1. Соборная гора - 2. Спасо-Преображенский собор и колокольня - 3. Торговая площадь - 4. Владимирская улица - 5. Усадьба Третьякова - 6. Краеведческий музей - 7. Успенская церковь - 8. Гора Лобанка - 9. Богословская улица
О Судиславле в книгах и в интернете пишут немного. Этот незаслуженно обделенный вниманием город словно застыл в другом измерении. И это при том, что от Костромы - всего пятьдесят верст. Туристы с Золотого кольца сюда не заезжают. В Судиславль приезжают прицельно, либо путешествующие по Костромскому краю, либо те, кто среди сетевого мусора узнал о существовании древнего русского городка и решил на денек-другой отдохнуть от суеты больших человеческих муравейников.
Мы приглашаем вас в путешествие в другое измерение. Судиславль - городок маленький (официально носит статус поселка городского типа), и вся наша прогулка по нему будет недолгой - не больше часа.
Начнем мы с западной окраины города. Отсюда видят Судиславль приезжающие из Костромы. С левого берега Корбы открывается восхитительный вид на исторический центр, на главные доминанты города - естественную и рукотворную, Соборную гору и возвышающийся на ней Преображенский собор со стройной свечой-колокольней. Судиславль не оброс этажной застройкой, трубы городских промышленных предприятий невысоки - ничто не мешает соборному комплексу и в наши дни оставаться фактически единственной городской вертикалью, ориентиром, видным путешественникам издалека, откуда бы они не приезжали.
Про Соборную гору говорят разное - мол, что это насыпной холм старой крепости или вовсе варяжский курган, устроенный при князе Судиславе, сыне Владимира Красна Солнышка, первом градоначальнике и человеке, давшем поселению свое имя. Судиславцы признаются - они действительно очень хотели бы, чтобы так и было: ведь это документально доказало бы, что город существовал уже в XI веке, за столетия до первого упоминания в летописях - а это 1360 год.
Порой «искусственный холм» упоминается как историческая данность. Однако археологические исследования этого не подтверждают. Соборный холм вполне природного происхождения, несколько обработанный в те времена, когда здесь возводился деревянный кремль с валом и рвом.
Спасо-Преображенский собор - самый старый памятник Судиславля. Построен он был в 1758 году, когда город еще имел статус уездного. Возводился на средства прихожан, на их же средства регулярно поновлялся - а среди судиславских прихожан были и такие известные, состоятельные жертвователи, как купец первой гильдии Иван Петрович Третьяков - на его средства, в частности, ремонтировались интерьеры собора; старый иконостас обновлялся и частично писался заново в середине XIX века приглашенными кинешемскими мастерами.
Прекрасная колокольня собора стоит отдельно, и внимания заслуживает отдельного. Хотя бы потому, что с ней связана еще одна судиславская легенда (тоже не связанная с действительностью). Так, кое-кто утверждал, будто автора знаменитой картины «Грачи прилетели» Алексея Саврасова вдохновила именно судиславская колокольня. Думается, не один заинтересованный исследователь пристально вглядывался в репродукцию, а то и в оригинал, в попытке, как в детской головоломке, найти десять отличий. Нет, все-таки не судиславская. Все-таки действительно сусанинская.
Зато на судиславской колокольне в 1830 году установили истинную роскошь для маленького провинциального (заштатного уже к тому времени) городка. Механические башенные часы! Сто лет город исчислял по ним время, пока в богоборческие годы, когда сбрасывали в Судиславле соборные колокола, не сняли вместе с ними и часы. Колокола в недавнем прошлом вернулись, а вот часы - нет.
А еще на колокольню можно подняться. Достаточно только дождаться окончания вечерней службы, когда храм уже закрывается, а смотритель еще не ушел. Этот добродушный мужчина организовывает экскурсии наверх. Подъем совершенно бесплатный, шутит он, а спуск за денежку. Денежки хватает ста рублей с «группы экскурсантов», и оно того стоит.
С колокольни город как на ладони. Воспользуемся же случаем и окинем взглядом окрестности. На запад за лесистые холмы убегает дорога на Кострому, по которой мы приехали в город. На севере ютятся деревеньки-спутницы Судиславля с архитектурным акцентом - элегантной церковью Иоанна Богослова, что на холме Баране (ныне поселок Дружба).
Стройный силуэт Богословского храма словно перекликается с Преображенским собором. На юг от нас простираются непроходимые леса и болота. А с восточной стороны, под нами - старый Судиславль.
Кажется, прямо у наших ног раскинулась Торговая площадь. От нее строго на восток уходит главная улица города - Владимирская (ныне Комсомольская), переходящая за городом в Вятский тракт. Среди крыш рядовой застройки бросается в глаза самая большая городская усадьба - уже упомянутого купца Третьякова. Она отмечает то место, где Владимирская пересекается с другой старинной улицей - Богословской. Панораму замыкает сосновый лес на горе Лобанке, довершая впечатление уюта и камерности, этакого «городка в табакерке». Ну, или в случае Судиславля - скорее в чашке из холмов и лесов.
Спустившись с колокольни, мы оказываемся на Торговой (Советской) площади. Ее облик формировался в несколько этапов и до наших дней, к сожалению, дошел со значительными искажениями. К середине XIX века относятся торговые помещения по южной стороне; они несут на себе следы переделок - так, тесовая обшивка второго этажа одного из торговых корпусов появилась уже в советское время, изменилась и внутренняя планировка. Торговые ряды напротив полностью перестроены под универмаг. Старинное сооружение по-прежнему угадывается; а вы только представьте, что до изуродовавшей его перестройки это был видный архитектурный памятник провинциального модерна - проект «классного художника третьей степени» архитектора Михаила Парийского, 1893 год.
А вот еще одно здание эпохи модерна - краснокирпичное двухэтажное здание городской думы (1886), обрамляющее площадь с западной стороны - до наших дней дошло без заметных переделок.
К этому же времени относится находившаяся в восточной части Торговой площади утраченная часовня в память убитого императора Александра Освободителя - жертва декрета о сносе памятников царям и их слугам. В остальном застройка восточной стороны сохранилась, пожалуй, лучше всего: здесь начинается купеческий посад, здесь массивные каменные дома соседствуют с деревянными, представляющее многообразие стилей XIX - начала ХХ веков - от зрелого классицизма до игривой эклектики, и такое же многообразие декоративных решений на фасадах - от ажурных деревянных наличников до сложных лепных карнизов и монументальных портиков. Здесь начинается Владимирская улица, названная отнюдь не по имени города, а в честь Владимирской иконы Богородицы - замыкающая улицу Успенская церковь имела второе название Владимирской.
По южной стороне улицы обращает на себя внимание усадьба Красильниковых - кирпичные главный дом и лавка. Это типичный пример жилья зажиточного купца маленького города - с торговлей не отходя далеко от дома; а за примером действительно роскошного дома, «провинциального дворца», тоже далеко ходить не надо - вот он, на ближайшем перекрестке. Мы видели его с колокольни - это усадьба Ивана Третьякова. Грандиозный дом словно бы несколько «великоват» Судиславлю. Еще бы - комплекс зданий, фактически, формирует облик целого квартала! Бросающийся в глаза эффектный угловой балкон, массивная ограда, высокие арочные окна, могучий карниз и три спящих льва у входа в дом - несомненно, Третьяковскую усадьбу можно смело считать вторым по значимости, после Спасо-Преображенского собора, архитектурным сооружением Судиславля.
Сейчас в памятнике федерального значения - больница. Львы охраняют вход в туберкулезный кабинет. В реестре объектов культурного наследия в графе «Состояние» информации нет, но невооруженным глазом видно, что оно балансирует на грани «удовлетворительного», потихоньку склоняясь к «запущенному». Где тут о старинных домах думать - о людях бы не забыть позаботиться, когда в больнице на 15 тысяч населения района и трех десятков коек не осталось…
Раньше на углу у Третьяковской усадьбы, выходя за красную линию улицы, стояла часовня. Надо полагать, именно такое ее расположение ее и погубило: «выходя за красную линию, мешает движению» - весьма распростаненная формулировка, ставшая приговором для множества храмов по всей России. И что с того, что «уличное движение» в городке - по-прежнему в час по чайной ложке? Часовни больше нет; напротив, на другой стороны улицы, возвышается памятник судиславцам - героям Великой Отечественной войны. Хотя бы таким образом отмечено святое место.
Следующий перекресток - улиц Владимирской и Новой (Невского) отмечен интересным особняком, некогда принадлежавшим купцу-миллионщику Николаю Папулину, влиятельному главе и покровителю судиславских староверов: старообрядческая община города считалась второй по значимости в России, после московской Преображенской, храм ее находился по Новой улице направо и до наших дней не дошел. Еще Папулин был известен своими полулегальными сделками, «добровольно-принудительным» обращением в старообрядчество примкнувших к общине беглых, и такой банальной деятельностью, как фальшивомонетчество. «Липовую» чеканку он, говорят, любил невзначай разбрасывать на улицах Судиславля, в толпе. Домов в городе имел немало; этот конкретный (в нем сейчас музыкальная школа) специалисты называют лучшим в городе зданием в стиле позднего классицизма. Сооружение действительно очень элегантное, с портиком и мезонином с тосканскими колоннами.
Рядом с домом Папулина находится Судиславский краеведческий музей, филиал Костромского историко-архитектурного музея-заповедника - небольшой, но невероятно уютный и интересный, куда обязательно надо заглянуть на экскурсию.
Перспективу взбирающейся на холм Владимирской улицы завершает Успенская церковь. Вернее, приходится говорить - «раньше завершала»: храм 1790 года практически руинирован, купольное завершение (а местами и крыша) отсутствует, стены выглядят так, словно достаивают свои последние дни, от некогда богатого внутреннего убранства и росписей не осталось и следа - «интегрированная» в школьный двор церковь сейчас негласно служит чем-то вроде игровой площадки, только игры это богопротивные, да и попросту опасные, судя по состоянию храма. На месте кладбища - ныне кинотеатр и стадион… Есть сведения, что местные жители пытаются Успенскую церковь восстановить - однако надежды на это, принимая во внимание средний доход судиславцев и незаинтересованность властей, как светских, так и церковных - практически нет…
Вернувшись на перекресток Владимирской-Комсомольской и Невского, свернем на юг. Очень скоро короткая улица выведет нас к живописнейшему месту - поросшей высокими соснами горе Лобанка. Сейчас это фактически парк (или лесопарк?) отдыха судиславцев той или иной степени культурности - видели и хоккейную коробку, и импровизированный склад стеклотары 0,5… Тут же рядом, у подножия Лобанки - местный курорт, озеро Комсомольское (строго говоря, запруда).
Спустившись с горы, вновь попадаем на Богословскую улицу в районе усадьбы, принадлежавшей еще одной зажиточной купеческой семье - Кокоревым. Нынешнее здание построено во второй половине XIX века, изначально оно было двухэтажным - третий надстроили в 1930-е годы.
На перекресток Богословской и Владимирской возвращаемся вдоль западного фасада дома Третьяковых - именно тут лежат при входе львы. Как говорят горожане, их красят порой в самые невозможные цвета - от нежно-цыплячьего до насыщенно-землистого. Впрочем, продолжают, - в какой-никакой цвет, лишь бы красили - так у львов больше шансов уцелеть.
Дальнейшая застройка Богословской улицы представлена в основном деревянными домами, иногда попадаются каменные - такие, например, как здание бывшей Земской больницы, которая в ХХ веке успела побывать и типографией, и жилым домом… Особенно пикантен, наверное, был процесс переустройства наборных цехов под квартиры - возникает небессмысленный вопрос, а почему было не оставить больницу больницей, не портить Третьяковский особняк? Впрочем, тогда бы, наверное, у Третьяковых разместилась бы типография, а это для памятника хуже…
…Наша прогулка по Судиславлю подходит к концу. Городок оставляет даже не двойственное - тройственное впечатление: светлый и возвышенный Соборный холм на фоне бедных и подзапущенных, но таких уютных и теплых кварталов. И, в общем-то, уже принимаешь как данность, что у усадьбы пластиковые окна. Что поделать, Судиславлю нужна гостиница. Ведь он - как раз из тех городков, в которых хочется приезжать еще и еще.
Старинные фото - из экспозиции Судиславского краеведческого музея.