Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА
Музей Софьи Ковалевской в Полибине, бесспорно, заслуживает отдельного подробного рассказа.
Как известно, борьба за музей идет уже почти 30 лет. На данный момент вся экспозиция ютится лишь в двух залах мемориального флигеля, а на завершение ремонта в доме денег как не было, так и нет.
Нам посчастливилось побродить по залам барского дома вместе с хранительницей музея - Валентиной Павловной Румянцевой. Пройтись по комнатам, спуститься в подвалы… Мы гуляли по дому, слушали Валентину Павловну, и неотступно преследовали мысли о том, сколько всего повидали на своем долгом веку эти, ныне голые, стены…
Говорят, в пустых помещениях по ночам, словно эхо, слышны отдаленные голоса и разные странные звуки. Их слышали и рабочие, ремонтирующие дом, и сами сотрудники музея, когда несколько лет назад размещались в этих комнатах. Они говорили, что сначала побаивались их, а потом привыкли и даже «сроднились» с ними.
Чьи же это голоса? Да мало ли тайн и скелетов в полибинских шкафах? Причем скелетов - в прямом смысле. Известно, что на территории усадьбы находился фамильный склеп, в котором были похоронены родители Софьи Васильевны Ковалевской. Так вот, после революции 1917 года утратившая совесть и страх Божий молодежь раскопала это захоронение, достала скелеты и выставила их на всеобщее обозрение - прохожих пугать. Где, в результате, упокоились кости Корвин-Круковских, до сих пор неизвестно…
А судьба склепа тоже печальна. Во время Великой Отечественной войны, когда в этих местах хозяйничали фашисты, они устроили в фамильном захоронении… блиндаж, который был разбит в ходе боев и снова, таким образом, стал гробницей. Кроме того, в окрестностях усадьбы находилось большое количество братских могил немецких военных. И уже в недавнем прошлом в Полибино из Германии приезжали немецкие эксперты и проводили эксгумацию.
Так что призраков в Полибине хватает - и своих, и зарубежных.