Снова Владимирская горка (в этот раз - от Андреевской церкви).

Sep 30, 2019 11:37


Чуть больше месяца тому назад я ходила смотреть новый мост Кличко. Отчет здесь: https://oldtortila2.livejournal.com/16056.html

Тогда фуникулер не работал. Пришлось начинать от Европейской площади.
Сейчас фуникулер работает.
    Решила начать поход с посещения паперти Андреевской церкви. Не была там больше тридцати лет.
    Сначала немного истории. Когда императрица Елизавета Петровна поднялась на гору, то в восторге от увиденного, приказала возвести здесь церковь. Собственноручно в августе 1744 года положила первый камень в основании храма.
  Но уже буквально с момента "зачатия", еще не родившись, церковь стала испытывать значительные трудности. Строящаяся фактически благодаря "вдохновению" Елизаветы, она не была нужной ни проживающему здесь  малочисленному населению, ни чиновникам, вынужденным исполнять каприз государыни.
Проектировал храм императорский обер-архитектор Бартоломео Растрелли. Он не сильно напрягался. Использовал фрагменты уже готового проекта Смольного монастыря в Петербурге.



Смольный монастырь


Зодчим, призванным адаптировать проект Растрелли к киевским реалиям, назначили московского придворного архитектора Ивана Мичурина.
Сам Растрелли в Киеве никогда не был, но, имея опыт строительства на заболоченных землях Петербурга, рекомендовал, прежде чем установить основу, необходимо было  отвести бьющие из горы ручьи. Однако Мичурин решил не делать этого, а просто значительно углубить фундамент.
   Углубление фундамента существенно затянуло работы, и возведение церкви было завершено перед самой кончиной Елизаветы Петровны, из-за чего храм освятить не успели. Более того, после смерти царицы о нем попросту забыли: церковь не имела ни ризницы, ни причта, ни содержания. Оставаясь без надзора, сооружение претерпело значительные повреждения. Водяной ключ продолжал струиться у восточной стены.
И только через 23 года после закладки храма, уже императрица Екатерина II приказала освятить храм в его жалком виде, с подмытым фундаментом, протекающей крышей и птичьими гнездами внутри.
    А еще через 20 лет (в 1787 году) все повреждения в здании были исправлены, ключ отведен.
     В 1809 году творение Растрелли постигла новая беда: внезапно налетевшая буря сорвала со среднего купола большой железный крест и погнула два меньших. Для устранения повреждений необходимо было полностью разобрать крышу. И только в 1846 году Андреевский храм был в очередной раз капитально отремонтирован: устроены лестница и галерея, исправлен фундамент, купола обиты белой жестью, стены вновь отштукатурены.
   Таким образом, от закладки и до приведения храма к тому, что мы видим сейчас, прошло 100 лет. Вот такой долгострой.


  Сейчас на двух пролетах лестницы установлены скамейки. Для таких как я, это очень важно. На фото 2013 года их еще нет.
Кстати, современный вид церковь получила благодаря серьезной реставрации, произведенной в 1974-1979-м годах. Связано это с тем, что в 1960-х годах, в венском музее «Альбертина» были найдены чертежи и эскизы Андреевской церкви Растрелли. Возникла возможность возвратить церкви тот облик, который создал Растрелли.

Сейчас храм закрыт. Очередная реставрация.
Знаменитой деталью храма является его барочный трехъярусный иконостас. Примечателен его цвет - ярко-красный.



Характерным признаком интерьера храма есть небольшой его объем и отсутствие хоров, поскольку храм создавался как дворовая церковь, а также наличие нетрадиционной в православном храме кафедры проповедника.



С историей покончили. Поднимаемся на паперть церкви.



Это большой дом на Андреевском спуске. Думаю, что денежный мешок выкупил весь верхний этаж и устроил студию или зимний  сад.



Вдали Оболонь и Троещина



Это фото 1942 года. Ни Оболони, ни Троещины. Зато еще живой поселок на Трухановом острове.



Это вид сверху на Подол. Слева за деревьями гостиный двор без крыши.



А так выглядел Подол сто лет тому назад. Гостиный двор с крышей. На месте церкви (слева внизу) сейчас школа.

Прежде чем попрощаться с Андреевской церковью, еще два фото: со стороны Андреевского спуска и ночью.





Дальше спускаемся по знакомой лестнице на Аллею художников.



Зачем-то к лестнице притащили каменюку.



На подпорной стене дренажные отверстия



В будний день художники кучкуютя возле спуска, а я пошла в другую сторону к Владимирской горке и мосту, чтобы посмотреть, что изменилось за месяц.



По дороге встретила фуникулер.



Он же сто лет тому назад
Кличко собирался купить у австрийцев новые прозрачные вагоны. Сейчас, когда его грызут зеленые шакалы, а Киевсосвет позорно разбежался  - не до фуникулера.



Идем дальше к, интересующей меня лестнице. Когда, не помню сколько лет тому назад, спускалась по ней - был еще тот экстрим.



Месяц тому назад по ней еще ходили

Сейчас старой лестницы уже нет



В прошлый раз я так и не выяснила, как лестница попадает на Почтовую площадь, поскольку  на ее месте воткнули два больших дома.


Оказалось, что специально для нее сделали между домами дырку.

Решила заглянуть в эту дыру.



Таки нашла. Вот она



Не зря положили плитку. Вандалы уже успели намалевать каракули.

Возвращаемся на Владимирскую горку. Кроме демонтажа старой лестницы, больше изменений не нашла.

А вот на мосту сняли ограждение возле стреляных вставок. Несмотря на будний день, людей много.





Взгляд через стекло на Владимирский  спуск.



А это лестница к памятнику Магдебургскому праву. По ней ходили на пляж, когда еще не было Гидропарка.



До свидания мост и Владимирская горка. До новых встреч.

Previous post Next post
Up