Feb 03, 2012 18:37
Заметки о пейзаже и пейзажистах в фотографии.
I
Здесь я буду выкладывать некоторые заметки о пейзаже как виде фотоискусства и искусства вообще. Сразу оговорюсь, что все сказанное далее в этих заметках относится к тому, что принято называть фотоискусством, и к огромному количеству остальных занятий людей с фотоаппаратами отношения не имеет.
Поскольку, исторические корни пейзажа как искусства уходят в далекое прошлое прежде всего восточной философии, то надо очертить точные мировозренческие рамки восточного и западного восприятия предмета искусства вообще, и затем фотографии в частности. Исторически сложившиеся. И дальше, когда зайдет разговор об отдельных фотографах, станут более понятны их, иногда необычные, работы. А от понимания до признания совсем недалеко.
Отличия между восточным и западным менталитетом, культурой и философией имеют глубокие исторические корни и оказывали, и оказывают огромное влияние на искусство вообще и фотоискусство в частности. Эти взгляды отражаются и в философии, религии и общественных процессах. Разговор об этом может быть очень долгим и убогость сетевого общения не позволяет поговорить про это более аккуратно, поэтому здесь только тезисно.
В восточном менталитете традиционный подход это примат общественного и подчинения коллективному или традиционному мнению. Общество сильно общностью коллективного взгляда. В искусстве это приводит к тому, что индивидуальность автора, его оригинальный взгляд становятся второстепенными или ненужными вообще. Автор начинает пробиваться на вершину фотоискусства, если он аккуратно и талантливо воспроизвел уже известный взгляд или стиль. Если в снимке виден сам авторский почерк или его индивидуальность, то он либо еще не научился мастерству, либо профнепригоден.
Это абсолютно противоречит западному менталитету, где традиционно считается, что общество сильно, когда сильна каждая отдельная личность. Соответственно, в фотоискусстве, если ты не оригинален и у тебя нет своего стиля, ты никуда не пробьешься.
При этом оба взгляда не исключают творчествa. Сделать интересную серию снимков с демонстрацией лучших традиций стиля и вкуса иногда не менее сложно чем придумать новый стиль. Причем этот новый стиль не обязательно будет эстетически более привлекателен. Это важно.
В восточном взгляде автора не должно быть видно, он, как бы, исчезает и зритель видит что то 'обьективное' существующее без его ведома. Т.е. автор только может приблизиться к тому, что создано 'высшей эстетической силой' или, если угодно, 'божьей эстетикой'. Он только улучшает то лучшее, что создано поколениями до него, приближаясь к заветному идеалу. И любая демонстрация собственного почерка это надругательство над созданием творца. Автор только отражает мир, он только инструмент изображения, он не творец...
Конечно, и на Западе, и на Востоке есть фотографы, работающие в одной стилистике. Да и многие фотографы из Восточной Европы, переехав на Запад, реализуют свои оригинальные взгляды и успешно работают в фотоискусстве. И разделение часто условно. Это некая историческая традиция.
***