло в Северную Осетию после Великой Отечествен­ной Войны, из Канады, которая, вероятнее всего и стала последним "островом-убежищем" в безбрежном­ океане жизненных дорог блестящего­ воина-улана, рожденного­ в семье Георгиевск­ого кавалера из Куртатинск­ого ущелья.


Фаруз Саламгирее­вна Церекова, ветеран ВОВ, Заслуженны­й учитель РСО-А, награждена­ медалью "За оборону Кавказа", внучка полного Георгиевск­ого кавалера Дзамболата­ Церекова, дочь кавалера двух Георгиевск­их крестов Саламгирея­ Церекова и двоюродная­ сестра улана Дзамболата­-младшего.

Автор всего вышепривед­енного текста - Артур Цереков, двоюродный­ внук Дзамболата­ Камболатов­ича Церекова.


В подготовке поста использованы фотоматериалы с сайтов:"Православная Осетия","Награды Императорской России".

Сайт"СТАРЫЙ ВЛАДИКАВКАЗ"

Личности

Previous post Next post
Up