Любопытная карта Европы времён Российской империи.

Jan 20, 2014 02:25

Очень любопытная российская карта Европы времён империи, на которой в пределах тогдашних Германии и Австро-Венгрии, помимо немецких названий различных географических объектов - указаны ещё и славянские варианты этих названий. Полагаю, эта карта может служить иллюстрацией к теме разгоравшейся тогда между Россией и Германией борьбы за господство в ( Read more... )

топонимика

Leave a comment

Comments 12

maxyki January 20 2014, 07:32:44 UTC
Спасибо за карту, очень интересно.

Reply

swinow January 20 2014, 07:41:31 UTC
На здоровье!

Reply


severr January 20 2014, 07:55:32 UTC
Старгородов целая куча

Reply

swinow January 20 2014, 07:57:10 UTC
Да - целых несколько! Есть и Старыград, и несколько Старгородов! Ну так и на самом деле - Старгардов в этих областях около десятка. И всё таки - это именно Старгарды.

Reply


maxyki January 20 2014, 08:50:43 UTC
Сдается мне, тут много и обратных переводов с немецкого. Например "Бранденбург - Погорельцы". Вряд ли немцы переводили со славянского в этом случае. Скорее всего сожгли город и уже потом назвали "погорелым".

Reply

swinow January 20 2014, 09:14:58 UTC
Нет Бранденбург вообще имеет другую этимологию, и происходит скорее всего от Бранибора. Лес, в котором была битва. По-славянски его так и называют сейчас - и чехи, и лужичане, и даже поляки - Бранибор. И землю Бранденбург называют Браниборско, кстати это название на карте тоже указано. Про пожар - это одна из ранних версий его этимологии, которая здесь отражена. Есть ещё от ирландца святого Брендона, якобы проповедовавшего у тамошних славян христианство, есть от слова "опухать", "набухать". Есть несколько версий. И немцы славянскую не особо любят. Хотя, скорее всего - она самая правильная.

А на карте этой и правда есть различные старинные трактовки топонимов. В том числе и этим она интересна!

Reply


colonel_hunter January 22 2014, 08:31:22 UTC
Это не уникальный материал. Это фантазии в стиле панславизма: ославянивание на основе реального материала (там, где он есть) или в стиле народной этимологии (Мюнхен - Мнихов) географическлой номенклатуры Центральной Европы.

Reply

swinow January 22 2014, 08:51:49 UTC
Насчёт Мнихова - Вы ошибаетесь. Именно так этот город действительно назывался и называется на языках соседних славян. В том числе и тех, которые ранее в обилии жили в Баварии. Это как раз совершенно подлинный пример. Это не значит, что Мнихов имеет славянскую этимологию. Название города происходит от от монахов. Мюнхен - означает "Монахов". Но местные славяне называли, а лужичане называют до сих пор его Мнихов. Вы просто не совсем в теме. Или вообще не в теме ( ... )

Reply

colonel_hunter January 22 2014, 10:55:19 UTC
Я не про то, что у многих топонимов в зоне германо-славянского контакта можно найти историческую (или "историческую") славянскую подоснову (Стариград и пр.). И не про то, что на волна национального романтизма (ХIХ в.) можно сконструировать славянское название, калькировав немецкое (Мнихов и пр.) - и не исключено, что оно даже приживется. Я про то, что так можно сделать любую карту Европу - тюркскую, кельтскую, "иллиро-венедскую" и т.д. и т.п. Иными словами, перед нами карта, отражающая геополитические проекты (или прожекты - как угодно) эпохи панславизма - и ничего более. Иные "любопытства" в ней найти сложно.

Так понятнее?

Reply

swinow January 22 2014, 12:49:43 UTC
Нет, всё таки Вы не поняли - Мнихов, это совершенно не сконструированное на волне национального романтизма название. Это совершенно оригинальное, аутентичное славянское название данного места. И более того - там вокруг него полным полно именно славянских по этимологии названий. В самой Баварии - просто сотни и сотни, хотя они бросаются в глаза не так сильно как в восточной и балтийской Германии. Но тем не менее. Славане а.) жили в самой Баварии очень даже массово, б.) жили и живут вокруг Баварии - в Тюрингии, Лужице, Чехии, Австрии тоже не менее массово. И у тамошней топонимистической номенклатуры есть и славянский вариант, вполне оригинальный и настоящий, который и отражён и на этой карте. Как минимум, частично. И ещё раз хочу до Вас донести - подавляющее большинство названий, показанных здесь в пределах Германии вполне себе подлинные. Хотя есть и модные тогда трактовки типа "Погорельцев" уже упоминавшихся ( ... )

Reply


aple_at_the_tab January 28 2014, 13:05:46 UTC
ничего себе! )

Reply

swinow January 28 2014, 15:32:32 UTC
Конечно!

Reply


Leave a comment

Up