Вильнюсский трамвай

Dec 15, 2017 08:23

Одна из находок в Вильнюсе которая побудила забраться меня в архив, это Трамвайная Улица (ну или Tramvaju gatve). Я как то был в Антоколе и мой взгляд зацепился за вывеску на доме - Трамваю. Думаю странно - в Вильнюсе же нет трамвая. Оказалось, на этой улице было трамвайное депо и трамвай в Вильнюсе был, причем в годы Российской Империи он был конным (ну или конка в простонародье)



Но про все, по порядку.
В 1886-м году в связи с растущим населением города было принято решение создать в Вильнюсе трамвай. Причем планировалось 4 линии:
1) Зеленый мост - Вильняус Гатве
2) Вокзал - Зеленый Мост
3) Пилимо - Майроне
4) Кафедральная площадь - Военный Госпиталь в Антоколе
Путевое развитие проложили Андрей Горчаков и Моисей Лиаховский, а управлять движением поручили Российской городской и пригородной компании (РЖД). Трамвайный парк же построили между Смелио и Грибо - так то улица и получила название Трамвайной.



В 1893-м году было открыто 3 линии, от станции до Зеленого моста, Жверинас - Ужупис по Гедимина и Кафедральная площадь - Антоколь. Сам же трамвай работал с 7 утра и до 10 вечера. Когда все вагоны были в порядке - на маршрутах было до 28-ми вагонов. Дума установила стоимость проезда в 5 копеек и запустила новую городскую сеть. Правда к 1900-му году появился билет второго класса за 3 копейки, а первоначальная цена осталась для пассажиров первого класса.



В 1909-м году трамвай в Вильнюсе перевез 2.5 миллиона человек и к тому моменту уже был план перехода на электричество, тем более что старые вагоны часто ломались, да и линиям нужна была реконструкция. Еще в 1899-м году горсовет был готов выкупить конку у РГПК и вместе с бельгийскими и российскими компаниями обсуждал электрификацию. Планировалось расширить несколько улиц, даже снести некоторые дома. Большая часть земельных участков под новый трамвай даже была выкуплена, но тут вмешался случай, а потом началась Первая Мировая.
Случай же был такой. 26 сентября 1908-го года Юзеф Пилсудский с сотоварищами ограбил почтовый вагон на станции Бездониу. И как назло именно в этом вагоне были деньги, которые предназначались для строительства электрического трамвая. Вообще Пилсудский сначала планировал ограбить банк в Киеве, но решив что это слишком опасно, почему и было принято решение ограбить поезд. Так 200 тысяч рублей оказались в руках будущего героя Польши. Примечательно, что с ним было еще два будущих премьер-министра Польши.



После первой мировой трамвай в Вильнюсе возродился. Людвигус Пигутковскис возродил трамвай в новом виде. Вместо лошадей было принято решение оснастить вагоны бензиновым двигателем. В народе это часто ломающееся (двигатели и вагоны были старыми) чудо было прозвано поросенком в честь фамилии инженера. Трамвай поработал 2 года и был закрыт.



Пути же были демонтированы только в 1932-м году, причем часть из них использовали для подвозки материалов при ремонте кафедрального собора

P.S.
Идея бензинового трамвая кстати не умерла - пока я искал материалы про бензиновый трамвай в Вильнюсе, случайно нашел такой же в Киеве в 30-е, но что удивительно - ходил такой и в конце 90-х в Грузии.


Вильнюс, Российская Империя, Литва, Трамвай, Пилсудский

Previous post Next post
Up