Битва у Судака между сельджуками и половецко-русским войском около 1220 г. стала своего рода репетицией катастрофы на Калке, что
отметил в своем докладе А.В. Мартынюк. В конечном итоге, сельджуков ждала судьба, схожая с судьбой русских княжеств. Они частично попали под прямое управление монголов, частично - признали их господство, обязуясь выплачивать дань. Как и на Руси, одно из княжеств в конечном итоге начало новую эпоху, возродив в новой форме прежнюю славу и государственность. Об определенной синхронности истории Османской империи и Российского государства уже ни раз говорилось. Однако, на этом связи Руси и сельджуков не заканчиваются. Из судьбы были тесно переплетены, хотя редко пересекались в ранний период. История, которая привела к возникновению Сельджукской империи началась далеко от мест их изначального местожительства в степях Казахстана.
Примерно во втором десятилетии обострилась ситуация на северных границах Хазарского каганата. Хазары предали русов, возвращавшихся из каспийского похода 913 г. Это стало причиной многолетнего конфликта между Русью и Хазарией, который в конечном итоге и положил конец этому государству. Специалисты считают, что хазары, в качестве антирусской меры, наложили санкции, перекрыв доступ арабскому серебру в Восточную Европу. Русь была вынуждена искать обходные пути для торговли с Востоком, переориентировавшись на Волжскую Болгарию. Это стало началом возвышения государства на Каме. А также, как я считаю, именно это стало причиной освоения русью будущей Ростовской земли и верхнего Поволжья.
Возвышение Волжской Болгарии неизбежно должно было привести к трениям с Хазарией, которая оставалась могущественной державой, доминирующей на юго-востоке Восточной Европы. В поисках поддержки, правитель болгарский (ильтебер) Алмуш прислал посольство в Багдад. Целью посольства было получение денег для строительства крепости на границе с хазарами. Деньги должны были стать залогом нового союза и средством мистической передачи удачи халифа его новому "вассалу". Алмуш также принял ислам, положив начало исламизации Поволжья. В 922 г. из Багдада выступил караван, который должен был обойти Хазарию через Среднюю Азию. В составе каравана находился Ахмед ибн-Фадлан, которому мы обязаны бесценным описанием этого путешествия. Ахмед Фадланыч оставил красочное описание не только похорон знатного русина, но и совета огузских старейшин о судьбе посольства, которые решали "разрезать их на пополам" или нет. К нашему счастью все это закончилось благополучно. Караван достиг цели, миновав не только огузов, но и более бедные и дикие кочевые племена. Я считаю, что караван Фадланыча проложил новый маршрут, связавший Волжскую Болгарию со Средней Азией. Огузы стали более интенсивно взаимодействовать с исламским миром. Через лет 30 после путешествия на Волгу один из вождей огузов, Сельджук, откочевал в Мавераннахр, где принял веру пророка Мухаммеда. Его народ стал называться туркменами и сельджуками.При внуках Сельджука его народ перешел к завоеваниям. Между 1040-1090 гг. ими была создана огромная империя от Синая до Памира, от южного побережья Черного моря до южного побережья Персидского залива.
Таким образом, активизация Руси на Средней Волге, как мне кажется, привела к формированию великой империи на Ближнем Востоке. Часть огузских племен не приняла ислам. Воспользовавшись тем, что Ярослав Мудрый сокрушил печенегов в 1036 г., они начали движение в степи Северного Причерноморья. В русских летописях они были известны под именем торков, но повторить даже успех печенегов, не то что повторить подвиги сельджуков, торкам было не суждено. Они были разгромлены русскими князьями в 1060 г. По следам торков в Причерноморье пришли половцы. Торкам не оставалось ничего иного, как просить земли для поселения у своих русских победителей. Их судьба - это судьба пограничников Русской земли. Они стали черными клобуками.