Что я помню о войне.

May 08, 2019 09:09


Когда немцы вошли в город, мне было три года. Жили мы на границе между Шулявкой и Лукьяновкой, на улице Володарского (сейчас Златоустовская). Помню только отдельные эпизоды. Много рассказывали родственники.

За забором соседнего дома был школьный двор. В здании школы размещалась жандармерия.



Здание ну улице Речной, в котором во время оккупации находилась жандармерия, а после войны была школа №141, потом был «Киевконцерт». Здание  снесли  в 2009 году.


Летом немцы  обедали на свежем воздухе во дворе школы. Мы были голодные, залезали на забор и кричали «немец, перец, колбаса…». Толстый немец всегда медленно доставал пистолет, а мы, не дожидаясь дальнейших событий, падали с забора как груши и в щелку наблюдали как немцы хохотали. Похоже, это было развлечением и для детей и для немцев.
Помню, меня потрясла сцена, когда два жандарма вели по нашей улице мужчину, а он громко плакал и вытирал слезы белым платком.
   Еще помню как немец дал мне конфету. Это был тюбик с леденцами. В то время у нас таких конфет не делали. Я радостно побежала показать маме и была в шоке, когда она выбросила конфету в печку. Ходили слухи, что немцы давали детям отравленные конфеты.
   Очень хорошо помню, что была все время голодной. Где доставали пищу мои родные не знаю. Бабушка расказывала, что она выменяла в селе мешок овса. Овес запаривали и так питались.
28 сентября 1941 года по городу были расклеены объявления:



Недавно я узнала, что в районе еврейского кладбища была железнодорожная ветка. Поэтому евреи надеялись, что немцы будут перевозить в другой город и шли добровольно.
   Большинство евреев эвакуировалось до прихода немцев. На три двора осталась одна еврейская семъя - это наши соседи с первого этажа. Семья состояла из моего ровесника Марика, его мамы и бабушки (отец был на фронте).  Бабушка Марика пришла за советом к моей бабушке и решила никуда не идти, а ждать с фронта сына.
   Когда на следующий день весь город знал о трагедии в Бабьем яру, то семья вынуждена была прятаться в сараях. Марик был рыженьким, не похожим на еврейского ребенка. Его выпускали днем погулять во дворе. Кормили всем двором. Так как сараи были в глубине двора и отгорожены флигелем, то немцы туда не заглядывали.
   Конечно, жители нашего двора очень рисковали, так как за укрывательство евреев - расстрел.



Марик и его родные пережили оккупацию, а потом переехали из нашего двора.

Я уже говорила, что в здании школы была жандармерия, а школьный двор примыкал к тылам наших дворов. Поэтому немцы объявили окрестные дворы запретной зоной  и выселяли всех, кто вызывал малейшее подозрение. Помню пришел к нам толстый немец с металлической бляхой на пузе. Я от страха залезла под кровать. Мама ему говорит «у меня киндер», а киндера нет. Она показала, что под кроватью. Немец полез и достал «киндера».Правда, я его успела укусить за руку .Так как я была совсем белобрысая, типичный арийский ребенок, то немец разрешил нам остаться.
    Во время оккупации неподалеку от стадиона в казармах содержали военнопленных из Киева и области. Они бросали в окна записки в надежде найти родных. Местных немцы отпускали домой, а остальных потом расстреляли в Бабьем яру. Помню, как женщины и дети стояли вдоль Воздухофлотского проспекта, когда военнопленных вели на расстрел, в надежде найти родных и спасти от расстрела.



1941г. женщины  под надзором полицаев возле ограды стадиона «Зенит» (сейчас «Старт»). Внизу справа за двухэтажным домом наш двор.
 Именно на стадионе «Зенит» состоялся знаменитый матч между Киевским «Динамо» и немцами. Советская пропаганда распространила легенду о том, что в девяти матчах, сыгранных командой «Старт» ( так она тогда называлась) она добилась победы над немецкой командой. Оккупанты запретили команде дальнейшие выступления и заточили в Сырецкий концлагерь летом 1942г. Потом всех игроков команды расстреляли (по официальной версии).



На самом деле было так: матч 9 августа 1942г. между командами «Старт» и «Флякельф» (команда зенитной части вермахта) стал предпоследним (афиша матча на Фото).
    А через 7 месяцев после матча (накануне 23 февраля 1943г. - к 25 годовщине Красной армии) подпольщики сожгли механический завод «Спорт», куда немцы привезли 100 саней для оковки.
. На следующий день, 24 февраля была проведена в ответ массовая экзекуция - расстрел заложников в Сырецком концлагере. Среди них было три футболиста, которые попали туда случайно при облаве и были расстреляны как заложники, а не как футболисты.
    Из этой трагедии возникла легенда, написано много «воспоминаний», снят художественный фильм. Хотя сохранилось фото, на котором весело улыбаются после матча «динамовцы» и немецкие футболисты. Но это фото было опубликовано только в 1992г. В статье Г.Кузьмина Правда о «матче смерти».



Когда  осенью 1943 года началось наступление советских войск, ночью пришел мой дед, который был в партизанском отряде под командованием Тимофея Строкача. Его послали, что-то разведать. Если бы немцы узнали, то постреляли бы всех. Но обошлось. Тогда мне было уже 5 лет. Помню, когда шли воздушные бои, зрелище было захватывающим.



Это двор, где прошло мое детство. С этого крыльца я наблюдала, как светили прожектора и горели самолеты. Одна из бомб попала во двор на соседней улице.
Когда фашистов выгнали, то жизнь стала налаживаться. В маленькой двухкомнатной квартире, кроме меня, мамы и бабушки жили еще кроли и поросенок. Потом нам еще подселили красноармейца.
   Я была вечно голодной, и не могла даже представить, что настанет такое время, когда можно будет пить чай с булкой  и маслом сколько хочешь.
Помню, что когда был салют 9 мая 1945 года, я от страха спряталась под лестницей соседнего дома.

Стало легче, когда заработали детские сады.



Выпускное фото 1946 года. Я в нижнем ряду пятая слева. Летом дети бегали босиком и не заморачивались по поводу одежды. Ее берегли и в детский сад, когда тепло, не давали.
Кстати, этот детский сад до сих пор функционирует.
Таким было у меня детство.

Сейчас, когда подкрадывается очередной психоз по поводу 9 мая, я вспоминаю Дарницкий концлагерь.
В лагере, работавшем с сентября 1941-го по сентябрь 1943 года, за два года погибли 68 тысяч человек. Всего через этот Дарницкий лагерь прошли триста тысяч человек.



В 2008 году я написала пост о лагере https://oldtortila.livejournal.com/22163.html
Поражает сравнение монумента и действительности





О погибших военнопленных как бы забыли.
    Мой дядя Коля тоже попал в окружение под Киевом. Ему удалось удрать и догнать отступающую советскую армию. Он тут же был отправлен в штрафбат, а родным сообщили, что пропал без вести. Вернулся домой летом 1945 года. На мои просьбы рассказать о войне отвечал, что не хочет вспоминать. Обратила внимание на то, что люди, которые дейтвительно прошли войну, старалиь о ней не вспоминать.
    Еще помню, как в моем родном НПО «Квант», перед очередным 9 мая по местному радио звучала бравурная музыка и поздравляли ветеранов. Народ разбежался на обеденный перерыв. В комнате остались жевать бутерброды я и Н.В.Корольков, ветеран войны и участник боев под Москвой. Вдруг, он поворачивается ко мне и говорит: «а знаете, если бы не заградотряды, Москву бы не удержали». Для справки, заградотряды были созданы в июле 1941 года « для борьбы с дезертирами, трусами и паникерами». То-есть, стреляли в спину бегущим с поля боя.

Сейчас, когда маразм с дедами на палках расползается по планете, я решила написать свои воспоминания.

Previous post Next post
Up