От Аскольдовой могилы до Петровской аллеи. Часть 3.

Sep 14, 2019 08:18


Часть 2. Здесь https://oldtortila2.livejournal.com/16494.html

Давайте представим, что было 100 лет тому назад на том месте, где сейчас Парковая аллея. Днепр отделяла от центра города огромная гора, под которой было единственное приличное здание - бесплатная детская больница (Козловка), а за ней дороги не было.
 Сверху, между Царским и Купеческим  парками, на месте нынешней Петровской аллеи, была ложбина, которая служила естественной преградой для прогулок.
 Такой была эта местность до прихода к управлению городской думы созыва 1906-1910 годов во главе с Ипполитом Дьяковым. Он славился пристрастием к автомобильному делу, лишь недавно зародившемуся в Киеве, и сам с увлечением рулил собственным «мотором».
В 1909 году городская управа обратилась к профессору КПИ, специалисту по мостостроению Евгению Патону с предложением разработки  пешеходного моста между парками за вознаграждение в 700 рублей. Патон  согласился и довольно скоро выполнил поручение.
  Лирическое отступление: Много лет гуляла легенда о том, что проект моста был дипломной работой студента КПИ Евгения Патона. И это притом, что до этого он успел окончить два института в Дрездене и Петербурге.

Для устойчивости опор были применены знаменитые буронабивные сваи инженера Антона Страуса, которые прочно сидят в любом грунте. На них установили сам мост, а потом начали выбирать из под моста грунт.



1910 год. Парковый мост во время выборки из-под него грунта.




Еще не весь грунт убрали, а по мосту уже гуляют.



После выборов Дьяков, удержавший портфель мэра и в следующем составе думы, пытался развивать аллею дальше, вдохнуть новую жизнь в днепровские склоны. В перспективе Петровской аллеи прямо над обрывом отвели место для живописного деревянного сооружения - по-видимому, летнего ресторанчика.



Кстати, благодаря кипучей деятельности Дьякова, город получил, КПИ, Бессарабский рынок, нынешнюю Парламентскую библиотеку и мощение улиц. До сих пор транспорт ездит по булыжникам, положенным 100 лет тому назад на Лютеранской улице.
  Тогдашняя оппозиция грызла Дьякова за Парковый мост. Цитата из одной публикации:
«Цель устройства на откосах сада места для катания - едва ли осуществится, так как откосы состоят из оползней… Спрашивается: какая была нужда в разорении Царского сада? Отвечаю: никакой… одна лишь прихоть удовлетворить шарлатанское желание автомобилистов»

Прошло 100 лет, и сейчас грызут Кличко за новый мост над Владимирским спуском.



Новопроложенную аллею поименовали даже «улицей». Поскольку ее замыслили в 1909 году, когда вся империя шумно отмечала 200-летний юбилей Полтавской битвы, улицу официально назвали в честь Петра Великого (но более прижилось название «Петровскаяаллея»).

В 1913-м, когда Киев привлек всеобщее внимание по случаю проведения Всероссийской выставки, здесь прошли несколько дополнительных отраслевых экспозиций. Одна из них - выставка коневодства заняла место у подножия Царского сада. Так что направлялись сюда именно по Петровской аллее.



До Аскольдовой могилы дорогу проложить не успели. Были война, революция, разруха. За это время приказали долго жить злачные места Купеческого сада, и исчез ресторанчик над обрывом. По поводу Паркового моста Михаил Булгаков писал в 1923 году в очерке «Киев-город»: «Воздушный мост, стрелой перекинутый между двумя обрывами Царского сада, лишился совершенно всех деревянных частей. До последней щепочки разнесли настил киевляне на дрова. Остался только железный остов, по которому, рискуя своей драгоценной жизнью, мальчики пробираются ползком и цепляясь».

Уже к середине двадцатых наиболее очевидные последствия разрухи были преодолены, парки вновь стали местами массового отдыха, мост восстановили. Вот его снимок конца 1920-х годов:



На самом мосту традиционно стоят какие-то двое. Перед ними открывается живописная городская панорама. Вот как она выглядела на фото, снятом тогда же, в конце двадцатых



Самое крупное здание на фото - знаменитый «небоскреб Гинзбурга», сгоревший в 1941-м.
Потом опять война и жизнь в парках опять замерла.
А первые послевоенные десятилетия оказались, пожалуй, самыми счастливыми для этой территории. По замыслу главного архитектора города Александра Власова на склонах над Днепром была обустроена обширная зона досуга - Центральный парк культуры и отдыха. Стержнем этого парка стала Парковая дорога, доведенная от Петровской аллеи до Днепровского спуска. Вдоль нее расположились спортивные площадки, аттракционы, кафе и рестораны, был открыт Зеленый театр.
Вечером движение транспорта по Парковой аллее было запрещено.



Парковую дорогу называли киевским Бродвеем 50-х. Там прошла моя юность.



Так это место выглядит сейчас.

На старом фото вдали виден знаменитый ресторан «Кукушка».



Фото 1954 года. Наверное, ресторан был назван в память о «Кукушкиных дачах».



Фото 1961 года.

Здесь любила собираться молодежь, “стиляги”. Заведение было популярно джазовыми вечерами. Позже ресторан облюбовала киевская богема. Тут организовывались дни рождения, свадьбы и банкеты. Выбор блюд и напитков был достаточно большим. Фирменные блюда: мясо лесной дичи, заяц под подливой. Фишкой заведения была возможность приходить со своим алкоголем.

Так было вечером, а днем подавали вкусное мороженое. Помню, как после пляжа надумали идти в Кукушку. Где тот пляж и где Кукушка. Перешли через мост и полезли на гору. Каких-то 60 лет прошло. Сейчас я даже представить не могу, что была способна на такие подвиги.



Теперь на месте Кукушки это



И это тоже

В этих веселых сооружениях работают два ночных клуба  «Парк Дали» и «Hype”.



Внутри это выглядит где-то так. Чувствуете, какой прогресс по сравнению с Кукушкой.

А это отзыв одной из посетительниц заведения: «Самая ХУДШАЯ организация концерта, которую можно себе представить! Концерт Монатика начался на 3,5 часа позже! 3,5 часа, представьте себе!!» А мне ее не жалко.

Вот мы и подошли к Парковому мосту



Это копия моста, построенного Патоном 100 лет тому назад.

В 1983 году старый мост полностью разобрали, а старые конструкции передали в музей архитектуры и быта в Переяслав-Хмельницкий.



Петровская аллея. Фото 60-х годов.



А это - сейчас



Там, где открыты ворота, раньше был вход на территорию, где был ресторан «Динамо». Ресторан построен в 1934 году по проекту архитектора  Иосифа Каракиса.

Во время строительства здания, несмотря на протесты Каракиса, было принято решение изменить конструкцию перекрытий. Через два года после начала эксплуатации здания в течение часа после окончания банкета, на котором присутствовало высокое военное начальство, потолок в зале обвалился. В ту же ночь за архитектором приехали и увезли, но через неделю отпустили. Помог командующий Киевского военного округа Иона Якир, доказавший, что вины Каракиса в этом не было.





Это было клубное заведение, каждый этаж отличался от предыдущего. Сам ресторан занимал 4 этажа.



Это интерьер ресторана.
 Помню, где-то в 70-е годы, скинулись по 5 рублей, и пошли в «Динамо». Выпивку брали с собой. Ели фирменное блюдо «мазурики». Это колбаски с грибным соусом и шариками из картофельного пюре, зажаренными во фритюре. Очень вкусно.В 90-е годы интерьер был переделан и ресторан стал ночным клубом «Динамо Люкс».
В 2007 году пытались его снести. Здание спасли и там сейчас развлекательный комплекс «D’Lux».



Один из посетителей написал: «Не рекомендую цей заклад нікому! Зіпсовано вечір і святковий натрій!»

Идем дальше.



На месте этой будки раньше был общественный туалет. Сейчас он потерял актуальность - люди здесь не ходят.

А теперь давайте опять вернемся на 100 лет тому назад и посмотрим, что тогда было на месте стадиона «Динамо».

Там тогда была часть Царского сада, который постепенно приходил в упадок. Сначала его передали из государственной собственности в городскую, но Киевская казна выделяла слишком мало денег для его содержания.
 1850-х годах город передает парк в бесплатную аренду сначала одному садовнику, который также, не справляется с уходом за огромным парком, а потом право аренды переходит к  известному садовнику Карлу Христиани. Именно он создает на месте бывшего озера и небольшой долины роз увеселительное заведение «Шато-де-флер» (с французского «замок цветов»). На территории «замка цветов» разместились: ресторан, пивная, летний театр и танцевальный зал. И все это - в окружении цветов в красочных клумбах







Сейчас «Шато-де-Флёр» назвали бы развлекательным комплексом! Вход на территорию был платным - около 40 коп. В то время - это зарплата рабочего за полный день погрузки угля. Заведение мгновенно получило признание у киевлян,  и стало одним из наиболее популярных в Киеве.
Переходим на другую сторону Петровской аллеи.

На углу, недалеко от места, где погиб в январе 2014 года Михаил Жизневский, поставили ему памятник.



Слева, где стоит каменюка, раньше был памятник советскому деятелю Петровскому



Памятник снесли.

Поворачиваем за угол и идем в сторону филармонии.



Это памятник Сергею Нигояну, убитому недалеко от этого места  в январе 2014 года.



Я помню, что ближе к филармонии, на откосе, где сейчас это панно, была могила Никифора Шолуденко.



Разведчик Шолуденко первым проник в центр города и повесил красное знамя над зданием горкома партии на площади Калинина (Майдан). Там и погиб. 
Могилу эту запомнила потому, что когда я только начинала встречаться со свом будущим мужем, он на свидание принес цветы. Мы собирались гулять по парку, и цветы были явно лишними. Я их положила на могилу Шолуденко.
Потом прах Щолуденко перезахоронили в парке Славы.

На прощание еще фото 100-летней давности этого места



Оглянувшись на пройденный путь в 1,5км. от Козловки до Петровской аллеи, подумала, надо же, 50 лет тому назад здесь просто прогуливались люди. Можно было зайти в ресторан или в Зеленном театре посмотреть фильм или концерт.
Сейчас на этом отрезке безлюдно, зато есть четыре ночных клуба разной степени финансовой доступности. Ну что тут кажешь - прогресс.
Дальше я села в автобус и поехала к метро.

Previous post Next post
Up