Киевская Швейцария

Apr 03, 2016 09:25



Когда я впервые увидела эту открытку столетней давности, сразу возник вопрос, а где это?
    Петербуржское издательство «Северное сияние», выпустившее открытку дало маху с определением места съемки. Во первых это конечно не Овруцкая улица, которая расположена на горе, а не в ущелье, а во вторых в то время улица называлась Овруческая, а не Овручская как на открытке.
    Сейчас трудно представить, где находится это ущелье.
    Ниже еще фото этой трамвайной линии, которая официально называлась Лукьяновской, но горожане назвали ее «Киевская Швейцария»





Местность, где проходил маршрут этой уникальной линии и по сей день называют Репяхов Яр.
  Трамвайная линия по Репьяховому яру была построена в 1904-1906 годах. Она связала две важнейшие точки: Кирилловскую площадь с Лукьяновкой, значительно сократив расстояние с нижней части города в верхнюю. Обслуживали линию трамваи №№ 18,20. Ездили они только летом, а зимой в объезд через Глубочицкую улицу.



На фрагменте карты 1913 года маршруты трамваев№№18,20. На трамвае №20 ездили от Думской пл. (Майдан) до Пущи -Водицы. №18 намного короче. От  церкви св.Федора (не сохранилась) до Кирилловской пл. (сквер возле стадиона Спартак). На  месте церкви сейчас забор (угол Овруцкой и Багговутовской).



Это фрагмент карты 1913 года, где обозначена трамвайная линия по ул. Нагорной и  Мстиславской (продолжение ул. Макаровской) до Куреневской пл. Авторы карты ошиблись, в действительности трамвай шел по специально оборудованному спуску без названия, который находился левее улицы. Это хорошо видно на плане 1925 года



Подольский спуск был прорыт в середине 50-х годов прошлого века и уничтожил кусочек ул. Нагорной, по которой шел трамвай. На карте 1913 года на нем написаны цифры 18 20. Поэтому сейчас трудно представить маршрут трамвая.
          Пассажиры недолго любовались пейзажами «Киевской Швейцарии». Лукьяновская линия действовала лишь до гражданской войны. Потом, когда в начале 1920-х восстанавливали городское хозяйство, ее не сочли нужным возобновлять.
         Один из наиболее живописных  участков Лукьяновской линии проходил как раз по дороге, которую в 1938 году назвали Врубелевским спуском. На сайте «Улицы Киева» о спуске сказано:» Фактически сохранилась только верхняя его часть (от Пугачева до гаражного кооператива в яру) и часть нижней. Все остальное представляет собой сплошные заросли с грудами строительного и прочего мусора на месте, где когда-то была дорога. Сейчас там невозможно не только проехать, но и очень непросто пройти»
  По иронии судьбы спуск со странной судьбой, на котором не живут люди, назвали именем художника со странной трагической судьбой. О судьбе Врубеля здесь
http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/poverzhennyj-demon-mihaila-vrubelya-947760/

На спутниковой карте хорошо видно, отсутствие жизни на спуске





«Киевская Швейцария» 1912 год

Чтобы иметь представление о том, где проходил маршрут «Киевской Швейцарии», я отметила его на современной карте



На карте видно как Подольский спуск резко оборвал улицу Нагорную, которая раньше соединялась с ул. Пугачева



Фото сделано из сквера в конце Нагорной. Столбики стоят на месте трамвайной линии, которая шла через нынешний Подольский спуск к улице Макаровской (Пугачева) туда, где сейчас хрущевки.
     Несколько лет тому назад мы хотели пройти по трамвайному маршруту, но обнаружили гаражи







За гаражами - джунгли. На этом путешествие закончилось.

Желающим прогуляться в дебрях Репяхового яра с ребятами из «Киевской амплитуды» сюда

https://www.youtube.com/watch?v=GqrHphSTipQ

Начиная с 2010 года готовится проект по застройке Репьяхова яра. Пока успели частично посносить гаражи



Учитывая сложность рельефа, отсутствие коммуникаций и кризис, надеюсь, что нынешняя экзотика Репяхового яра надолго
Previous post Next post
Up