Летом филолог и историк Ф. Успенский выложил на сайте Academia.edu
большую статью, посвященную Якуну, варяжскому князю, о котором повествуют ПВЛ, НПЛ и Киево-Печерский Патерик, и его племяннику Шимону Африкановичу. Статья, как это всегда бывает у Успенского, получилась очень интересная и познавательная. К сожалению, для Успенского, как и многих
(
Read more... )
Хм... а может посмотрим с другой стороны? В каких европейских языках имя Симеон/Симон/Семён имеет форму «Шимон»? Насколько мне известно, у скандинавов оно в таком виде не встречается. В отличие от западных славян, например.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
"Наш варяг и на родине мог носить христианское имя Симон, но в скандинавской огласовке - с шипящим согласным (этому простому объяснению несколько препятствует то обстоятельство, что христианских имен в Скандинавии в XI столетии не так много, а календарное имя Симон начинает фиксироваться в Норвегии лишь с середины XII в., а в остальных частях полуострова и того позднее [Lind 1905-1915, Р. 903-904]). С другой стороны, он мог быть обладателем одного из чрезвычайно популярных во всей Скандинавии нехристианских имен с элементом sigr - (например,Sigmundr ),которое было воспринято русскими книжниками как Шимон.
Проблема ре-конструкции первоначального имени пришедшего на Русь Шимона / Симона требует отдельного, весьма обширного, обсуждения, однако каково бы ни было ее решение, в перспективе данной работы оно не будет иметь сколь-ко-нибудь определяющего значения, а потому мы сознательно отвлекаемся от ее детального рассмотрения."
Reply
В принципе, я не топлю за его скандинавскую "национальность". Просто это семейство не вписывается в религиозную и политическую карту Южной Балтики. Из славянских варягов христианами в это время были Ободр ты, а там таких князей в это время не отмечено. Впрочем, об этом я в посте писал.
Учитывая, что я склонен связывать Акуна с Борнхольмом, шепилявили ли скандинавы или нет, не принципиально. Шимон мог шепилявить в силу дефекта речи, или получить имя от вендского священника.
Reply
Что значит не отмечено? А сколько отмечено? - Раз-два и обчёлся. Если княжеские династии там уже 300 лет как минимум существовали, то сколько за это время разных князей и князьков у них могло появится? - Немерено.
Reply
Reply
Так посмотрите сколько немецких княжеских родов со славянскими корнями например!
Вот именно, что не надо упрощать до примитивности.
Напоминаю, что Рюрик это - "некий князь", т.е. не поймёшь какой, какой родовитости да знатности, и это в родословной самих Рюриковичей.
Reply
Князем кого попало на Руси не называли. Акун определённо правитель уровня племенного вождя, типа ярла, князя племенной области, графа и тп
Reply
Отсюда - сколько княжеских родов в этих трёх княжествах за 300 лет? Сколько "областных" центров на территории ободритов? Что, не может Акун быть правителем одного из них? Что-то не пойму проблемы! У скандинавов же намного меньше было и городов и подобных админ-территорий. Где логика? У скандинавов - было, а у ободритов типа шаром покати, хотя всё наоборот по всем сведениям должно быть.
Reply
Как сказано в Фульдских анналах, в 844 г. Людовик Немецкий (восточнофранкский король) «усмирил» ободритов, пойдя на них войной и убив их «короля» Гостомысла. Землей же их и народом, который бог сделал ему подвластным, он распорядился через князей. (Annales Fuldenses. Hannoverae, 1891. P. 35, пер. В. К. Ронина).
Т.е. на территории ободритов кроме их "короля"(типа великого князя) были ещё и князья, правители отдельных территорий. И это 844 год. Так сколько княжеских династий образовалось и сменилось в этих ободритских областях за 300 лет?
Акун не мог принадлежать к одной из них что-ли?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment