Подъезжающие к Епифани с запада с непривычки морщат нос: столько отборного навоза лежит на полях правого берега Дона… Отделываешься от этих великих сермяжных ароматов - точнее, привыкаешь к ним - где-то после часу пребывания в городке. Надо думать, западный ветер в Епифани не приветствуется.
А городок, строго говоря, и не городок вовсе: лишен был такового статуса в первые годы Советской власти, низведен в ранг рабочего поселка. О славном прошлом уездного центра напоминает старинныйй герб, жалованный еще матушкой Екатериной, а ныне ласкающий глаз неформала и забавящий епифанских гостей: три высоченных стволины конопли. В знак того, «что окружности сего города, между прочими произведениями, изобилуют в коноплях» - промышленного назначения, если что. Ну да, еще добавим, что градообразующее предприятие рабочего поселка - спиртозавод… гуляй, Епифанская ярмарка, со своими купчинами, народными промыслами и традиционными напит… э… блюдами, гуляй - и возрождай славные обычаи местного купечества.
Епифань традиционно входит в маршрут паломников на Куликово поле, но это достаточно условно - город строился спустя добрых двести лет после знаменательной победы Дмитрия Ивановича. Легенда о местном игумене Епифании, будто бы отправившем всех своих монахов на Куликово и задержавшем в одиночку спешившие на помощь Мамаю войска Ягайла, - не побранушкой задержавшем, а банальной пьянкой, см. «Спиртозавод» - интересная, но все же легенда... А вот восстание Болотникова горожане действительно поддержали, хотя сейчас времена не те, гордиться такими страницами своей истории уже не принято. Только мы не ради гордости - мы за «как есть».
Епифань несуетлива и неожиданно красива - не того, честно говоря, ожидали от «рабочего поселка». С первого взгляда на Дон с Федосьина городища (в здешнем монастыре и был игуменом легендарный Епифаний) забываются и спиртозавод, и особенности розы ветров. Влюбляешься в этот вид. А еще - в огромный Никольский собор на Красной площади. Для провинции - роскошь небывалая. Сорок лет строился, сорок лет стоял в запустении... починился все-таки побыстрее. И как прежде изумляет размерами и красотой каждого проезжающего через город к местам русской боевой славы.
А ты - живи мирно, Епифань. Всегда восточного тебе ветра.