О времени основания Смоленска (о граде Владимире Смоленском)

Sep 11, 2008 11:08



Как известно, в Повести временных лет (летописный сборник начала 12 в.) Смоленск упоминается в легенде об Олеге Вещем, который якобы захватил его прежде Киева,  посадив туда своих наместников. Константин Багрянородный в середине 10 века упоминает среди русских городов Милиниску, как считает большинство авторов родоплеменной центр смоленских кривичей, древнейший Смоленск.

Между тем наиболее ранние археологические слои современного Смоленска относятся к 11 веку. Отчего возникло мнение о переносе древнего поселения на новое место. На мой взгляд в летописи есть некоторые основания для гипотезы о том, что год основания нового города Смоленска  - 990-й.

В литературе не раз обсуждалось известие поздних летописей об основании Владимира Залесского Владимиром Святославичем вскоре после крещения. Это известие вызывало сомнение, так как город не упоминается в летописи до 12 века.

Вряд ли однако сию ошибку можно объяснить, как это обычно делается, тем, что в предании спутаны два Владимира - Владимир Святославич (980-1015) и Владимир Всеволодович Мономах, настоящий основатель города.

Дело в том, что в большинстве вариантов летописной легенды есть несколько немотивированных добавлений, конкретизирующих место основания города вне Суздальской земли.

В летописи Авраамки, опиравшейся на древний хронограф особого состава, под 6497(989?) г. помещена следующая запись: “... и потом пришед из Киева (князь Владимир. - О.Р.) в Словенскую землю, и постави град во свое имя Володимер, и постави церковь деревяну святую Богородицу съборную. и спом осыпа, и люди крести, и наместники посади, и прииде в Киев”.

Аналогичные упоминания "Словенской земли" под 989-991 гг. есть в Супрасльской, Устюжской, в “Великих Четьях-Минеях”, в Тверской и Густынской летописях. Причем переписчики, понимая под владимиром несомненно город на Клязьме, вынуждены были неуклюже пояснять появление в исходном тексте более древнего невесть откуда явившегося ориентира.

Например в Тверской после заголовка “О граде Володимере Залесском, иже в Суждальской земле на реце Клязме” есть такая запись: “В лето 6498. Поиде Володимерь в Словянскую землю и страну Залесскую, и в Суждальстей области и Ростовстей постави град в свое имя Володимерь...”  Автор поясняет, что он имеет в виду не Новгородскую, а Ростово-Суздальскую область, расположенную в Залесской стране. Почти аналогичными являются сообщения “Великих Четьей-Миней” и Густынской летописи.

В некоторых летописях (например, в сокращенном летописном своде 1495 г., в Вологодско-Пермской летописи, в Русском хронографе) вместо “Словенская” стоит “Смоленская”.  Так например в сокращенном летописном своде говорится: “...иде Володимер в Суздальскую землю, в Смоленскую землю...”.

Я не вижу оснований полагать случайность появления Смоленской-Словенской земли в данном тексте. Хорошо знакомый залесским летописцам Владимир на Клязьме врядли могли произвольно поместь у Смоленска или в Новгородской волости.  Проще допустить обратную зависмость - имя г. Владимира "притянуло" Залесскую землю, а город в Новгородской или Смоленской земле был отождествлен с Владимиром Залесским (12 в.).

Второй важный момент. В большинстве вариантов Владимир крестит "всех людей" или что еще интереснее во многих вариантах не всех, а "всех русских людей" и "наместников". Выделение "русских людей" как бы среди прочих весьма архаично и созвучно Правде Ярослава, выделяющих русин (подданных киевского князя) среди словенских мужей.

Крещение и по времени и по составу крестивших (Иоаким Корсунянин, иногда  Федор или Фома, епископы, присланые константинопольским патриархом Фотеем) явно относится легендой к древнейшему времени первоначальному распространению христианской веры, то есть ко времени крещения Новгорода и Киева. Ряд вариантов сообщает, что после крещения Ростовской земли (“Великие Четьи-Минеи",  Синопсис)  князь Владимир пошел в Новгород, где поставил епископом Иоакима Корсунянина.

Итак предполагаю, что все тексты восходят к древнему известию о крещении руси и наместников в Смоленской или Словенской земле и основанию на территории словен или кривичей в 989-990 гг. града, т.е. крепости Владимир.

Выбирая между Смоленском и Словенской землей, следует признать Смоленск первоначален по следующим причинам:

1. О крещении Новгорода сообщается отдельно и в других выражениях.
2. Смоленск лежит как раз на пути в Новгород и его не могли миновать спутники Иоакима.
3. Эту крупнейший племенной центр управлялся наместниками. Наместники в Смоленске появились со времен Олега Вещего.
4. Примерно в это время (на рубеже 10-11 вв. во время правления Владимира, именем которого назван новый град) центр земли Смоленск (а Новгород видимо ранее) был перенесен на новое место/оформился как княжеский город.
5. Именно в Смоленске, а не в Новгороде соборная церковь была Успения Богородицы (в 1101 г. Владимир Мономах поставил ее каменную).

Посему наиболее верным думаю следует признать следующую версию фразы, воходящую очевидно к несохранившейся части Новгродоской Первой летописи Старшего Извода. А именно чтение Софийской I:
(В лето 6498) "Пришед из Киева в Смоленскую землю и постави градъ в свое имя Владимер и спом осыпа, и церковь Святую Богородицу зборную деревянную постави и вси люди крести русскыя и наместники".

Гипотеза:

В древнее время существовало предание, согласно которому князь Владимир после крещения Киева и по пути в Новгород крестил смоленскую русь и смоленских наместников. А также основал на некотором удалении, а именно в 12 км  от прежнего Смоленска (Гнездово) княжескую крепость и опорный пункт в земле смоленских кривичей.  Этот град получил название г. Владимир. Однако после запустения  старого Смоленска (Генздово) и переселения значительной части смольнян поближе к Новому городу, Владимир воспринял название старого племенного центра Смоленск  (также как Переяславль-Рязанский было вытеснено названием Рязань).

Между тем название Владимир (Смоленский) нашло отражение в ряде источников. Нестор сообщал, что город этот (Владимир Смоленский) был дан в удел св. Борису. При брате во Владимире в 1015 г. находился видимо и св. Глеб, который видимо в отсутсвие Бориса (в походе на печенегов) занимался там подготовкой путей и мощением гатей для похода на Новгород и Ярослава.

В конце 11 веке имя города видимо стало забываться. Нестор истолковал пребывание Глеба во Владимире Смоленском, как пребывание с отцом Владимиром в Киеве. И вынужден был изобрести его бегство на Смядынь.

Может быть другая легенда (ПВЛ, Сказание наало 12 в.) определила место Владимира в Ростовской земле, отождествив его с недавно отстроенным градом Владимиром на Клязьме. Таким образом владимирские (смоленские) князья Борис и Глеб стали "ростовскими" (ростовским и муромским). А для перемещения Глеба из Суздальской земли обратно в Смоленск была придумана неуклюжая история лестью Святосполка и поломкой коня на Смядыни...

Вот так (с боольшой долей несерьеза конечно). :)
 

хронология, древнерусские города

Previous post Next post
Up