"Провинциальные" фотографы Осетии

Jul 11, 2013 17:20

Про владикавказских фотографов мы знаем   мало.
Про фотографов из "провинциальной" Осетии-не знаем почти ничего:(
А ведь во многих селениях трудились люди ,благодаря которым можно увидеть ,как выглядели люди сто лет тому назад.

Ардон-основан в 1824 году,как казачий пост.
Здесь работало несколько фотографов.
1.Касполат Иванович Золоев-открыл фотоателье в Ардоне в 1900 году.
Про него  у меня недавно был пост:
http://oldvladikavkaz.livejournal.com/71552.html
Вот несколько его работ






2.Иналук Габиевич Черджиев-выходец из Куртатинского ущелья.
Владел несколькими фотомастерскими в Ардоне и Нальчике.
По итогам выставок в Риме,Париже и Ростове на Дону,был награждён золотыми медалями в 1911 году.
Его родной брат Темболат Габиевич,был организатором гастролей осетинских танцоров и наездников в Германии и Франции в 1897 году.


На фотографии,Иналук(крайний справа) с братьями  Бердом и Темболатом и матерью Киризихан.


Скан паспарту и фотография семьи из книги А.И.Энглези"Искусство фотопортрета мастеров Кавказа"

Одна из работ И.Г.Черджиева.




Селение Христиановское(г.Дигора).
Известна одна фотомастерская: "Фотография К.И.Золоева и С.М.Дзарданова в сел.Христиановское".




Селение Хумалаг.
Фотограф Гого Туаев.

Его биография размещена на сайте"Осинформ":
http://osinform.ru/print:page,1,38686-sudba-gluhonemogo-fotografa.html

20 января исполняется 130 лет со дня рождения выдающему глухонемому фотографу из с. Хумалаг Гого Туаеву. Он родился 20 января 1883 года и был вторым ребенком у своего отца Дзакко и матери Чабахан, а всего у них было восемь детей: четыре сына и четыре дочери. Как рассказывает сын Гого Ахсар. Фамилия бабушки Чабахан была Зембатова. Она была из Ардона. Рано осталась вдовой. Его братья были уважаемые и знатные в Осетии люди. И они как могли так опекали своих племянников, особенно старший из братьев Акши. Он забрал на воспитание к себе маленького Гого и отдал тогда в известную в Осетии Ардонскую семинарию. Но через несколько лет Гого заболел тифом и не смог закончить семинарию, более того он потерял слух и речь его претерпела существенные изменения. Чтобы помочь своему племяннику Акши пригласил известного московского фотографа и тот за несколько месяцев обучил Гого по всем секретам мастерства фотографа. Гого оказался талантливым учеником: он не только овладел фотографией, но и прекрасно рисовал. Через некоторое время московский гость сказал Акши, что Гого уже может работать самостоятельно.
У Гого не было своего фотоаппарата, и купить его в то время было не так просто. Он уже собрался ехать в Москву, но ему повезло. Потому что Акши был близко знаком с главой города Владикавказа Гаппо Баевым и когда он рассказал о своем племяннике и о проблеме приобретения фотоаппарата, то Гаппо проинформировал, что скоро к нам, во Владикавказ собирается приехать царь Николай II, на вокзале его будут встречать представители «элитного общества» города. Во время таких встреч он обычно здоровается со всеми встречающими и спрашивает у них, есть ли какие проблемы, в чем он мог бы им помочь. Я включу тебя в число встречающих, а там как сумеешь…»
Это было 14 -го декабря 1914 года. При встрече с царем Акши набрал смелости и высказал свою просьбу, рассказал ему о своем увечном племяннике, о том, что московский фотограф обучил его своему делу, но у нас здесь невозможно купить фотоаппарат и, если это возможно, помогите. И за просьбу и за то, что беспокоит, его по такому личному вопросу Акши извинился. Царь с улыбкой похлопал его по плечу и сказал: «Считай, что мы с тобой решили этот вопрос…Через три месяца царь прислал Гого не только фотоаппарат, но еще и целую фотолабораторию. В знак благодарности Николаю II Гого в своем рабочем кабинете до конца своей смерти держал фотографию царя Николая II и его семьи.
От этого царского подарка сохранился только объектив фотоаппарата. С 1914 года и до конца 50-х годов прошлого столетия, глухонемым фотографом были запечатлены многие детали жизни, и истории многих сел Осетии. Об этом ярко свидетельствуют работы Гого, приведенные в книгах Саламгерия Кокаева «Селение Хумалаг» и Дамира Даурова «Мое село Хумалаг».
- После смерти Гого,- рассказывает его сын Ахсар,- в селе, в нашем доме на чердаке хранились коробки с его архивом. Негативы фотографий, которые были сделаны за десятилетия работы отца. Но, когда мы меняли кровлю, то внезапно пошел проливной дождь и залил коробки с негативами, и , к сожалению, уже не пригодились, пропали безвозвратно.
До начала революции то есть с 1914 по 1917 год он за эти три года стал состоятельным человеком. Каждый день приходили к нему много людей из разных сел, и каждый хотел запечатлеть себя, тогда для них это было необычайное занятие. Но после революции в 30 - е годы двадцатого века представители власти советов пришли к нам и начали ломать наш сарай. Но отец вышел с оружием и они как трусливые зайцы убежали , но потом все равно разобрали половину сарая. И еще начали давить отца налогами. Ему так надоели эти налоговые безобразия, и он уехал в с. Алагир к сестре. Но без семьи долго не выдерживал. В эти мрачные тридцатые годы также арестовали дядю Гого, одного из уважаемого и знатного интеллигента Осетии Акши Зембатова. Он умер в тюремной камере в далекой Сибири.
Гого очень любил свое родное село,- вспоминает сын Ахсар - и хотел что-то сделать для своих односельчан. Он дружил с нашим односельчанином Андреем Кцоевым, который построил в селе мельницу, отец договорился с ним, что тот привозит из Америки генератор , а он покупает столбы и провода, чтобы дать электрический свет сельчанам. Но мечты их не сбылись. Началась первая мировая война, потом революция, гражданская война… Столбы он успел купить и они долго валялись во дворе нашего дома , но во время коллективизации, вместе с материалами нашего разобранного сарая увезли и эти столбы. Работы глухонемого фотографа стали для наших поколений дорогими архивными и этнографическими материалами, которые ярко показывают жизнь, уклад и нравы наших соотечественников в начале и середине прошлого столетия.
«Отец любил Пасху. Накануне он всегда брился и мы с ним отправлялись на базар. Он одевал меня с ног до головы все новое. Любую одежду мы, его дети, носили не больше года».
Детей нас было шестеро, мы племянники Дауевых, Андрей, Зина, Лиза, Таня, за Таней - я, а после меня родился Коля, самым младшим был Дзантемир. Мой старший брат был, как отец одаренным от природы, хорошо рисовал, писал стихи, был другом известного осетинского писателя Барона Боциева. Война застала его на сцене осетинского театра, оттуда он ушел на фронт и погиб первые дни войны. Две сестры мои умерли в юном возрасте, после них наш младший брат Дзантемир. Другой мой брат Коля стал авиационным инженером, работал в Москве и Ташкенте, на склоне лет вернулся в с. Хумалаг доживать свою оставшуюся жизнь, но несколько лет назад кто-то убил его прямо в родном доме, видимо, думали, что у него большие деньги. Вот такая была судьба семьи легендарного глухонемого фотографа из Хумалага. Единственный оставшихся в живых сын Ахсар Туаев подводник, капитан третьего ранга, долгое время занимал ответственные посты в республике, был начальником отдела кадров в министерстве торговли Республики Северная Осетия, долгое время работал директором гостиницы «Колос». Он учредитель оппозиционной газеты «Аланта», поэт и публицист. Награжден двумя орденами «Красной Звезды» и орденом «Трудового Красного Знамени», а также десятью медалями, почетными грамотами и другими знаками отличия..
Тенгиз Догузов
В моём архиве есть одна его фоторабота 1929 года:




Большое количество фотомастерских было в Моздоке.
1.Фотограф Ионнесьянц.
Я думаю,что это один из самых первых моздокских фотографов.
Известна его фоторабота 1874 года.






Фотография любезно предоставленна Санкт-Петербургским коллекционером Владимиром Авдеевым.

Ионнесянц,также являлся владельцем фотомастерской в городе Тифлисе на улице Молоканской.
Этой информацией со мной поделился Тбилисский историк Борис Терм.

В моей коллекции есть его работа моздокского периода ,датированна 1884 годом




2.Фотограф Л.А.Зейдель.
Известно несколько его фоторабот  царского и советского периодов.




Фотография из архива Г.Абрамова

На фотографии Зейделя изображён Семён Беклемишев




На паспарту сохранилась владельческая надпись,из которой следует,что фотография сделана в Науре.












4.Фотография "Рембрандт",владелец У.Х.Мирабова.
Нет никаких данных:(




Фотография из архива Г.Абрамова

5.Фотограф М.М.Кожухов.
Помимо Моздока,работал в г. Грозном и ст. Прохладной.


6.Неизвестная фотомастерская 1946 года.




Бонус:
РРРедкость!
Открытое письмо из немецкой колонии Гнаденбург(в наше время сел.Виноградное,Северной Осетии),основанной в 1880 году на месте поместья генерала Смыкалова, немцами, переселенцами из Прибалтики.


Письмо было отправлено в 1888 году из Моздока в немецкую провинцию Шлезвиг-Гольштейн.




Всегда,с большим интересом жду Ваших замечаний ,предложений,добавлений.

Все использованные в посте материалы,являются собственностью автора.
Сссылка-обязательна.

Сайт"СТАРЫЙ ВЛАДИКАВКАЗ"

Фотографии, Коллекции.Осетия, Фотографы

Previous post Next post
Up