Перунова месть

Dec 07, 2019 21:09

Исходник
На днях наткнулся на весьма любопытную чешскую, вернее, пражскую легенду о Перуне, этнографическую достоверность которой мне так и не удалось определить. Иначе говоря, она вполне может быть как действительным преданием далеких веков, так и "новоделом", созданным в нашем веке для привлечения туристов. Поэтому я прошу воспринять ее именно как легенду и не более того. Хотя несколько весьма любопытных связанных с ней совпадений я все же укажу ниже, после пересказа текста.


ПреамбулаИтак, думаю, всем известна одна из главных пражских достопримечательностей - Карлов мост, возведение которого Карлом 4. было начато в 1357 и закончилось в начале 15. века.
Так вот, если встать на Малостранской стороне моста лицом к Старомнестской, то по правую руку на пилоне, расположенном на острове Кампа, будет видна статуя, изображающая одетого в доспехи рыцаря с сияющим золотым мечом в руке. Это - герой народных сказаний Брунцвик, у которого не было единого исторического прототипа. Предания о нем вобрали в себя все - от Одиссеи и плаваний Синдбада, до рыцарских романов Европы и фрагментов биографий вполне реальных лиц из соседних стран. Но речь не о нем.

Брунцвик, скульптура 1886 года, Людвик Шимек


ЛегендаГоворят, когда-то на том самом месте, где сейчас стоит статуя Брунцвика, была священная роща, посвященная Перуну, в которой стоял его кумир, сжимающий в руке меч. Горожане часто приходили туда, чтобы разрешить свои тяжбы. Однако когда христианство пришло в Прагу, священные деревья были вырублены, а кумир - сброшен в реку. Люди, преданные старой вере, пытались достать кумир из речных вод, но те навсегда скрыли от людских глаз изображение бога. И тогда оскорбленный бог решил наказать тех, кто его предал: являясь прохожим на мосту (видимо, имеется в виду Юдитин мост, стоявший когда-то на месте Карлова, а возможно, и его деревянный предшественник) под личиной богомольца, он рассказывал им, что побывал в святой земле и узнал: если спрыгнуть в воду возле креста, украшающего середину моста, то попадешь сразу в царствие небесное. Единственное, что отличало его облик от обычного богомольца - отсутствие крестика на посохе, поэтому многие ему верили и бросались в воду. И так продолжалось многие десятки или сотни лет, до тех пор, пока с ним не повстречался один богомолец, в самом деле вернувшийся из святой земли и имевший дар видеть, кто есть кто. И когда этот последний приложил к руке бога крестик из кипариса с Голгофы, то на ней тут же образовалась язва, загремел гром, богомолец ослеп, а когда вновь прозрел - увидел, что весь мост разрушен, уцелел лишь тот пилон, на котором стоит он сам.
Больше, гласит легенда, Перун не карал на мосту неверных, а чтобы окончательно лишить его силы, в один из пилонов моста был вмурован меч, который некогда сжимал в руке его кумир. На том месте, где когда-то стояло изваяние, была поставлена статуя Роланда, на которой были нанесены особые знаки, закрепляющие за горожанами Старого Мнеста (тогда еще - независимого) их права и свободы. Статуя простояла там до тридцатилетней войны, когда была сильно повреждена штурмующими город шведами. С отбитыми руками и ногами Роланд простоял до конца 19. века, когда во время реставрации и реконструкции моста его место занял Брунцвик. Говорят, тогда же, в 1890 году между камней моста был обнаружен замурованный огромный насквозь проржавевший меч. К сожалению, не только судьба, но даже и внешний вид его нам сегодня неизвестны. Некоторые рассказывают, что это - меч самого Брунцвика, способный убивать врагов самостоятельно: достаточно достать его из ножен и сказать, кого следует убить. Еще рассказывают, что в самые тяжелые для чехов времена, когда из недр горы Бланик поднимутся спящие там рыцари, то меч Брунцвика будет в руках ведущего их в бой с врагами святого князя Вацлава, что тот поднимет его с камней моста, из которых меч выскочит прямо под копыта его коня. Впрочем, другие считают, что меч сокрыт не между камнями моста, а в реке, где его в назначенный час найдет старуха, прядущая (стирающая) на берегу. Она и поднесет меч Вацлаву.

НаблюденияТак как я сам попросил Вас относиться к этой легенде только как к легенде, то я не стану анализировать ее на предмет достоверности и вообще не стану анализировать, однако поделюсь некоторыми аналогиями, пришедшими в голову во время знакомства с ней.

Свержение кумира в реку напоминает крещение Киева и Новгорода, причем в первом случае имеет место попытка спасти кумир ("выдыбай, боже"), а в последнем фигурирует и оружие Перуна - правда, палица, а не меч - которую он бросил на мост (!), где "люди будут убиваться во славу мою".

Странник, выдающий себя за посетителя некой "святой земли", у которого нет креста на посохе, наводит на мысли о богомольцах, ходивших из уже крещеной Чехии в Арконский храм. А самоубийство в качестве кратчайшего пути на в царствие небесное... Менее христианским представляется только поведение тех "христиан", которые этому богомольцу безоговорочно поверили.

Колонна Роланда 15. век, вероятно, Матей Рейск (музей Праги, гравюра получена от Й. Дёблера в 1822 году)

Любопытно, что знаки, символизирующие права и свободы горожан (вынесены на щитах), чрезвычайно напоминают небезызвестные "тамги" Киевской Руси, а так же владельческие знаки рыбаков с Руяны.
Кроме того, как минимум две летописных миниатюры из русских летописей





изображают кумиры Перуна как раз в виде скульптуры вооруженного мужчины, стоящего на столбе. Правда, в руке одной из скульптур копье, другой - что-то вроде пучка молний, и уж точно нигде среди атрибутов Перуна не упоминается меч (если не считать изображение Свентовита из Арконы, которого некоторые исследователи так же определяют как Перуна). Но, с другой стороны, и Чехия поближе к Руяне будет.
И напоследок: упоминание чудесной помощи, которая приходит в годину самых тяжких бедствий, неизбежно вызывает в памяти чудовищного вепря из Доленского озера, долженствующего появиться в аналогичной ситуации. Ну, и образ святого Вацлава с мечом Перуна в руках доставляет отдельно )))

традиция, язычество

Previous post Next post
Up