Этот рассказ о двух исторических персонажах, деятельность которых оставила след в истории Украины. Поговорим о Феофане Прокоповиче и Иване Мазепе. Оба они, правда, в разное время учились в Киево-Могилянской академии и были советниками царя Петра 1.
Начну с менее известного - Феофана Прокоповича. О том, что Феофан Прокопович был идеологом создания Российской империи, я узнала тридцать лет тому назад из рассказа Элеоноры Рахлиной.
До 1721 года страны с названием «Россия» не существовало. Великороссы - это единственный в мире народ, который до начала 18в. не имел своего названия, а назывался московским людом.
Граница между Речью Посполитой и Московским царством тогда проходила между Смоленском и Москвой. В 1654 году, благодаря усилиям Богдана Хмельницкого, граница Московского царства продвинулась до Днепра и в Москву потянулись «на заробітки» выпускники Киево-Могилянской академии. Среди них был и Феофан Прокопович, будущий советник Петра 1.
Феофан Прокопович (настоящее имя Елисей) начал обучение в Киево-Могилянском коллегиуме в 1687 году, когда ему было 6 лет. Освоив доступную в Киеве книжную мудрость, семнадцатилетний Елисей, отправляется в Европу для пополнения знаний, по пути зарабатывая себе на пропитание. Чтобы поступить в католическое учебное заведение, он переходит в униатство и получает новое имя - Самуил. В иезуитском коллегиуме во Владимире-Волынском он преподает поэтику и риторику. Получив положительные рекомендации, он пешком добирается до Рима.
Увидев особую одаренность юноши, иезуиты пытались соблазнить его блестящей карьерой в Ватикане. В октябре 1701 году он защитил диссертацию и ему присвоили звание доктора богословия, после чего он исчезает из Рима. Побродив по Европе, в конце 1704 года, вступил в Киевское братство, принял монашество и стал Фефаном.
Это послужило трамплином для последующей карьеры. В 1713 году Феофан пишет «Историю Петра Великого», приведшую царя в восторг.
В 1716 году он уже выступал с проповедями в Петербурге, поражая публику красноречием, эрудицией и глубокомысленными рассуждениями.
С этого времени Прокопович становится первым советником царя.
Вероятно, царя привлекли не только ум, талант и ораторские дарования Феофана, но и та услужливость интеллектуала, которая называется беспринципностью и бесстыдством, - а это свойство таланта всегда бывает востребовано властью. Он мог убедительно, ярко доказать все, что от него требовал государь: правильность и нужность доносов и нарушение тайны исповеди.
На самом деле жизнь Феофана была трудна, он был одинок. Врагов и завистников - полно, а друзей не было.
Датский путешественник фон Хаген, побывавший в Петербурге в 1736 году, гуляял по прекрасному саду Феофана на Аптекарском острове и видел перед собой дряхлого, усталого, больного старика , хотя Феофану Прокоповичуу было тогда всего 55 лет. В том же году он умер.
Великий грешник был похоронен в одной из святынь православия - новгородской Софии.
Свою бурную деятельность по созданию и укреплению Российской империи, Феофан Прокопович начал тогда, когда Ивана Мазепы уже не было в живых. Правда, по поводу создания империи, историк Василий Ключевский сказал: « государство пухло, а народ хирел».
Иван Степанович Мазепа родился в 1639 году на хуторе Мазепинцы возле Белой Церкви.
Учился в Киево-Могилянской и Краковской академиях, был пажем польского короля, военное дело изучал в Голландии, бывал во Франции, Германии, Италии. Знал латынь, польский, русский, итальянский, немецкий языки. Пребывал на дипломатической службе при польском дворе.
Интересно, что ни один другой деятель украинской истории не становился героем такого числа зарубежных художественных произведений. Мазепе посвятили свои творения Байрон, Гюго, Пушкин, Словацкий, о нем написаны картины Буланже, Верне, Жерико, Делакруа.
В своей поэме «Мазепа» Байрон использовал сюжет из труда Вольтера «Итория Карла 12», написаный в 1736 году. Вольтер описывает Украину как страну, которая всегда стремилась к свободе и упорно за нее боролась.
Вольтер там же рассказал о необычном приключении, которое произошло с Мазепой в молодые годы, когда тот служил у польского короля. Одним из придворных короля был очень богатый старый граф. Его юная жена была моложе графа на 30 лет. Не удивительно, что между молодыми возникли романтические отношения. «Добрые люди» донесли об этом графу. Он приказал привязать Мазепу голым к дикому коню. Коня пригнали из Украины и он долго скакал на родину. Мазепа потерял сознание, очнулся в казацкой семье, которая его нашла и спасла.
Художник Беланже
Байрон описывает Мазепу в контексте со своими бунтарскими и свободолюбивыми настроениями. Он воспринимал жизнь Мазепы, как пример служения отечеству. Именно так его воспринимали в Европе.
Простимся с бурной молодостью Мазепы и разберемся, как так случилось, что на территории Российской империи и в СССРе Мазепу прокляли и считали предателем.
Пропускаю сложные перипетии, приведшие к получению Мазепой гетманства в 1687 году. Гетманом Украины Мазепа был 22 года. Получил страну, расколотую на две половины: Левобережную и Правобережную. Путем сложных дипломатических (и не только) ухищрений добился объединения Украины.
Портрет Мазепы 1909 год. Художник Осип Курипас
Когда в 1689 году русский трон занял Петр I, гетман поначалу взялся в какой- то мере опекать молодого царя: в частности, давал ему советы, как вести себя с поляками. Со временем Петр и Мазепа стали близкими друзьями.
Мазепа участвовал в обоих походах Петра к Азову за что Петр лично вручил ему учрежденный орден Андрея Первозванного «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные им лично верные службы».
Будучи в солидном возрасте (65 лет) с Мазепой произошла история, вдохновившая еще одного поэта, на этот раз Пушкина, на написание поэмы «Полтава». Он хотел ее назвать «Мазепа», но тогда уже 10 лет как существовала поэма с таким названием у Байрона.
Пушкин осуждал Байрона за героизацию Мазепы, но тот не мог ему ответить, поскольку тогда его уже не было в живых.
А дело было так: шестнадцатилетняя дочь генерального судьи Василия Кочубея Мотря Кочубей влюбилась в Мазепу, с которым встретилась в родительском имении. Кочубей категорически был против того, чтобы его дочь стала женой гетмана. По настоянию матери Мотрю отправили в монастырь. По дороге она сбежала к Мазепе. Во избежание конфликта, он отправил Мотрю назад к родителям.
Мотря Кочубей
Некоторое время влюбленные тайно переписывались. Мотря в своих письмах жаловалась на мать и называла ее мучительницей.
К сожалению, нам 300 лет рассказывали, что роман с Мотрей был преддверием и причиной доноса Кочубея. Между тем эти события разделяют почти четые года.
Мотря за это время успела выйти замуж за генерального судью Василия Чуйкевича. Так что причиной казни своего отца она ни в коем случае не была. И разум от горя не теряла, как это описал в поэме «Полтава» Пушкин.
Эту картину по мотивам поэмы Пушкина написал в 1840 году Тарас Шевченко.
«Еще Мария сладко дышит,
Дремой обнятая, и слышит
Сквозь легкий сон, что кто-то к ней
Вошел и ног ее коснулся».Кстати, муж Мотри Чуйкевич учувствовал вместе с Мазепой в Полтавской битве, за что был сослан Петром в Сибирь вместе с Мотрей.
А теперь давайте попрощаемся с этой романтической «Санта Барбарой», и перенесемся на три года вперед, в 1707 год.
К тому времени, война со Швецией шла с переменным успехом уже 7 лет. Кстати, на Швецию напала Москва с союзниками, поскольку захотела иметь выход к Балтийскому морю, а через 300 лет Москва сцапала Крым «если не мы, то там будут войска НАТО». Вот такая история по спирали.
После военного совета в Жовкве (март 1707г.), где было предложено существенно ограничить автономию Малороссии, а также полномочия гетмана, казацкие старшины и Мазепа обеспокоились дальнейшей судьбой страны.
Слова, сказанные генералом Ренне, в том же 1707 году, я взяла из документального фильма, снятого харьковчанином Игорем Поддубным «Мазепа. Назначаю тебя предателем» Фильм можно посмотреть здесь
https://www.youtube.com/watch?v=52-YLAhi5K8 В апреле 1708 года Василий Кочубей и Иван Искра подали Петру донос на Мазепу из 25 статей, однако царь не поверил и приказал казнить доносчиков.
Приведу несколько статей, чтобы иметь представление, о чем шла речь в доносе:
« - я просил разрешения отдать свою дочь за сына Чуйкевича, но Мазепа посоветовал мне отдать за польского шляхтича, т.к. скоро с ляхами подружимся;
- сербский епископ Рувим говорил, что гетман жаловался ему, что царь Украину обирает;
- гетман за обедом говорил: «Москва хочет взять в тяжкую неволю всю Украину».
Остальные 22 статьи в том же духе.
Кстати, больше ста лет тому назад, доцент киевского университета Михаил Драгоманов любил при случае напомнить, что «поэма Пушкина "Полтава" - это единственное в Европе литературное сочинение, прославляющее донос и клевету».
И опять зигзаг истории. Через 300 лет, в 1937 году миллионы последователей Кочубея писали доносы на «врагов народа».
А теперь давайте представим положение Украины в 1708 году. С одной стороны царь собирается придушить Украину, а с другой сунут шведские войска. Тем более, что шведы собирались идти на Москву со стороны Смоленска, но Петр предусмотрел этот вариант и превратил смоленщину в выжженную землю. Петр потребовал и от Мазепы превратить в пепелище и территорию Стародубского полка, куда собирался идти Карл 12. Тогда собрался совет старшин и было принято решение договариваться со шведами.
Вопрос стоял так: или уничтожение или независимость под протекторатом Швеции.
К сожалению, не получилось.
Как только Петр узнал о договоре Мазепы со шведами, дико рассвирепел и приказал Меньшикову уничтожить гетманскую столицу Батурин. Что тот и сделал.
Всего в батуринской трагедии погибло около 15 тысяч украинцев, в том числе все женщины и дети, укрывавшиеся в замке. При этом, Меншиков успел вывезти часть артиллерии, гетманский архив, библиотеку Мазепы, равно как и другие ценности, хранившиеся в столице и загородной резиденции Гончаривке. Вывезли даже мощи святой Варвары, подаренные Мазепой батуринскому монастырю.
Восстановленная при Президенте Ющенко историческая часть Батурина.
Уничтожением Батурина Петр не ограничился. Подчиненная ему церковь объявила Мазепе анафему (проклятие).
Ниже текст анафемы:
"Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман украинский, или паче - антихристов предтеча, лютый волк, овчею покрытый кожею, и потаенный вор, сосуд змеин, внешне златом блестящий, честию и благолепием красящийся, внутри же всякой нечистоты, коварства, злобы диавольской, хитрости, неправды, вражды, ненависти, мучительства, кровопролития и убийства исполненный. Ехиднино порождение, как змей вселукавый, яд своего злого умышления на православное государство изблева в 1708 г. в месяце декабре… Как второй Иуда-предатель, отвержися Христа Господа и благочинной державы…"
Не знаю, как вам, а мне этот шедевр напоминает письмо запорожцев турецкому султану. Особенно впечатлило упоминание о «благочинной державе». Эту «благочинность» Украина до сих пор на себе ощущает.
Кстати, до сих пор в Киево-Печерской лавре, которая подчиняется Москве, Мазепе объявляют анафему, а в украинских церквях молятся за упокой его души. И это, при том, что Вселенский патриарх в 2018 году утвердил, что анафема на Мазепу была провозглашена по политическим мотивам и была недействительной с момента провозглашения.
После поражения в полтавской битве в 1709 году, Мазепа вместе с Карлом 12 нашли приют в Молдовском княжестве, которое тогда принадлежало Османской империи.
Художник Густав Седерстрем «После Полтавы»
Мазепа недолго жил в изгнании. Через 3 месяца после побега он умер и был похоронен в Галаце (Румыния).
После смерти Мазепы, по подсчетам казацкой старшины, за 20 лет его гетманства, он на благотворительность потратил 1.110.900 дукатов, 9.243.000 злотых и 186 тысяч империалов.
Но, как известно, историю пишут победители и нам 300 лет впаривали, что Мазепа это символ предательства.
Феномен Мазепы в том, что одно-единственное его решение для многих и многих поколений людей превратилось в символ борьбы за независимость. Что многие повторили этот трагический путь - и через 200, и через 250 лет после него. Звучит это, возможно, чрезмерно пафосно, но и в начале ХХ века для российской администрации слово "мазепинство" значило очень многое. Вышло оно из употребления лишь после появления "петлюровцев" и "бандеровцев".
И сейчас огрызок Российской империи под названием Российская Федерация пугает весь мир «украинскими фашистами».
А благодарные соотечественники ставят Мазепе памятники и называют его именем улицы.
Этот памятник в Чернигове
Оригинальный памятник Мазепе поставили в Киеве
Автор известный израильский скульптор Франк Майслер. Второе название монумента «Вечный Киев». Памятник представляет собой бронзовый шар, который опоясывают барельефы церквей, построенных на средства Мазепы.
Кстати, на месте, где сейчас стеклянное сооружение, до 1934 года стоял Николаевский военный собор, построенный на средства Мазепы.
Николаевский военный собор.
А как же Феофан Прокопович, мы о нем как-то забыли. Забыли о нем и его соотечественники. А нечего помнить. Он посвятил свою жизнь служению российским императорам и личному обогащению.
Кстати, Мазепа изображен даже на денежных купюрах
На этой жизнеутверждающе ноте, закончу рассказ о двух исторических персонажах.