- Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!
Пушкин о сабже
Суть приема
В случае "ненадежного рассказчика" (unreliable narrator) происходит нарушение негласного договора между автором и аудиторией, согласно которому событя описываются такими, какие они есть. Чаще, если автор все же предпочитает "сыграть не по правилам", факт обмана известен изначально, как в случае, когда вы берете в руки рассказы Мюхаузена или "Записки сумасшедшего". От лица ненадежного Бенджи ведется рассказ в "Шуме и ярости" Фолкнера, что не мешает нам с интересом следить за сюжетом глазами идиота. Рассказ По "Сердце-Обличитель" можно отметить в качестве промежуточного случая: о невменяемости рассказчика мы догадываемся постепенно, по мере все большего расхождения его мира и реальности. Мы, однако, говорим о концах, а значит нас интересуют случаи, когда факт отхода от правил не разглашается до развязки. Именно в этот момент обманутый читатель может испытать настоящий разрыв шаблона.Примеры использования
Один из ранних случаев использования приема в литературе - одна из сказок "1001 ночи" дает нам сразу восемь ненадежных рассказчиков. С одной стороны - куртизанка, не сумевшая солазнить королевского отпрыска, и обвиняющая того в применении силы. С другой - семь визирей, пытающихся оправдать королевского сына, изобличив куртизанку во лжи. В "Лунном камне" Коллинза мы имеем детективное расследование, поданное через рассказы разных участников. Эти рассказчики ненадежны, а их показания противоречат друг другу, однако именно расхождения позволяет допытаться истины. Меньше повезло с рассказчиками сыщику из "В чаще" Акутагавы, но об этом мы поговорим ниже.
"Ненадежный рассказчик" - случай редкий, а потому ценный. Сложность тут в первую очередь исполнительская: весь сюжет необходимо передать глазами одного персонажа, который в итоге оказывается не тем, за кого себя выдает или не тем, кем кажется нам. Это своеобразный пример узнавания, только узнаем все мы, читател и зрители. Автору и героям все известно заранее. Следует выделить три типа ненадежного рассказчика, определяющих три типа неожиданного конца:
Рассказчик - не человек. Чаще всего - зверь. В мультфильме, скажем, "Записки Пирата" все известно заранее - дневник ведет пес по имени Пират. А вот в "Нике" Пелевина глаза читателю раскрывает лишь последняя строчка: "...я уже
никогда не буду стоять у своего окна, держа на руках другую кошку". То же и в "Затворнике и шестипалом". Осознание, что весь рассказ шел от лица бройлера заставляет перечитать книгу еще раз. Случается, что смысл ненадежности состоит в смене пола. Ну, в смысле, что мужчина оказывается женщиной и наоборот. Так происходит в фильмах "Жестокая игра", "Кровавая жатва" и "Цвет ночи".
Рассказчик - убийца. А также преступник или, как минимум, врун.Такой авторский обман стал настоящей путевкой в жизнь для Агаты Кристи. Ее роман "Убийство Роджера Экройда", обидивший многих читателей из-за нарушения канонов детектива стал все же визитной карточкой будущей Королевы жанра. Отметим, что Чеховская "Драма на охоте" с тем же поворотом появилась куда раньше. А еще раньше был Эдгар По и его ранняя новелла "Ты еси муж", получившая развитие в таких книгах как "Тайна Биг Боу" Зангвилла и "Тайна Желтой комнаты" Леру. Потом были "Кот-домушник" Бейли, "Пригласите Форчуна" и "Решающая улика" Хэя. И все это до "Экройда".
В кино наиболее изветным примером с таким приемом без сомнений являются "Обычные подозреваемые". Кружка кофе с именем "подельника" на этикетке разбивается в руках следователя вместе с догадкой зрителей: хромоножка все сочинил! Похожий поворот событий раскрывается в конце фильма "Яма" и "Видок".
Пример положительного рассказчика-преступника можно наблюдать в "Жизни Дэвида Гейла".
Рассказчик не жилец. В смысле не Станислав Ежи Лец, а труп. Номинант (см. ниже) тут тоже в общем бесспорен, но ради отметим, что фильм с аналогичным сюжетом но без всякой мистики были и раньше. К примеру олдскульный фильм 86-го года "Сошедшие с небес" с Абдуловым и Глаголевой. После войны жизнь Сергея и Маши возвращается в нормальное русло. Они пытаются найти себя в ней, решают бытовые проблемы, растят сына... В конце фильма действие переносится назад, в военные годы и выясняется главное… - в трагические дни 42-го в Аджимушкайских катакомбах не выжил почти никто. Лет за сто до Кунина поведал подобную историю Амброз Бирс в "Случае на мосту через совиный ручей". А лет за 30 этот прием использовал Николай Евдокимов в рассказе "Степка, мой сын". Сходным образом воспминания главного героя пьесы "Олдскульщик"
оказываются лишь вспышками памяти, пока летит пуля.
Отдельный случай - когда мертвым (по причине частичной ненадежности рассказчика) оказывается не сам герой, а кто-то из его знакомых, как например, мать героя хичкоковского "Психо". Встречается это прием "Левиафане" Акунина, в м/ф "Верните Рекса" и даже в одной из серий "Клиники".
Номинант
И все же самый культовый пример - "Шестое чувство". «Все, кого я вижу, на самом деле мертвецы» - произносит герой Уиллиса в "12 обезьянах". Эту же фразу произносит Коул Сиэр уже в адрес амого Уиллиса. Дальше вы сами знаете. После "Чувства" были еще "Другие" и им подобные, но эффект от развязки был уже не тот.
Картинки
Сущность ненадежного рассказчика
Бывает и
такое