Череменецкий монастырь - военная база московского князя в северных землях

Jul 14, 2017 02:44

Оригинал взят у pohod_vosemvrat в Череменецкий монастырь - военная база московского князя в северных землях
Русские монастыри интересны далеко не только тем, что они были центрами духовной, интеллектуальной и экономической жизни в своем регионе. Многие из них были и оплотами военной силы, помогая контролировать пограничные или заселенные другими народами регионы. Об одном из древних монастырей Ленинградской области - Череменецком - я кратко расскажу, сопроводив рассказ фотографиями из нашего путешествия в эти края.





"Первые 10 монахов нашего монастыря были воинами" - сказал нам местный священник, когда мы сюда приехали. И это вполне сочитается с архитектурой храмов. Не осталось к нашему времени крепостных стен (видимо деревянных), но в церкви до сих пор угадываются черты средневекового замка, на который она похоже намного больше, чем на обычный храм.



Монастырь был основан - по одной из версий - в 1478 году. Напомним, что это был за год. В это время произошло историческое событие, повлиявшее на всю жизнь Русского Севера, причем повлиявшее скорее всего со знаком минус, вопреки тому, что с восторгом писали советские учебники. Московский князь Иван III ведет войска против независимой русской республики - Господина Великого Новгорода, участника Ганзейского торгового союза (аналог современного ВТО, а то и круче,т.к у Ганзы была своя администрация, флот, вооруженные силы). Новгород проигрывает, теряя независимость и республиканский строй, который был у него, если считать вместе с веками, когда была лишь номинальная слабая зависимость от Киева - с 862 по 1478 год - то есть 616 лет, большую часть его истории, что говорит об устойчивости строя (Московия, Российская Империя и СССР в сумме просуществовали меньше). После этого богатейший русский край, один из самых богатых и в Европе, с высочайшим уровнем культуры, превращается в одну из беднейших провинций России, коей и остается по сей день. То же самое произошло и с Псковом. Самые сильные и богатые части нашей страны после присоединения к Москве, к единому государству - были обескровлены и обессилены. Лучше б этого присоединения не было. Возможно, тогда бы образование единого русского государства произошло позже, на базе Пскова, Новгорода и Литвы, с Москвой в виде регионального центра, и Россия не испытала бы всех потрясений, что были в нашей истории.

В советской историографии принять говорить, что дескать не просто так Иван на них пошел - к Литве дескать хотели переметнуться. Ну во-первых, Новгород был независимой республикой - и сам мог выбирать, с кем быть в союзе. (Кстати, этот же аргумент любят рассказывать сторонники аннексии Крыма и войны на Донбассе - дескать, иначе б там были войска НАТО. Веками суть пропаганды не меняется. Про нападение на Финляндию говорили аналогично - мы напали, чтоб там не было немцев.)

А во-вторых - очень важное обстоятельство. Литва в то время была РУССКИМ государством. Православным. Где почти все говорили по-русски. В нее входили большинство русских земель, а современные литовцы тогда назывались жмудь, и роль их в государстве была невелика. А вот Москва была вассалом Золотой Орды. Кого должен был предпочитать Новгород в качестве союзника?
Так что подчиненный хана, с татарской конницей в своем войске - шел против русского государства, которое и победил, присоединив к себе. Через два года Иван освободится от вассальной зависимости от Орды (1480 год - стояние на реке Угре), и станет полновластным хозяином всех земель, начав подбирать ордынское наследие под себя. Московская Русь - не наследница Древней Руси, а наследница Золотой Орды, а Древняя Русь, ее культура, ее богатство - погибли с Новгородом и Псковом в эти годы.

Итак, основание Череменецкого монастыря, с монахами - воинами, которых явно было конечно больше 10, но видимо рядовых воинов не считали, было нужно именно для того, чтоб поставить под благовидным предлогом военную базу на Новгородских землях. Вроде бы как православие принесли мы сюда, гуманитарная помощь типа (мы знаем, какая "гуманитарная помощь" приезжает в грузовиках на место военных конфликтов сейчас). А на деле - вооруженные люди, готовые в любой момент взять под контроль водные и сухопутные пути.



Про водные пути надо сказать особо. Череменецкое озеро, как и многие другие озера Лужского района, является по сути расширенной частью русла реки. Посмотрите на карту - видно, что из озера вытекает речка, которая идет через озеро Толони, а дальше впадает в Лугу. Луга же связывает водным путем сотни километров территории, позволяя выйти в Балтийское море, а также в реку Оредеж, которая огибает половину северных владений Новгорода. Через протоки Череменецкое озеро связано и с другими озерами Лужского района. Так что озерно-речная система Лужского района ничуть не уступит по размеру и значению системе Вуоксы.



Монастырь был на острове (он и сейчас на острове, только построили к нему дамбу, по которой можно проехать на машине), как и положено укрепленному поселению. На фото - Череменецкое озеро , вид с другого берега.



Озеро, кстати, сказочно красивое!



Однако что годилось для контроля финских племен - ижоры и води, да прочей чуди, жившей здесь - не годилось для защиты земель от серьезного противника. Внук Ивана Третьего, Иван Грозный, в пух и прах проигрывает Ливонскую войну, в 1581 году сюда вторгается Стефан Баторий, разоряет все что можно, в том числе и сам монастырь. Кстати, в Псковской земле погром ему не удался, там его войско сломало зубы о псковские крепости, потеряло все силы, и ушло, заключив с Иваном Грозным мир, по которому Россия теряла свои северные крепости и земли, но сохраняла независимость, потому что пал бы Псков - пала б потом и Москва с полубезумным царем во главе.
Псковская земля смогла оказать сопротивление, потому что там оставалась сила и мощь с республиканских времен, а вот Новгород подвергся разорению со стороны Ивана Грозного - и землю защищать было некому...

После Смуты монастырь был восстановлен, однако , несмотря на то, что оказался прямо у границы со шведами, внезапно придвинувшейся так близко после Смутного времени, постепенно терял свое значение. Теперь это был уже только духовный и культурный центр севера новгородчины (сейчас монастырь на территории Ленинградской области, которой тогда не существовало).







В 1930 году монастырь был закрыт, монахи арестованы. Сталин, которого некоторые малограмотные люди считают чуть ли не возродившим православие после ленинского погрома, на самом деле физически почти полностью уничтожил русских священников и монахов. В лагерях были убиты и замучены сотни тысяч во время террора 30-х годов. Монастырь был превращен в турбазу, что ускоряло его разрушение.

В 1997 году монастырь был возобновлен. Восстановление церквей и монастыря в целом продолжается по сей день. Из руин заново почти полностью восстановили храм 16 века, один из древнейших в Ленинградской области.

А в конце хочу сказать о том, как мы тут побывали. Приехали мы к нему поздно, около 19.00. Охоранник у въезда на дамбу не хотел сначала пускать, но потом все ж позвонил начальству, сказав, что люди издалека приехали, можно ли им посетить монастырь. Местный служитель дал добро, и нас пустили, сказав, что нехорошо так поздно приезжать, ну да ладно. Дальше нам прочитали целую лекцию по истории монастыря, потом пустили внутрь храма.





Многие из нашей тургруппы поспешили осуществлять свои духовные потребности в виде заказа треб и покупки икон в церковную лавку, а остальные фотографировали или любовались природу.





И вот что интересно - в тот день по всему Лужскому району прошлась жуткая гроза с мощным ливнем. Залило и намочило все. А нам служитель сказал, что часто, когда где-то гроза, то монастырь она обходит стороной - святое место потому что. И правда! На нас не упало ни капли. Лило везде, а Череменец не тронуло. Действительно - Святое место!

военная история, архитектура, христианство

Previous post Next post
Up