А мы не знаем куда направлялись те послы, которые дошли до Ингельгейма - может они как раз и шли в исконную Русь, то есть на Рюген. И я думаю, что скорее всего туда и шли. До Рюгена через Ингельгейм добираться вполне логично, кстати говоря! Можно - через Днепр, потом Двину - в Рижский залив или Ловать с Волховом и через Ладогу в Финский залив и на Балтику. И так до Рюгена. Но можно были и через Дунай и Ингельгейм. И кстати каган на Рюгене мог править с той поры, как Атилла назначил русского короля ещё с тех кремён, когда гунны победили ругов русов по саге о Тидреке Бернском. Тогда же Атилла назначил русского короля в саму Русь! И тогда же русские и могли подцепить кочевнический термин "каган" в своё высшее титулования власти. Я тут набросал примерно что мы знаем:
Кстати этот текст я подкорректировал - в Слове о полку Игоревом не каганье время упоминается, а просто когань Олег. Что тоже не мало. А титул каган у тюрок всё же и правда хорошо известен в источниках. Ою этом арабы пишут. Упоминается он также на Тибете.
При этом, в Восточной Европе, судя по всему какая-то база у руси уже была - может быть ещё на севере, а может быть уже и в Киеве, только если про Киев речь, то вероятно не подчинявшаяся ещё местной восточно-европейской русской династии, потомкам Рюрика. В Киев же даже по ПВЛ сначала ушли Аскольд с Диром. Хотя они ушли туда вероятно ближе к 860 году всё же, если на ПВЛ ориентироваться. Но там могли быть и более ранние русы. Ибо оттуда ходить на Константинополь конечно намного проще, чем с Рюгена. Но при этом они могли подчиняться ещё Рюгену, считать себя представителями рюгенского кагана. Кагана острова Руси, как его арабские тексты называют. И обратно могли идти к главному своему босу - на Рюген, на Аркону.
Но каган из БА скорее всего был от аваров. Это вполне будет также соотносится с "русами" из Центр.Европы. Возможно, что некая группа русов и авар мигрировала в ВЕ после окончательного исчезновения Аварского каганата. Вот и "каган русов". Но для нас важно, что этот "каганат росов" из БА не носил названия типа "Русь". Во всяком случае в источниках такового не фиксируется.
Про аваров там нет ничего. При этом по арабским источникам мы знаем, что островом Руси правил каган. Арабы много раз это повторяют. Значит этот термин вероятно рюгенский ещё. Хотя восточноевропейских русских каганами тоже частенько называют - в тексте у меня перечислено. Русские получили этот степной азиатский титул вероятно ещё во времена Атиллы, который победил русских и назначил им короля, о чём свидетельствует Тидрек сага. Вероятно тогда русские могли позаимствовать и этот титул власти. Видсид тоже фиксирует некоего короля хольм ругов по имени Хагена. Этот титул с русскими вероятно ещё со времён Атиллы и он явно бытовал на Рюгене.
Так от аваров легко выводится титул кагана. Притом известно об упоминаниях русов в источниках касательно Центр.Европы(напр.Раффельштеттенский ТУ).
Притом, авары приходят в Подунавье в 560х годах, а последнее упоминание о дунайских ругах это 550е годы. Т.е. в Центр.Европе могла возникнуть в это время некая славяноязычная элитная группа, относящая себя к потомкам ругов, но имеющая славянское название(типа "рузи"\"русь".
Можно допустить, что после разгрома авар франками, где-то в 810-820х гг, часть этой группы, с частью авар, мигрировала в Вост.Европу и создала там свою политию - "каганат росов"(из БА). Каганом же стал славянин из этой группы русов. И что интересно, можно также предположить, что этот каган был христианином, ибо в 805 г. каган авар принимает христианство. Тогда объясняется почему Феофил так беспокоился об этих росах-посланниках в своём письме к Людовику(т.е. тут не только некий выгодный договор, который предлагал Греку этот "каган росов", но и союзник-христианин, а не язычник).
Относительно существования титула кагана на Рюгене, то это очень сомнительная версия, так думается.
Авары тоже могли принять участие в этом. То есть от аваров русь тоже могла позаимствовать этот степной, азиатский титул. Тем более, что авары доподлинно этот титул использовали.
Но я думаю, что это могло произойти и раньше, ещё от гуннов. Хотя относительно гуннов мы точно не знаем, использовали ли они, в принципе, этот титул власти. Или носили какой-то другой. Ибо греки с римлянами их высшего титула, в отличие от титула авар, в своих источниках не зафиксировали и называли их только по-своему архонтами или рексами. Однако, учитывая популярность и просто таки тотальность титула каган у степняков - вполне вероятно, что гунны тоже управлялись каганом.
При этом в Тидрек саге, которая описывает в том числе центрально-европейских ругов (но видимо и южно-балтийских тоже, хотя тогда они вероятно ещё были одним целым), именуя их естественно, русами, указывается, что рассорившись с Аттилой, руги/русы проиграли ему войну, после чего Аттила назначил из их числа короля в Хольмгард, то есть в Русь. И вероятно на тот момент речь именно о Рюгене, о "хольме", то есть острове в Гардах (то есть на Южной Балтике, которая характеризуется большим количеством всяких гардов, то есть городов и крепостей в названии которых присутствует слово "гард" (их и до сих пор там полно). До Новгорода на Волхове конечно оставалось ещё несколько веков. И именно тогда руги-русь могли получить от гуннов этот титул каган. А титул этот был весьма славный, ибо много народов и большая сила подчинялись ему. И они вполне охотно могли его принять.
Насчёт Рюгена - арабские источники неоднократно повторяют мысль, что остров Руси управляется каганом Руси. Если остров Руси это Рюген (а разумеется, это именно так и есть), следовательно, Рюген и был той землёй Руси в которой изначально сидел русский каган. И восходит это вероятно к назначению рюгенского короля Аттилой.
В Видсиде тоже присутствует утверждение, что Рюгеном, точнее хольм ругами, островными ругами правит некий Хагена:
ætla weold Hunum, Этла правил гуннами,
Eormanric Gotum, Эорманрик готами,
Becca Baningum, Бекка банингами,
Burgendum Gifica. бургендами - Гивика;
Casere weold Creacum Кесарь правил греками,
ond Cælic Finnum, а Кэлик финнами,
Hagena Holmrygum Хагена хольмрюггами,
Аттила правил гунами,
Германарих - готами,
Кесарь греками (но это для любого периода справедливо)
Хагена правил островными ругами.
Значит этот титул у ругов появляется ещё во времена Аттилы. И бытовал именно на Рюгене. А из него попал и к нам, в Восточную Европу. И я полагаю, что послы росов, которые побывали в Византии, а потом и в Ингельгейме - вышли именно с Рюгена. Именно поэтому Людовик мог решить, что это свеоны, может быть те были в их составе, а может речь о том, что в их землях текла река Свина, которая и сейчас там течёт, или просто о том, что они живут на островах в Балтике, а ещё во времена Карла Великого - обитателей остров Балтики франки описывают как свеонов. Это в тексте времён Карла присутствует. Хотя вероятно по пути к грекам они прошли и через восточно-европейские владения ругов-руси, через какие-то первоначальные их фактории там и колонии, которые Русью, как государством ещё не назывались. Но всё же уже вполне могли существовать. Наверное и на севере - в Ладоге, Любше, а может и в районе Киева уже что-то. А вот обратно они пошли через Дунай. Но не свернули на север в районе Кракова, чтобы выйти по Висле в Балтику, и даже не пошли в Прагу, чтобы подняться по Влтаве и Лабе на север, а дошли до Ингельгейма, ибо им представилась хорошая возможность побывать у франкского императора и вероятно от такой возможности они не отказались.
В этом перечне ведь нет титулов, перечислены лишь имена правителей. "Кесарь" - это условное общее имя правителей Византии, и оно употреблено здесь именно как имя, а не как титул, хотя термин "кесарь" и имеет ещё значение титула.
Хаген - это известное германское имя эпохи раннего средневековья. Так звали одного из персонажей "Сказания о Нибелунгах", антигероя, врага Сигурда. Т.е. Хагеном обозначен правитель "островных ругов", но это имя правителя, а не никак не титул.
Если в поэме упоминается и Этли(Аттила), то значит это время поздней античности, когда существовали ещё и античные руги(которые не славяне). Т.е. германское имя(Хаген) у правителя ругов здесь вполне уместно.
Отсюда следует, что речь в "Видсиде" идёт об имени, а совсем не о титуле. Т.е. "каган" тут не имеет места.
Я знаю про имя Хагена, или Хаген. И оно и правда пару раз упоминается в источниках, в томи числе в песне о Нибелунгах. Но может быть - это как раз не просто германское имя, а слово превращённое в личное имя дикими германцами после того, как они познакомились с титулам каган? Ведь что ни говори - хаканус, каганус, каган, хакан (у арабов в оригинале), хагена, хаген это весьма близкие формы.
Насчёт упоминания имени Хагена у ругов с Рюгена во времена Видсида да, конечно подразумевается, что это личное имя. Но не факт, что это не есть на самом деле, упоминание их титула власти, который был адаптирован в личное имя. Также как у греков - титул кесарь был упомянут по сути на правах личного имени. Возможно англы как раз перепутали ругский русский титул власти каган, который достался тем ещё от гуннов с германским именем Хагена, которое и само, я полагаю, может восходить к тому же самому титула власти степняков.
Так это перечень именно имён, титулов там нет. То, что "Кесарь" имеет ещё и значение титула совсем не означает, что слово употреблено именно в занчении титула. Оно - в значении имени, как и все остальные. Это вроде очевидно.
Но никто не знает в Европе и не слышал, чтобы правителя Рюгена называли "каганом". А ведь это необычно, и без сомнения бы привлекло внимание. Но такового не наблюдается. Значит версию о "кагане" на Рюгене видимо придётся всё-таки оставить.
Да - конечно и Хагена и Кесарь упоминаются в данном тексте на правах имён. Но ведь Кесарь именем не являлось на самом деле, а было титулом. Древние английские сказители, написавшие Видсид - ошиблись, приняли титул "цезарь, император" за имя, расценили титул греческого владыки, в качестве его личного имени. Следовательно, такой же случай мог произойти и с Хагеной. Может и финский Кэлек кстати тоже был на самом деле титулом.
Ну тут мы не знаем причин почему европейцы обычно своими формами называли русских правителей. Однако в Бертенских анналах и в Видсиде что-то сохранилось. Европейцы и восточно-европейских русских князей именуют только королями, князьями и герцогами. Хотя русские из ВЕ на самом деле титул каган точно знали и это прямо зафиксировано в древнерусских источниках. Но европейцы почему-то предпочитали свои титулы.
Однако у нас при этом есть прямые и многочисленные свидетельства арабов о том, что островом Рус правит каган Рус. И это, на мой взгляд - не мало.
Кроме Ибн Русте нет свидетельств, что островом русов правит каган русов. Остальные авторы лишь заимствовали это у Ибн Русте.
Ибн Русте лишь соединил два старых сюжета об "острове русов" и о "кагане" русов в один. Притом оба этих сюжета изначально относятся к IX веку, т.е. это сведения заимствоваванные из прошлого, а не современные автору.
Даже если бы это был один Ибн Русте - это уже немало! Это важнейшее и прямое свидетельство. Но при этом он всё же не один, арабов, персов и турок с островом руси - дофигища. И некоторые из них добавляют весьма интересные детали, которых у Русте нет. Откуда они их брали? Я полагаю - подходили к руси и расспрашивали про их остров и кагана.
Это лишь трактовка, что он соединил эти сюжеты, которую Вы почему-то предлагаете. Но она не является обязательной. И русь вполне могла рассказывать арабам про свой остров и в 10 веке и в 11 и даже в 12 - и непосредственно лично известную им информацию, и всякие предания.
Да с чего им было не знать-то? Как они могли этого не знать? Ей богу странная идея. Если вон даже до Пушкина дошла фольклорная информация о процветающем, богатом, изобильном русском острове, по сути главной и лучшей части Русской земли, который ведёт торговлю со всем миром. Сказка о Царе Салтане - это что такое? Откуда он это взял? По магическим событиям - это пересказ сказок типа "по локоть ручки в золоте, по колено в серебре" про "святого Егория", где бог весны, победив врага и вернув престол, ходит творит всякие чудеса - природу оживляет, города появляются и прочее! Энергия созидания. Это бог Ярила, или весенняя ипостась Перуна, наверное. Всё то, что делала царевна Лебедь в сказке Пушкина в этой сказке, на самом деле, делал Ярила, "святой Егорий". И короля там зовут Додон. У Пушкина тоже есть и Додон/Дадон и Гвидон. Ещё это кстати похоже на Бову Королевича. Впервые Бова Королевич, сын русской принцессы Ринды с Рюгена, с Арконы, упоминается у Саксона Грамматика он потерял престол в борьбе со злым королём а потом вернул себе этот престол. Это то же самое предание о чередовании времён года. И он был сыном Одина. Потом по всей Европе про него рассказывали и там был и Додон и Гвидон. Но первое упоминание этого персонажа у Сакона - Bous. Сын русской королевы Ринды и Одина. Один - это видимо то, что у нас выглядело как Додон и Гвидон. Саксон расценил это как Один. Но это видимо Рюгенский вариант предания о Яриле, весеннем боге. И Пушкин пишет про процветающий русский остров и там у него и Гвидон, и царевна Лебедь которая творит все чудеса, которые творил, на самом деле Ярила. И у Пушкина, как и положено, этот сюжет разворачивается на русском острове, изобильном и торгующем со всем светом. И даже с Салтаном. Которого Пушкин в папы Гвидона переопределил. Но исходно видимо, султан - это просто тот, с кем этот остров торговал. А Вы говорите они в 12 веке не помнили, или в 10! Когда даже Пушкину про этот остров вон рассказали!
В 11, 12 веках, когда в "Киевской Руси" начали писать собственные тексты, там просто всё это не приветствовалось, ибо остров этот никак не участвовал в поклонении еврейскому раввину, вертикального взлёта, из которого его поклонники упорно стали изображать бога и по нескольку раз в день службы ему вести! Восточно-Европейская Русь приняла, как и прочий тогдашний мир, поклонение этому персонажу. А Русь Балтийская про это и слышать не хотела до 12 века. Но это не значит, что русы из ВЕ забыли про свой остров. Тогда не то, что двоеверие ещё было. Тогда по сути только в некоторых главных городах стояли поповские церкви, а народ в массе своей, включая потомков русов, и знать ничего про еврейского раввина не знали. И все продолжали верить в то, во что и раньше верили! Вон ещё в 16 17 веках попы сокрушаются что народ массово и Перуна почитает и Купалу и прочих! И "богородица", мама их еврейского раввина, по этому поводу сокрушается и плачет! :))) Это только потом, с течением веков им в основном удаётся подменить народные верования на заметную часть (да и то не полностью) и пропихнуть везде этого своего обожаемого летающего раввина (а к нему реально по ходу сказок про его жизнь, известных как "святое писание" постоянно обращаются как "ребе", многократно - он реально раввином и был, даже по тексту этих его "приключений"). В Слове о полку Игоревом даже ни малейшего намёка на этого раввина нету! Ни малейшего - ни один из героев ни разу ни перекрестился, ни помолился "господу", ни вспомнил ни пол словом этого "бога". Даже близко ничего нет.
Но в русских сказках нет кагана, и если бы такой титул существовал, то он наверняка бы попал в сказки. Простой вывод.
Так про остров никто не спорит, разговор о том, что на Острове якобы правил именно каган. Вот здесь явный абсурд.
И повторюсь снова: русь ставила свои крепости в ВЕ на "островах", или на участке территории огороженной водой. Это очень удобно и для безопасности в том числе. Т.е. "остров русов" у арабов получил широкое значение как некоего условного образа обитания русов. И хотя изначально "остров русов" возник именно от Рюгена, расширение этого термина никак не противоречит общей ситуации для обозначения локализации русов у арабов.
В сказках каган вроде не упоминается, хотя это неплохо бы уточнить. Но сказки подверглись существенному шифрованию - все реальные имена были заменены на всякие там Иваны, Марьи, Василисы, Елены, Егоры, Георгии прочие Елисеи. Которые разумеется в языческих гимнах и мифах, коими являются многие сказки никак не могли присутствовать. Но однако за рассказы языческих мифов с какого-то момента можно было на "святой Руси" легко и просто костёр схлопотать, или выдавливания костей из пальцев, которыми на гуслях играли, а потом четвертование и повешенье! Ибо такие твари на Руси тогда власть удерживали и молились этому своему раввину, по несколько раз в день, выставляя его богом. Поэтому языческие мифы и гимны стали превращаться в повествования про всяких там Ивана Царевича, Ивана Дурака, про Василису Премудрую, Марью Моревну и прочее в таком духе. И каган, как символ власти в Древней Языческой Руси тоже мог по этой причине быть отцензурирован оттуда.
Но в источниках русский каган имеется. Почему с этим надо бороться?
Насчёт острова Руси - всё таки у арабов он чётко описывается, как остров посреди моря, или сразу и на море и на озере (и Рюген очень похож на эту картину). И на нём множество городов и народа и правит каган.
Я кстати допускаю, что полученный от гуннов титул каган (но может и от аваров, хотя Тидрек сага про гуннов говорит) у ругов руси вполне мог сосуществовать и с заимствованным у германцев князем, и с титулами типа владыка, воевода, которые характерны для всех славян, а равно и с титулом типа король, который был взят у франков всеми славянами, может у них и какие-то свои исконно ругские титулы были, которые римляне передавали как рекс. Но гуннский титул каган они могли ценить. Ибо этот титул олицетворял большую мощь и власть самих гуннов. Если конечно они его вообще использовали. Ибо у греков и римлян гуннами правят архонты и регисы рексы.
Но основные тексты той Руси, в Киеве, в этих вонючих пещерах и поповских зданиях писали поклонники того самого еврейского раввина! Это они не знали, точнее не хотели знать про остров Руси. И князья им в этом помогали, ибо надеялись через раввнина попасть в его срай, и ходить ему там молиться весь день (в одном из ранних текстов в котором какой-то хрен, якобы побывавший у раввина в раю рассказывал, что все святые там весь день ходят и только и делают что славят этого бога, это всё, что они там делают :))) ) И князья туда надеялись попасть несмотря на то, что творили кучу всяких злодеяний, но раввин всех прощал, если его в качестве бога принимали! Вот и писали попы свободно то, что они писали в промежутках между ублажением друг друга. А русь обычная - разумеется прекрасно всё знала. Даже до Пушкина и то дошло их знание!
Да и например, разве англичане из Новой Англии 16-17 веков не знали про Англию на острове? А американцы из 18-19 разве про неё забыли? Так что идея, что русь забыла про свой остров после того, как этот пиздострадалец "Владимир Святой", которого сейчас с какого-то перепоя приравнивают к древнему русскому Владимиру Красное Солнышко (который вероятно ещё в Тидрек саге упоминается как король русских Вальдимар, ибо у них ровно ничего общего, кроме имени, по сути просто ни одного совпадения, это всё равно что приравнять Адольфа Шаевича и Адольфа Гитлера) притащил на Русь попов с их поповниками и раввином - вряд ли оправдана. В гробу там все видели этого раввина в белом саване ещё долго! Просто его поклонники стали писать "историю Руси". А потом к ним ещё и шведы присоединились со своей версией! :)))
А мы не знаем куда направлялись те послы, которые дошли до Ингельгейма - может они как раз и шли в исконную Русь, то есть на Рюген. И я думаю, что скорее всего туда и шли. До Рюгена через Ингельгейм добираться вполне логично, кстати говоря! Можно - через Днепр, потом Двину - в Рижский залив или Ловать с Волховом и через Ладогу в Финский залив и на Балтику. И так до Рюгена. Но можно были и через Дунай и Ингельгейм. И кстати каган на Рюгене мог править с той поры, как Атилла назначил русского короля ещё с тех кремён, когда гунны победили ругов русов по саге о Тидреке Бернском. Тогда же Атилла назначил русского короля в саму Русь! И тогда же русские и могли подцепить кочевнический термин "каган" в своё высшее титулования власти. Я тут набросал примерно что мы знаем:
Кстати этот текст я подкорректировал - в Слове о полку Игоревом не каганье время упоминается, а просто когань Олег. Что тоже не мало. А титул каган у тюрок всё же и правда хорошо известен в источниках. Ою этом арабы пишут. Упоминается он также на Тибете.
При этом, в Восточной Европе, судя по всему какая-то база у руси уже была - может быть ещё на севере, а может быть уже и в Киеве, только если про Киев речь, то вероятно не подчинявшаяся ещё местной восточно-европейской русской династии, потомкам Рюрика. В Киев же даже по ПВЛ сначала ушли Аскольд с Диром. Хотя они ушли туда вероятно ближе к 860 году всё же, если на ПВЛ ориентироваться. Но там могли быть и более ранние русы. Ибо оттуда ходить на Константинополь конечно намного проще, чем с Рюгена. Но при этом они могли подчиняться ещё Рюгену, считать себя представителями рюгенского кагана. Кагана острова Руси, как его арабские тексты называют. И обратно могли идти к главному своему босу - на Рюген, на Аркону.
Reply
Но каган из БА скорее всего был от аваров. Это вполне будет также соотносится с "русами" из Центр.Европы. Возможно, что некая группа русов и авар мигрировала в ВЕ после окончательного исчезновения Аварского каганата. Вот и "каган русов". Но для нас важно, что этот "каганат росов" из БА не носил названия типа "Русь". Во всяком случае в источниках такового не фиксируется.
Reply
Про аваров там нет ничего. При этом по арабским источникам мы знаем, что островом Руси правил каган. Арабы много раз это повторяют. Значит этот термин вероятно рюгенский ещё. Хотя восточноевропейских русских каганами тоже частенько называют - в тексте у меня перечислено. Русские получили этот степной азиатский титул вероятно ещё во времена Атиллы, который победил русских и назначил им короля, о чём свидетельствует Тидрек сага. Вероятно тогда русские могли позаимствовать и этот титул власти. Видсид тоже фиксирует некоего короля хольм ругов по имени Хагена. Этот титул с русскими вероятно ещё со времён Атиллы и он явно бытовал на Рюгене.
Reply
Так от аваров легко выводится титул кагана. Притом известно об упоминаниях русов в источниках касательно Центр.Европы(напр.Раффельштеттенский ТУ).
Притом, авары приходят в Подунавье в 560х годах, а последнее упоминание о дунайских ругах это 550е годы. Т.е. в Центр.Европе могла возникнуть в это время некая славяноязычная элитная группа, относящая себя к потомкам ругов, но имеющая славянское название(типа "рузи"\"русь".
Можно допустить, что после разгрома авар франками, где-то в 810-820х гг, часть этой группы, с частью авар, мигрировала в Вост.Европу и создала там свою политию - "каганат росов"(из БА). Каганом же стал славянин из этой группы русов. И что интересно, можно также предположить, что этот каган был христианином, ибо в 805 г. каган авар принимает христианство. Тогда объясняется почему Феофил так беспокоился об этих росах-посланниках в своём письме к Людовику(т.е. тут не только некий выгодный договор, который предлагал Греку этот "каган росов", но и союзник-христианин, а не язычник).
Относительно существования титула кагана на Рюгене, то это очень сомнительная версия, так думается.
Reply
Авары тоже могли принять участие в этом. То есть от аваров русь тоже могла позаимствовать этот степной, азиатский титул. Тем более, что авары доподлинно этот титул использовали.
Но я думаю, что это могло произойти и раньше, ещё от гуннов. Хотя относительно гуннов мы точно не знаем, использовали ли они, в принципе, этот титул власти. Или носили какой-то другой. Ибо греки с римлянами их высшего титула, в отличие от титула авар, в своих источниках не зафиксировали и называли их только по-своему архонтами или рексами. Однако, учитывая популярность и просто таки тотальность титула каган у степняков - вполне вероятно, что гунны тоже управлялись каганом.
При этом в Тидрек саге, которая описывает в том числе центрально-европейских ругов (но видимо и южно-балтийских тоже, хотя тогда они вероятно ещё были одним целым), именуя их естественно, русами, указывается, что рассорившись с Аттилой, руги/русы проиграли ему войну, после чего Аттила назначил из их числа короля в Хольмгард, то есть в Русь. И вероятно на тот момент речь именно о Рюгене, о "хольме", то есть острове в Гардах (то есть на Южной Балтике, которая характеризуется большим количеством всяких гардов, то есть городов и крепостей в названии которых присутствует слово "гард" (их и до сих пор там полно). До Новгорода на Волхове конечно оставалось ещё несколько веков. И именно тогда руги-русь могли получить от гуннов этот титул каган. А титул этот был весьма славный, ибо много народов и большая сила подчинялись ему. И они вполне охотно могли его принять.
Насчёт Рюгена - арабские источники неоднократно повторяют мысль, что остров Руси управляется каганом Руси. Если остров Руси это Рюген (а разумеется, это именно так и есть), следовательно, Рюген и был той землёй Руси в которой изначально сидел русский каган. И восходит это вероятно к назначению рюгенского короля Аттилой.
В Видсиде тоже присутствует утверждение, что Рюгеном, точнее хольм ругами, островными ругами правит некий Хагена:
ætla weold Hunum, Этла правил гуннами,
Eormanric Gotum, Эорманрик готами,
Becca Baningum, Бекка банингами,
Burgendum Gifica. бургендами - Гивика;
Casere weold Creacum Кесарь правил греками,
ond Cælic Finnum, а Кэлик финнами,
Hagena Holmrygum Хагена хольмрюггами,
Аттила правил гунами,
Германарих - готами,
Кесарь греками (но это для любого периода справедливо)
Хагена правил островными ругами.
Значит этот титул у ругов появляется ещё во времена Аттилы. И бытовал именно на Рюгене. А из него попал и к нам, в Восточную Европу. И я полагаю, что послы росов, которые побывали в Византии, а потом и в Ингельгейме - вышли именно с Рюгена. Именно поэтому Людовик мог решить, что это свеоны, может быть те были в их составе, а может речь о том, что в их землях текла река Свина, которая и сейчас там течёт, или просто о том, что они живут на островах в Балтике, а ещё во времена Карла Великого - обитателей остров Балтики франки описывают как свеонов. Это в тексте времён Карла присутствует. Хотя вероятно по пути к грекам они прошли и через восточно-европейские владения ругов-руси, через какие-то первоначальные их фактории там и колонии, которые Русью, как государством ещё не назывались. Но всё же уже вполне могли существовать. Наверное и на севере - в Ладоге, Любше, а может и в районе Киева уже что-то. А вот обратно они пошли через Дунай. Но не свернули на север в районе Кракова, чтобы выйти по Висле в Балтику, и даже не пошли в Прагу, чтобы подняться по Влтаве и Лабе на север, а дошли до Ингельгейма, ибо им представилась хорошая возможность побывать у франкского императора и вероятно от такой возможности они не отказались.
Reply
Относительно "Видсида".
В этом перечне ведь нет титулов, перечислены лишь имена правителей. "Кесарь" - это условное общее имя правителей Византии, и оно употреблено здесь именно как имя, а не как титул, хотя термин "кесарь" и имеет ещё значение титула.
Хаген - это известное германское имя эпохи раннего средневековья. Так звали одного из персонажей "Сказания о Нибелунгах", антигероя, врага Сигурда. Т.е. Хагеном обозначен правитель "островных ругов", но это имя правителя, а не никак не титул.
Если в поэме упоминается и Этли(Аттила), то значит это время поздней античности, когда существовали ещё и античные руги(которые не славяне). Т.е. германское имя(Хаген) у правителя ругов здесь вполне уместно.
Отсюда следует, что речь в "Видсиде" идёт об имени, а совсем не о титуле. Т.е. "каган" тут не имеет места.
Reply
Я знаю про имя Хагена, или Хаген. И оно и правда пару раз упоминается в источниках, в томи числе в песне о Нибелунгах. Но может быть - это как раз не просто германское имя, а слово превращённое в личное имя дикими германцами после того, как они познакомились с титулам каган? Ведь что ни говори - хаканус, каганус, каган, хакан (у арабов в оригинале), хагена, хаген это весьма близкие формы.
Насчёт упоминания имени Хагена у ругов с Рюгена во времена Видсида да, конечно подразумевается, что это личное имя. Но не факт, что это не есть на самом деле, упоминание их титула власти, который был адаптирован в личное имя. Также как у греков - титул кесарь был упомянут по сути на правах личного имени. Возможно англы как раз перепутали ругский русский титул власти каган, который достался тем ещё от гуннов с германским именем Хагена, которое и само, я полагаю, может восходить к тому же самому титула власти степняков.
Reply
Так это перечень именно имён, титулов там нет. То, что "Кесарь" имеет ещё и значение титула совсем не означает, что слово употреблено именно в занчении титула. Оно - в значении имени, как и все остальные. Это вроде очевидно.
Но никто не знает в Европе и не слышал, чтобы правителя Рюгена называли "каганом". А ведь это необычно, и без сомнения бы привлекло внимание. Но такового не наблюдается. Значит версию о "кагане" на Рюгене видимо придётся всё-таки оставить.
Reply
Да - конечно и Хагена и Кесарь упоминаются в данном тексте на правах имён. Но ведь Кесарь именем не являлось на самом деле, а было титулом. Древние английские сказители, написавшие Видсид - ошиблись, приняли титул "цезарь, император" за имя, расценили титул греческого владыки, в качестве его личного имени. Следовательно, такой же случай мог произойти и с Хагеной. Может и финский Кэлек кстати тоже был на самом деле титулом.
Ну тут мы не знаем причин почему европейцы обычно своими формами называли русских правителей. Однако в Бертенских анналах и в Видсиде что-то сохранилось. Европейцы и восточно-европейских русских князей именуют только королями, князьями и герцогами. Хотя русские из ВЕ на самом деле титул каган точно знали и это прямо зафиксировано в древнерусских источниках. Но европейцы почему-то предпочитали свои титулы.
Однако у нас при этом есть прямые и многочисленные свидетельства арабов о том, что островом Рус правит каган Рус. И это, на мой взгляд - не мало.
Reply
Кроме Ибн Русте нет свидетельств, что островом русов правит каган русов. Остальные авторы лишь заимствовали это у Ибн Русте.
Ибн Русте лишь соединил два старых сюжета об "острове русов" и о "кагане" русов в один. Притом оба этих сюжета изначально относятся к IX веку, т.е. это сведения заимствоваванные из прошлого, а не современные автору.
Reply
Даже если бы это был один Ибн Русте - это уже немало! Это важнейшее и прямое свидетельство. Но при этом он всё же не один, арабов, персов и турок с островом руси - дофигища. И некоторые из них добавляют весьма интересные детали, которых у Русте нет. Откуда они их брали? Я полагаю - подходили к руси и расспрашивали про их остров и кагана.
Это лишь трактовка, что он соединил эти сюжеты, которую Вы почему-то предлагаете. Но она не является обязательной. И русь вполне могла рассказывать арабам про свой остров и в 10 веке и в 11 и даже в 12 - и непосредственно лично известную им информацию, и всякие предания.
И у нас ещё к тому же есть Видсид и Тидрек сага.
Reply
Так русы во времена "Киевской Руси" ничего уже не знали ни об острове, ни об кагане, поэтому что же они могли рассказать о чём понятия не имели.
Reply
Да с чего им было не знать-то? Как они могли этого не знать? Ей богу странная идея. Если вон даже до Пушкина дошла фольклорная информация о процветающем, богатом, изобильном русском острове, по сути главной и лучшей части Русской земли, который ведёт торговлю со всем миром. Сказка о Царе Салтане - это что такое? Откуда он это взял? По магическим событиям - это пересказ сказок типа "по локоть ручки в золоте, по колено в серебре" про "святого Егория", где бог весны, победив врага и вернув престол, ходит творит всякие чудеса - природу оживляет, города появляются и прочее! Энергия созидания. Это бог Ярила, или весенняя ипостась Перуна, наверное. Всё то, что делала царевна Лебедь в сказке Пушкина в этой сказке, на самом деле, делал Ярила, "святой Егорий". И короля там зовут Додон. У Пушкина тоже есть и Додон/Дадон и Гвидон. Ещё это кстати похоже на Бову Королевича. Впервые Бова Королевич, сын русской принцессы Ринды с Рюгена, с Арконы, упоминается у Саксона Грамматика он потерял престол в борьбе со злым королём а потом вернул себе этот престол. Это то же самое предание о чередовании времён года. И он был сыном Одина. Потом по всей Европе про него рассказывали и там был и Додон и Гвидон. Но первое упоминание этого персонажа у Сакона - Bous. Сын русской королевы Ринды и Одина. Один - это видимо то, что у нас выглядело как Додон и Гвидон. Саксон расценил это как Один. Но это видимо Рюгенский вариант предания о Яриле, весеннем боге. И Пушкин пишет про процветающий русский остров и там у него и Гвидон, и царевна Лебедь которая творит все чудеса, которые творил, на самом деле Ярила. И у Пушкина, как и положено, этот сюжет разворачивается на русском острове, изобильном и торгующем со всем светом. И даже с Салтаном. Которого Пушкин в папы Гвидона переопределил. Но исходно видимо, султан - это просто тот, с кем этот остров торговал. А Вы говорите они в 12 веке не помнили, или в 10! Когда даже Пушкину про этот остров вон рассказали!
В 11, 12 веках, когда в "Киевской Руси" начали писать собственные тексты, там просто всё это не приветствовалось, ибо остров этот никак не участвовал в поклонении еврейскому раввину, вертикального взлёта, из которого его поклонники упорно стали изображать бога и по нескольку раз в день службы ему вести! Восточно-Европейская Русь приняла, как и прочий тогдашний мир, поклонение этому персонажу. А Русь Балтийская про это и слышать не хотела до 12 века. Но это не значит, что русы из ВЕ забыли про свой остров. Тогда не то, что двоеверие ещё было. Тогда по сути только в некоторых главных городах стояли поповские церкви, а народ в массе своей, включая потомков русов, и знать ничего про еврейского раввина не знали. И все продолжали верить в то, во что и раньше верили! Вон ещё в 16 17 веках попы сокрушаются что народ массово и Перуна почитает и Купалу и прочих! И "богородица", мама их еврейского раввина, по этому поводу сокрушается и плачет! :))) Это только потом, с течением веков им в основном удаётся подменить народные верования на заметную часть (да и то не полностью) и пропихнуть везде этого своего обожаемого летающего раввина (а к нему реально по ходу сказок про его жизнь, известных как "святое писание" постоянно обращаются как "ребе", многократно - он реально раввином и был, даже по тексту этих его "приключений"). В Слове о полку Игоревом даже ни малейшего намёка на этого раввина нету! Ни малейшего - ни один из героев ни разу ни перекрестился, ни помолился "господу", ни вспомнил ни пол словом этого "бога". Даже близко ничего нет.
Reply
Но в русских сказках нет кагана, и если бы такой титул существовал, то он наверняка бы попал в сказки. Простой вывод.
Так про остров никто не спорит, разговор о том, что на Острове якобы правил именно каган. Вот здесь явный абсурд.
И повторюсь снова: русь ставила свои крепости в ВЕ на "островах", или на участке территории огороженной водой. Это очень удобно и для безопасности в том числе. Т.е. "остров русов" у арабов получил широкое значение как некоего условного образа обитания русов. И хотя изначально "остров русов" возник именно от Рюгена, расширение этого термина никак не противоречит общей ситуации для обозначения локализации русов у арабов.
Reply
В сказках каган вроде не упоминается, хотя это неплохо бы уточнить. Но сказки подверглись существенному шифрованию - все реальные имена были заменены на всякие там Иваны, Марьи, Василисы, Елены, Егоры, Георгии прочие Елисеи. Которые разумеется в языческих гимнах и мифах, коими являются многие сказки никак не могли присутствовать. Но однако за рассказы языческих мифов с какого-то момента можно было на "святой Руси" легко и просто костёр схлопотать, или выдавливания костей из пальцев, которыми на гуслях играли, а потом четвертование и повешенье! Ибо такие твари на Руси тогда власть удерживали и молились этому своему раввину, по несколько раз в день, выставляя его богом. Поэтому языческие мифы и гимны стали превращаться в повествования про всяких там Ивана Царевича, Ивана Дурака, про Василису Премудрую, Марью Моревну и прочее в таком духе. И каган, как символ власти в Древней Языческой Руси тоже мог по этой причине быть отцензурирован оттуда.
Но в источниках русский каган имеется. Почему с этим надо бороться?
Насчёт острова Руси - всё таки у арабов он чётко описывается, как остров посреди моря, или сразу и на море и на озере (и Рюген очень похож на эту картину). И на нём множество городов и народа и правит каган.
Я кстати допускаю, что полученный от гуннов титул каган (но может и от аваров, хотя Тидрек сага про гуннов говорит) у ругов руси вполне мог сосуществовать и с заимствованным у германцев князем, и с титулами типа владыка, воевода, которые характерны для всех славян, а равно и с титулом типа король, который был взят у франков всеми славянами, может у них и какие-то свои исконно ругские титулы были, которые римляне передавали как рекс. Но гуннский титул каган они могли ценить. Ибо этот титул олицетворял большую мощь и власть самих гуннов. Если конечно они его вообще использовали. Ибо у греков и римлян гуннами правят архонты и регисы рексы.
Reply
Но основные тексты той Руси, в Киеве, в этих вонючих пещерах и поповских зданиях писали поклонники того самого еврейского раввина! Это они не знали, точнее не хотели знать про остров Руси. И князья им в этом помогали, ибо надеялись через раввнина попасть в его срай, и ходить ему там молиться весь день (в одном из ранних текстов в котором какой-то хрен, якобы побывавший у раввина в раю рассказывал, что все святые там весь день ходят и только и делают что славят этого бога, это всё, что они там делают :))) ) И князья туда надеялись попасть несмотря на то, что творили кучу всяких злодеяний, но раввин всех прощал, если его в качестве бога принимали! Вот и писали попы свободно то, что они писали в промежутках между ублажением друг друга. А русь обычная - разумеется прекрасно всё знала. Даже до Пушкина и то дошло их знание!
Да и например, разве англичане из Новой Англии 16-17 веков не знали про Англию на острове? А американцы из 18-19 разве про неё забыли? Так что идея, что русь забыла про свой остров после того, как этот пиздострадалец "Владимир Святой", которого сейчас с какого-то перепоя приравнивают к древнему русскому Владимиру Красное Солнышко (который вероятно ещё в Тидрек саге упоминается как король русских Вальдимар, ибо у них ровно ничего общего, кроме имени, по сути просто ни одного совпадения, это всё равно что приравнять Адольфа Шаевича и Адольфа Гитлера) притащил на Русь попов с их поповниками и раввином - вряд ли оправдана. В гробу там все видели этого раввина в белом саване ещё долго! Просто его поклонники стали писать "историю Руси". А потом к ним ещё и шведы присоединились со своей версией! :)))
Reply
Leave a comment